Занятие Учусь быть взрослым: анализирую дорожные знаки (3 класс)
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Детский Эколого-биологический центр
Усть-Кутского муниципального образования
Методическая разработка занятия на тему:
«Учусь быть взрослым: анализирую дорожные знаки»
(для учащихся 8 – 9 лет)
Автор-составитель: Е.В.Данченко,
педагог дополнительного образования
Усть-Кут, 2014 г.
Содержание
Пояснительная записка....3
Конспект занятия «Учусь быть взрослым: анализирую дорожные знаки»4
Литература.6
Приложение7
Пояснительная записка
Ситуация с безопасностью дорожного движения в России – серьезная проблема, подтверждением которой являются высокие показатели аварийности, сложные и опасные ситуации на дорогах. Дети – наиболее слабый и проблемный контингент среди участников дорожного движения, им приходится сложнее всех ориентироваться в окружающей среде. «За последние 5 лет в ДТП на территории России погибли 7780 детей и подростков, а 113 338 – получили травмы различной степени тяжести, многие остались инвалидами» [5]. Дети на улице забывают про безопасность и часто становятся жертвами дорожных происшествий. Безопасность и информационное ориентирование ребенка в городской среде стали важными вопросами повседневной жизни, поэтому актуально сейчас проектирование системы информационного ориентирования для детей младшего школьного возраста, которая снизила бы показатели высокого травматизма.
По статистике, примерно три четверти всех ДТП с участием детей происходит в результате их непродуманных действий. Среди них наиболее частыми являются:
Переход через проезжую часть вне установленных для перехода мест 35-40%.
Неожиданный выход из-за движущихся или стоящих транспортных средств или других препятствий, мешающих обзору 25-30%.
Неподчинение сигналам светофора 10-15% .
Игры на проезжей части и ходьба по ней при наличии тротуара 5-10%.
Как можно уберечь от необдуманных действий на дороге?
Как не допустить рост ДТП с участием школьников?
Для этого необходимо рассматривать обучение Правилам дорожного движения как часть учебно-воспитательной работы образовательного учреждения. При этом важнейшими условиями обучения должны являться регулярность занятий, их непрерывность, преемственность, систематичность. Наряду с традиционными занятиями необходимо проводить и необычные. Таким и является данное занятие.
Цель:
Познакомить учащихся с дорожными знаками.
Развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать полученную информацию, делать выводы.
Воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и безопасность дорожного движения.
Тип занятия: изучение нового материала.
Формы работы: групповая, коллективная, индивидуальная.
Методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, эвристический, словесно-наглядный.
Материалы и оборудование: тетрадь «Учусь учиться – 3» Е.Н. Дзятковской, таблицы, схема, дорожные знаки, клей, карточки-помощницы, ноутбук, проектор.
Словарная работа: дорожные знаки, анализ, сервис.
Ожидаемые результаты: к концу занятия учащиеся должны:
Знать группы дорожных знаков.
Уметь проанализировать дорожные знаки.
Данное занятие может быть использовано в дополнительном образовании, а также на уроках «Окружающий мир» в общеобразовательных школах.
Ход занятия
Организационный момент: приветствие, объявление темы и цели занятия.
Мы продолжаем учиться быть взрослыми. Умеем давать характеристику объектов, т.е. описывать его качества. Знаем, что нужно экономно расходовать то, что дает нам природа. А сегодня познакомимся с анализом и проанализируем дорожные знаки.
Вводная беседа.
Первый вопрос, который мы должны рассмотреть – что такое дорожные знаки?
Улицы современных городов заполнены легковыми, пассажирскими, грузовыми автомобилями и пешеходами. Чтобы не было беспорядка, составлены законы улиц и дорог – правила дорожного движения. И водитель, и пешеход должен знать, что его ждет впереди. Об этом ему и сообщают дорожные знаки. Они сделаны в виде простых рисунков, чтобы их можно было различить издалека и чтобы они были понятны и русскому, и иностранному туристу.
Итак, дорожный знак – это табличка со схематическим рисунком, помогающим регулировать движение.
Они помогают правильно и своевременно разобраться в конкретной дорожной ситуации. Как, например, в одной из историй со Смешариками «Как кататься?» («Смешарики: Азбука безопасности»). Чему учит этот ролик? (ответы детей).
Работа над темой.
Мы подошли ко второму вопросу: анализ дорожных знаков.
Анализ – мысленное выделение составных частей целого и их описание.
Дорожные знака различаются размером, формой, цветом и рисунками на них. По сходным признакам все знаки объединены в пять групп. Эти группы мы и должны описать, т.е. сделать анализ (приложение 1
·).
I группа – предупреждающие знаки: они предупреждают водителей и пешеходов об опасных участках на дороге. Одни знаки говорят, что скоро поворот направо или налево, другие – что впереди крутой спуск, третьи – что неподалеку ремонтируют шоссе. А вот в треугольнике бегут дети. Значит, здесь близко школа, и через шоссе могут перебегать ребята. Предупреждающие знаки имеют форму треугольника с красной каймой.
Работа в рабочей тетради стр. 26. Используя карточку-помощницу «Подбери дорожные знаки» найти предупреждающие знаки, назвать их и разукрасить.
II группа – запрещающие знаки. Эти знаки – начальники. Никто не имеет права нарушать из приказы. Они говорят о том, что в этом месте нельзя надолго оставлять машину, другие запрещают по этой дороге ездить на мотоцикле, на велосипеде, а также нельзя переходить дорогу. Эти знаки имеют форму круга с красной каймой или красный фон.
Работа в тетради «Учусь учиться – 3»: найти запрещающие знаки, назвать их и разукрасить.
III группа – предписывающие знаки: имеют форму круга голубого цвета с белыми символами и указывают как и где двигаться безопасно. Эти знаки вводят определенные предписания – места для движения велосипедов и пешеходов, они указывают направление движения транспорта, предписывают минимальную скорость движения на отдельных участках дороги.
Работа в тетради «Учусь учиться – 3»: найти предписывающие знаки, назвать их и разукрасить.
IV группа – указательные знаки: имеют форму квадрата или прямоугольника, большей частью голубого цвета. Они сообщают водителям, пешеходам и пассажирам об остановках общественного транспорта, местах стоянок и различных переходов, указывают направление движения.
Работа в тетради «Учусь учиться – 3»: найти указательные знаки, назвать их и разукрасить.
V группа – знаки сервиса (обслуживания). Многие люди любят путешествовать на машинах и пешком. В пути они делают остановки, чтобы отдохнуть, поесть, а бывает некоторым необходима медицинская помощь. О том, где все это можно найти и сообщают эти знаки. Они имеют форму прямоугольника голубого цвета с белым квадратом внутри, где указан вид сервиса, т.е. какое обслуживание можно здесь получить.
Динамическая пауза.
Практическая работа.
Мы выяснили, что дорожные знаки помогают регулировать движение и пешеходов, и водителей. И очень важно в современном городе с большим количеством автомобилей вовремя заметить дорожный знак и обезопасить свое движение.
Перед нами план микрорайона города (приложение 2). Ваша задача разместить, наклеить знаки в тех местах, в которых, по вашему мнению, они должны находиться. Работаем в двух группах. (после окончания работы один ученик объясняет у доски выбор всей группы).
На прошлом занятии мы совершили экскурсию по территории школы и прилегающей к ней. Рассмотрели какие знаки здесь установлены. И выяснили, что в определенных местах не установлены необходимые знаки. И сейчас, пусть на бумаге, мы это устраним. На схеме (приложение 3) приклеим дорожные знаки там, где они должны находиться в реальности. Ваша задача не просто приклеить знак, но и сделать анализ, т.е. объяснить, что это за знак, к какой группе он относится, что на нем изображено и почему поместили в этом месте (индивидуальная работа у доски).
Итог.
Скажите, где и как в жизни вам пригодятся знания, полученные на занятии?
И в завершении, мне бы хотелось отметить, что во всех странах мира дети стараются никогда не нарушать Правила дорожного движения, потому что правильное поведение на дорогах - показатель культуры человека. Так будьте культурными, и желаю всем безопасных дорог.
Рефлексия.
Продолжите предложение «После занятия я ».
Литература
Бабина Р.П. Советы дяди Степы. Учебное пособие для учащихся 3 класса. - Назрань: ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1997. – 24 стр., ил.
Бабина Р.П. Советы дяди Степы. Учебное пособие для учащихся 4 класса. - Назрань: ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1997. – 24 стр., ил.
Бабина Р.П. Увлекательное дорожное путешествие. Учебное пособие для учащихся начальной школы (1-4 классов). – Назрань: ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1997. – 32 стр., ил.
Коротковский, В.И. Психология для родителей. / В.И. Коротковский – М.: Айрисс-пресс, 2004.
Экспресс-курс подготовки водителей / Г.Б. Громоковский, С.Г. Бачманов, Я.С. Репин – М.: Издательский Дом «Третий Рим», 2006.
Якунов А.М. Безопасность на улицах и дорогах. 3 класс. – Назрань: ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1997. – 32 стр., ил.
Приложение 1
Приложение 2
План микрорайона города
Приложение 3
План прилегающей территории к МОУ СОШ № 10
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815
МОУ СОШ № 10
знаки 002Рисунок 1Описание: K:\знаки\знаки 002.png15