АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ «РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ» АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ «РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ»
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа им. генерала Захаркина И.Г. г. Кременки»
Жуковского района Калужской области
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
«РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ»
Разработана: Шарапова Е.П.
Год обучения: 2016/2017
Возраст детей: 6,5 – 8 лет
2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы
Настоящая программа представляет курс внеурочной деяельности художественно-эстетической направленности. Ремесло росписи по дереву рассматривается в программе как составная часть народного искусства, часть фольклора, в которой опыт поколений выражен в художественных формах на основе образного метафорического мышления. Роспись подчиняется общим законам декоративно-прикладного творчества.
Актуальность программы
Народное искусство, как уникальный мир духовных ценностей это корневая система, питающая дерево современной культуры. Чем больше утрачивает современный человек связь с народными корнями и культурой своего народа, тем явственнее становится его духовное обнищание. Не случайно в настоящее время так остро возникла необходимость обращения к народному искусству. Возрождение искусства росписи является неотъемлемой частью знаний по традиционной культуре. При этом развитие творческих способностей у детей, осваивающих этот вид художественной деятельности, должно осуществляться в единстве с формированием духовно-нравственных качеств личности и ценностных ориентаций. Опора на национальное, народное искусство, родное и близкое, позволяет сделать молодое поколение наследниками своей культуры, передать им традиции, мироотношение их предков, вписать в их сознание национальную культуру во всем многообразии и многоцветии.
Отличительные особенности программы
Программа является авторской и составлена несколькими педагогами.
Программа представляет собой комплекс занятий, включающих в себя изучение истории промысла, техники росписи и основных композиционных приемов. Так как охватить все необъятное море народного искусства невозможно, в программе выбраны Городецкая, Хохломская, Мезенская росписи по дереву. Специфика данной программы заключается в достижении начальных профессиональных навыков в технике выполнения приемов росписи, и в проникновении в глубины народной культуры, в обогащении внутреннего мира учащегося.
Цель программы состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства
Задачи:
развивать природные задатки и способности, способствующие достижению успеха в изобразительном искусстве
развивать образное мышление при работе с декоративной композицией, эстетический вкус и чувство прекрасного
развивать индивидуальный почерк при выполнении росписи по дереву
научить приемам исполнительского мастерства
расширять знания по истории возникновения и развития искусства художественной росписи по дереву
дать представление о графических и свободно-кистевых видах росписи, научить техническим приемам их выполнения, изучить характерные особенности орнамента, цветовой строй различных видов росписи
познакомить с основами цветоведения и построения декоративной композиции
воспитать внимательное и бережное отношение к истории своего народа
воспитать чувство коллективизма, гражданственности и патриотизма через изучение народного творчества, возрождение и развитие национальных традиций
воспитать трудолюбие, бережливость и аккуратность в работе с материалами и инструментами
Возраст обучающихся. Режим работы. Сроки реализации программы
Программа предусматривает занятия в начальной школе из расчета 33 часа (по 1 часу в неделю) с обучающимися в возрасте от 6,5 до 8 лет.
Курс включает в себя теоретическую часть и практическую работу, обучение 1 год.
Формы и методы обучения
Данный курс предполагает использование как традиционных методов работы: рассказ, беседа, объяснение, наблюдение за жизненными явлениями; демонстрация иллюстраций, слайдов, репродукций, изделий народных мастеров, выполнение действий на уровне подражаний, тренировочные упражнения по образцам из книг, альбомов, рабочих таблиц, выполнение практических заданий по готовым изделиям народных мастеров или педагога; так и нетрадиционных: для более глубокого усвоения знаний желательно проводить праздники по отдельным разделам программы, на которые, для более яркого эмоционального воздействия, предлагается посещение музеев и выставок.
В работе по народному творчеству ясно прослеживаются разные типы уроков: теоретические, практические. Игра рассматривается как один из ведущих методических приемов в организации творческой работы обучающихся.
Основную долю программы составляет практическая работа, которая проводится на каждом занятии вслед за объяснением теоретического материала, В то же время предусмотрено участие в выставках и конкурсах.
При изготовлении изделий декоративно-прикладного искусства учащимся постоянно приходится думать над тем, как добиться единства традиционного функционального назначения и декоративности изделия, как сделать его более совершенным и выразительным с точки зрения эстетики. Все это создает дополнительные возможности для развития творческого воображения. Приступая к изготовлению изделия, учащиеся рассматривают различные варианты образцов, оценивают их достоинства и недостатки, учатся выбирать оптимальный вариант для заданных условий. Постепенно у них вырабатываются критический взгляд на работу, привычка контролировать технологический процесс и определять его оптимальные условия.
Кроме того, у учащихся формируются и такие качества личности, как аккуратность и воля, целеустремленность и настойчивость, инициативность и умение самостоятельно решать творческие задачи.
Реализация программы обучения служит хорошим средством их подготовки к труду и адаптации в обществе, помогает лучше познать корни и историю своего народа, культуру, находить и видеть красоту в быту и других сферах человеческой жизни, стремясь к тому, чтобы труд ремесленника приносил пользу и радость людям и чтобы престиж мастерового человека неизменно возрастал.
Условия эффективного развития творческой активности детей
1. Максимальная дифференциация заданий по уровню доступности для учащихся.
2. Ориентация на естественную, наиболее приемлемую для каждого конкретного ребёнка логику проявления творческой активности.
В творческом объединении создана эстетическая среда, которая уже сама по себе несёт воспитательные функции, атмосфера творчества, содействующая уверенности в своих способностях, что создаёт чувство защищённости. Каждый находит здесь дружелюбие, тепло и уважение к себе.
Весь процесс учебной деятельности основан на организации радостных переживаний познания, на организации успеха, на коллективном труде, на самореализации, на принципе сотрудничества и соучастия. Используются все 3 вида общения: учебное сотрудничество детей между собой, детей с педагогом, с самим собой.
Требовательность используется только на основе уважения. Чаще применяется метод поощрения, общественное мнение.
Знакомство с традиционной культурой русского крестьянина, отражённой в народном календаре, идёт по пути подготовки и проживания наиболее важных народных праздников: Святки, Масленица, Пасха, Красная горка. Опыт работы показывает, что дети полноценно осваивают народную культуру только практически, предельно активизировав свою деятельность.
Все это способствует созданию благоприятных условий для формирования у ребят мотиваций к познанию, к творчеству, к профессиональному самоопределению.
Материально-техническое обеспечение
Для проведения занятий используются наглядные пособия, схемы и таблицы. Таблицы, карточки и образцы с элементами росписи различной сложности готовятся заранее и раздаются детям на занятиях.
На занятиях в мастерской все необходимое для работы готовится самостоятельно педагогом с учащимися в соответствии с требованиями техники безопасности, производственной санитарии и гигиены труда.
ПРОГРАММА ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Программа рассчитана на 33 часа в год, занятия проходят 1 раза в неделю по 35 минут. Изучаются городецкая, хохломская, мезенская росписи.
Процесс обучения выстроен по принципу «от простого к сложному» и начинается с графической росписи, где выполняются изображение элементов карандашом, а затем заливка цветом. На 1 этапе для детей исполнение росписи по такой технологии гораздо проще. Учащиеся для постановки руки приступают к освоению графической росписи (мезенской).
По приобретению начальных навыков они переходят к более сложным, пластичным свободно-кистевым росписям (городецкой, хохломской), где наиболее важным является умение выполнять живописные мазки и оживки.
Изучая каждый вид росписи, учащиеся знакомятся с историей ее возникновения и развития, районом бытования, орнаментальными мотивами, цветовой гаммой, художественными образами и сюжетами, характерными для данного вида. При этом используются методы копирования, повтора и варьирования, которые являются следствием импровизации выполненной на традиционной основе.
Результатом изучения каждой росписи становится выполненное изделие.
Учащиеся должны знать:
правильное сопоставление цветов и тонов гуашью и акварелью при росписи
технику мягкого мазка от каплевидного до штрихового
особенности графической и мазковой росписи
творчество народных умельцев своего края виды декоративно-прикладного творчества народов нашей страны
правила техники безопасности и личной гигиены
Учащиеся должны уметь:
делать эскиз
делать художественные узоры графической росписи
делать художественные узоры городецкой, хохломской, мезенской росписей мазками
рисовать гуашью и акварелью по дереву
Учащиеся должны иметь представления:
о видах графического рисунка
о видах рисунка мазками
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1.
Введение в программу внеурочной деятельности. Организация рабочего места. Материалы и инструменты. Правила техники безопасности
1
1
2.
История возникновения и развития народных росписей
1
1
3.
Графические и свободно-кистевые росписи
1
1
4.
Технологии исполнения мезенской росписи
9
2
7
5.
Технологии исполнения городецкой росписи
9
2
7
6.
Технологии исполнения хохломской росписи
9
2
7
7.
Участие в выставках и конкурсах
2
2
8.
Итоговое занятие. Защита творческих работ
1
1
ИТОГО
33
9
24
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Введение в программу внеурочной деятельности. Организация рабочего места. Материалы и инструменты. Правила техники безопасности (1 ч.)
Рассказ о народных ремеслах, ознакомление с работой творческой мастерской, планами на учебный год и расписанием занятий.
Правила поведения и внутреннего распорядка, требования к учащимся.
Организация рабочего места.
Инструменты, необходимые для занятия росписью (виды карандашей, ластиков, типы кистей, их подбор).
Общее представление о разновидностях красок. Общее представление о породах древесины.
Ознакомление с правилами техники безопасности и личной гигиены.
Тема 2. История возникновения и развития народных росписей (1 ч.)
Истоки возникновения росписей.
Демонстрация образцов разных видов росписей.
Определение колорита росписей декоративно-прикладного искусства.
Тема 3. Графические и свободно-кистевые росписи (1 ч.)
Виды росписи. Характерные особенности графических и кистевых видов росписи. Виды орнаментов. Характерные для графических и кистевых росписей виды орнаментов.
Приемы работы различными типами кистей.
Упражнения для постановки руки.
Тема 4. Технологии исполнения мезенской росписи (9 ч.)
Теория (2ч.)
История возникновения и развития мезенской росписи. Характерные особенности элементы росписи, принцип построения композиции и цветовой строй росписи.
Бытовые предметы, украшенные мезенской росписью.
Общее представление о семантике элементов росписи.
Практика (7 ч.)
Приемы работы кистью. Тренировочные упражнения.
Технология письма мезенской росписи.
Подготовка эскизов простых и сложных композиций, варьирование элементов этого вида росписи.
Самостоятельная работа: выполнение росписи на плоскостном изделии. Выполнение росписи объемных изделий (солонки, ложки).
Тема 5. Технологии исполнения городецкой росписи (9 ч.)
Теория (2 ч.)
История возникновения и развития росписи. Район ее бытования.
Виды росписи.
Особенности растительного орнамента и основные мотивы, колорит росписи и технология выполнения росписных изделий, композиционное построение элементов орнамента на прялках.
Практика (7 ч.)
Освоение технологии выполнения орнамента росписи.
Выполнение эскизов с репродукций, фотографий и старинных образцов.
Самостоятельная работа над композицией (в круге, квадрате, полосе).
Подготовка изделий к росписи с соблюдением всего технологического процесса. Выполнение росписи изделия (панно, разделочные доски).
Тема 6. Технологии исполнения хохломской росписи (9 ч.)
Теория (2 ч.)
История возникновения и развития росписи.
Орнаментальные мотивы, цветовая гамма и композиционное решение росписи на различных предметах быта (прялки, набитухи).
Технология изготовления росписных изделий.
Практика (7 ч.)
Технологические приемы выполнения свободно-кистевых росписей.
Выполнение элементов растительного орнамента, птичек.
Подготовка эскизов со старинных образцов на бумаге. Выполнение росписи на изделии
Тема 7. Участие в выставках и конкурсах (2 ч.)
Подготовка работ учащихся к выставкам и конкурсам.
Оформление выставок в творческом объединении.
Тема 8. Итоговое занятие. Защита творческих работ (1 ч.)
Подведение итогов обучения (тест).
Награждение учащихся за достигнутые успехи.
ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РОСПИСИ
(может варьироваться в зависимости от вида росписи)
1. Анализ орнамента вида росписи
беседа об истории создания изделия
рассказ о мастерах
выделение элементов орнамента определенного вида росписи
сопоставление реальных и декоративных рисунков
чтение стихотворений, загадок, пословиц; игры
2. Составление эскиза
Эскиз выполняется в альбоме или на отдельных листах бумаги. Легкими линиями карандаша намечают главные элементы, не прорисовывая детали, так как декоративная роспись выполняется кистью и «тычком». Эскиз на бумаге должен соответствовать размеру деревянного изделия.
3. Перенос эскиза на изделие
При переносе эскиза на роспись надо помнить, что некоторые мотивы «рыбка», «цветы», «бабочка» и другие можно переработать в более интересные, красивые, праздничные, а иногда и фантастические образы. Изображение может меняться, но учитывается вид росписи, ее колорит, подбор цвета.
4. Подмалевок
Широкой (круглой) кистью подбрасываем силуэт букета или рисунок птицы, человека. Здесь обязательно надо следить за красотой и выразительностью силуэта изображенного, за ритмическим расположением рисунка, за соотношением масштаба росписи с площадью, формой и фоном рисунка.
5. Выправка
На этом этапе переходим от общего к деталям, добиваясь завершенности данного вида росписи.
6. Оживка линейная и белилами
Обращаем внимание на усиление теневых и освещенных мест в рисунке, бликовку белильные разделки листьев, стеблей, травки, цветов и других элементов рисунка. Выполняют ее мазками красками с обильной примесью белил на самых выпуклых и светлых местах.
7. Чертёжка и уборка
Завершающий этап окончательной отделки (золотой узор, тонкие линии, иногда четкая тонкая обводка рисунка).
МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ
1. Бумага
чертежная бумага для работы акварельными красками
эскизная бумага для работы простым карандашом, а также акварельными красками
копировальная бумага для перевода готового эскиза на изделие
наждачная бумага на тканевой основе для чистки поверхности деревянного изделия
2. Краски и грунты
гуашь доступна для выполнения декоративного яркого рисунка. Гуашь краска непрозрачная плотная; высыхая, она приобретает матовую бархатистость
акварель единственный вид красок, отличающийся особой прозрачностью, чистотой и яркостью цвета. Акварель содержит глицерин, который удерживает влагу, не дает краскам пересыхать
водоэмульсионная краска служит грунтом, создает ровную плоскость, заполняя маленькие трещинки. При смешивании с акварелью дает кроющую, окончательную поверхности. При высыхании не размывается водой
3. Графитовые карандаши
черные графитовые для выполнения эскиза (2М или ЗМ)
копировальные (химические) карандаши для работы на деревянном изделии (Т, ТМ)
4. Резинки для стирания
фабричные резинки средней мягкости
5. Палитры для акварели
пластмассовая палитра, имеющая углубление для разведения красок
обыкновенная фаянсовая тарелка с углублением
металлическая палитра
6. Клеи
клей ПВА для изготовления грунта (смешивание клея и гуаши). Клей ПВА добавляется также в гуашь для того, чтобы краска не растеклась на деревянном изделии
7. Таблицы с вариантами композиционных схем узора
8. Деревянные заготовки под роспись
доски разделочные
солонки
ложки
бочонки
9. Кисти для рисования
кисти колонковые применяются, когда требуется большая упругость и эластичность при прорисовке мелких деталей (2, 4, 6)
кисти беличьи круглые применяются в акварельной живописи по дереву, бумаге (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18).
кисти отводные (шлиппера) изготавливаются из волоса колонка, белки и применяется главным образом для нанесения и закрепления контуров рисунка
кисти флейцы изготавливаются из хребтовой щетины, из волоса барсука, белки (в виде лопаточки с короткой ручкой) и применяются для нанесения грунта, покрытия лаком
10. Губка, тряпочки, клеенки, баночки для воды, полотенца.
ЛИТЕРАТУРА
Арбат, Ю. А. Русская народная роспись по дереву [Текст]. - М., 1970.
Бадаев, В.С. Русская кистевая роспись [Текст]: учеб. пособие Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1004. -32с. для студ. учеб. заведений. - М.:
Барабулин, В.А. Подсобные художественные промыслы России. [Текст] М., 1983.
Бедник, Н.И. Хохлома [Текст]. Л., 1980.
Богуславская, И.Я. Русское народное искусство [Текст]. Л., 1976.
Василенко, В. М. Русская народная резьба и роспись по дереву XVII-XX веков [Текст].- М., 1960.
Вишневская, В.М. Хохлома [Текст]. - Л., 1969.
Горячев, В.А. Городец [Текст]. - М., 1999.
Жегалова, С.К. Русская народная живопись [Текст]. М., 1984.
Жегалова, С.К. Росписи Хохломы [Текст]: рассказ. М..Дет. лит., 1991
Жегалова, С.К., Сокровища русского народного искусства: Резьба и роспись по дереву. [Текст] / С.Г. Жижина, 3. П. Попова, С. К. Просвиркина, Ю.С. Черняховская. - М., 1967.
Званцев, М.П. Нижегородские мастера [Текст]. Горький, 1978.
Каменская, М.Н. Роспись по дереву. Русское декоративное искусство [Текст]. М., 1962, т.1.
Коновалов, А.Е. Городецкая роспись [Текст]. Горький, 1988,
Максимов, Ю. В. Народное декоративно-прикладное искусство детям [Текст]. В кн.: Пантелеев Г. Н., Максимов Ю. В., Пантелеева Л, В. Декоративное искусство детям. М., 1976, с. 48 100.
Махмутова, Х.И. Роспись по дереву [Текст]: пособие для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1987. - 79 с.
Назарова, А. Хохломская роспись по дереву [Текст]. Методические рекомендации.
Некрасова, М.А. Народное искусство как часть культуры: Теория и практика [Текст]. -М., 1983.
Федотов, Г.Я. Волшебный мир дерева [Текст]. Москва. Просвещение. 1985г. 124.
Шевчук, Л. В. Дети и народное творчество [Текст].- М., 1985.
Шпикалова, Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования [Текст]. М.: Просвещение, 1980.
ОПРОС-КАРТА ДЛЯ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1 вариант
1. На каком фоне выполняется хохломская роспись?
а) черный
б) голубой
в) желтый
г) красный
2. Как называется узор или орнамент хохломской росписи?
___________________________________________________________________
3. Как рисуются цветы мастерами из Городца на деревянных изделиях?
___________________________________________________________________
4. Напишите основные приемы изготовления хохломского изделия.
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
5. Соедините линиями: какие элементы относятся к основным видам хохломской росписи?
«верховая» «травка»
«под листок»
«кудрина»
«уголки»
«под фон» «дождевик»
6. Какие цвета используются в мезенской росписи?
___________________________________________________________________
7. Обозначьте виды росписи:
______________________ __________________________ ___________________
ОПРОС-КАРТА ДЛЯ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
2 вариант
1. Какие краски любят применять хохломские мастера?
а) черные
б) желтые
в) розовые
г) красные
д) зеленые
2. Какие излюбленные мотивы родной природы изображены на изделиях хохломы?
___________________________________________________________________
3. Какие жанровые сцены изображаются в городецкой росписи?
___________________________________________________________________
4. Расположите правильно этапы изготовления хохломского изделия:
заготовка
пропитывание олифой и просушивание
грунтование
лакирование
роспись
сушка
лужение
5. Как по-другому называют мезенскую роспись?
___________________________________________________________________
6. Правильно соедините линиями изображение элементов мезенской росписи в каждом ярусе:
верхний олени
средний птицы
нижний кони
7. Обозначьте виды росписи:
____________________ ________________________ _________________________
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515
15