Статья «Развитие навыков, способствующих лучшему пониманию иностранной речи»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Кемеровский профессионально-технический техникум
СТАТЬЯ
«Развитие навыков, способствующих лучшему пониманию иностранной речи»
Подготовила
Преподаватель
Феданкова Виктория Геннадьевна
г. Кемерово
2014
В изучении иностранного языка важную роль играет правильное произношение. Чтобы развивать его, нужно иметь способность правильно воспринимать звуки другого языка. Если обучающийся произносит речь с какими-то дефектами, его тяжело понять, возникает сложность в понимании собеседника. На самом деле выработать правильное произношение иностранного языка очень сложно.
Формирование фонетического навыка предполагает перестройку привычной артикуляции на основе установления сходства и различий в произнесении звуков в родном и иностранном языках, формирование фонематического слуха, а также овладение техникой произнесения иноязычных звуков в слове, словосочетании, предложении и в речевом потоке в процессе как говорения, так и чтения.
На что же нужно обратить внимание в первую очередь.
чтобы выучить правила произношения на иностранном языке, нужно обязательно сравнивать эти правила с правилами родного языка. Изучая произношение определенного звука, нужно сравнить его с ближайшим звуком в родном языке. Затем нужно зафиксировать положение органов речи, благодаря которому этот звук произносится идеально. Нужно проработать все, даже детали.
чтобы делать намного меньше ошибок в произношении, нужно следовать описанию положения артикуляционного аппарата, при воспроизведении звука.
больше всего внимания нужно уделять самым сложным в произношении звукам и тем, неправильное произношение которых может менять смысл слова.
Формированию правильного произношения в процессе обучения иностранному языку помогут следующие упражнения.
Упражнения на артикуляционную гимнастику:
- широко откройте рот и держите нижнюю челюсть неподвижной. Попеременно упирайте кончик языка в альвеолы верхних и нижних зубов. Губы свободны, не напряжены.
- упирайте кончик языка попеременно, с выдержкой, во внутреннюю поверхность правой и левой щеки.
- сделайте оба упражнения. На четыре счета язык упирается в альвеолы верхних и нижних зубов, а затем в обе щеки.
- резко выбросьте язык вперед вниз и оттяните его назад, не закрывая рта и следя за тем, чтобы язык при выбросе вперед был не широко распластан, а собран в узкую длинную ленту. Выполняйте упражнение на четыре счета.
- откройте рот, максимально опустите челюсть.
- откройте и закройте рот, прикрывая при этом верхней губой верхние зубы таким образом, чтобы края губы несколько загибались внутрь.
- подтяните верхнюю и нижнюю губу к деснам, обнажая зубы, но не десны.
- максимально отведите углы губ назад.
- максимально выдвиньте губы вперед.
- быстро смените положение губ.
- подожмите губы, затем расслабьте их.
- сделайте разминку, сжимая губы зубами.
- приоткройте рот и закройте его, плотно сжимая губы.
- прижмите нижнюю губу ее наружным краем к верхним зубам.
- максимально вытяните язык вперед, затем оттяните его назад к корню.
- прикоснитесь кончиком языка к верхнему и нижнему краю альвеол.
- максимально отведите все тело языка от нижних зубов.
2. Упражнения на развитие речевого (фонематического и интонационного) слуха:
·- прослушайте в записи звуки, слоги, слова, предложения, читаемые разными дикторами, и отметьте номерами мужские, женские и детские голоса.
- определите большую или меньшую четкость произношения дикторов. Определите темп двух фонограмм (более быстрый или более медленный).
- из воспринятого на слух ряда звуков, вычлените и запишите указанные преподавателем звуки, сначала наблюдая артикуляцию преподавателя, затем, не наблюдая ее.
- устно разделите услышанное слово на звуки и назовите их.
- определите количество слогов в услышанных словах.
- выделите в услышанном слове указанный преподавателем звук и проанализируйте особенности его звучания в речевом потоке.
- установите количество кратких гласных в услышанных словах.
- прослушайте слова и назовите те, которые рифмуются.
- найдите в колонках и отметьте соответствующими номерами услышанные слова в той последовательности, в которой они звучат.
- отметьте в звучащих словах оппозиции звуков на основании предварительно данной установки.
- выделите на слух из связного текста слова с тренируемым звуком и запишите их в орфографии.
- определите количество слов в прослушанных предложениях.
- определите на слух и запишите в орфографии последнее слово каждого предложения прослушанного отрезка речи.
- составьте слово из прослушанных изолированных звуков и запишите его в орфографии.
- определите паузы в звучащем речевом потоке.
3. Упражнения на формирование произносительных навыков:
- многократно прослушайте звук во фразе, слове, затем прослушайте изолированный звук.
- прослушайте ряд звуков и поднимите руку, когда услышите заданный звук.
- прослушайте пары звуков и поднимите руку, когда услышите новый звук.
- прослушайте предложение и скажите, сколько раз в нем встретился данный звук.
- прослушайте предложения и поднимите руку, когда услышите повествовательное (вопросительное, отрицательное) предложение.
- в ряду слов (словосочетаний, предложений) подчеркните то, которое произносит диктор.
- подчеркните в предложении слово, на которое падает ударение.
- сделайте фонетическую разметку текста на основе голоса преподавателя (диктора), затем прочитайте вслух текст.
- произнесите вслед за диктором звуки (слоги, слова, словосочетания), обращая внимание на произношение указанных звуков.
- назовите слова, содержащие определенный звук.
- прочитайте предложения в утвердительной форме, затем трансформируйте их в вопросительные и отрицательные предложения.
- произнесите слова по слогам, обращая внимание на произношение гласных (согласных) в начальной (конечной) позиции.
- прослушайте пары слов на русском и иностранном языках и повторите вслед за преподавателем только слова на иностранном языке.
- произнесите услышанное слово по слогам.
- произнесите вслед за диктором пары слов, обращая внимание на различное произношение звуков.
Вывод:
Данные виды упражнений помогут сформировать правильное произношение на иностранном языке, что будет способствовать лучшему пониманию речи говорящего.
Список литературы
Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф., Петрова С.И. Настольная книга преподавателя иностранного языка – Мн.: Высшая школа, 2001. – 552 с.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
http://begin-english.ru/article/kak-uchit-sam-5/
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215