Сценарий классного часа «Что значит быть взрослым?»
«Что значит быть взрослым?»
Сценарий классного часа
Цель: разобраться, какими качествами должен обладать взрослый человек, можем ли мы считать себя взрослым человеком?
Ведущий: Добрый день! Сегодня у нас состоится классный час на тему: «Что значит быть взрослым?». Скажите, пожалуйста, кто из вас в детстве мечтал скорее повзрослеть? Почему? Кого мы называем взрослым?
В обществе на этот вопрос тоже нет единого мнения: паспорт мы получаем в 14 лет, право голоса – в 18 лет. Возраст уголовной ответственности планируется снизить до 12 лет, а продавать алкоголь разрешается после 21 года. Взрослость – это, конечно, факт личной биографии, внутреннее ощущение, которое может прийти в любой момент. Как и когда вы впервые ощутили себя взрослыми?
Упр.1 Сейчас мы попросим вас разделиться на 2 подгруппы, чтобы вы попробовали дать критерии, признаки взрослого человека и ребенка. Одна подгруппа получает задание сформулировать критерии, признаки взрослости, другая – детскости. (Ответы фиксируются на флипчарте).
После завершения каждая группа представляет полученные данные.
Дискуссия: Есть ли у вас жизненные примеры, когда взрослый человек ведет себя как ребенок? А теперь, наоборот, приведите примеры, когда по своему биологическому возрасту – ребенок, а поведение и поступки соответствуют взрослому человеку. (Примеры из жизни, литературы, кино и т.д.) Как вы думаете, почему это происходит? Почему взрослые иногда ведут себя как дети, а дети выполняют функции взрослых?
(Вывод: биологический и психологический возраст у людей не всегда совпадает. Возраст не является достаточным показателем, а важно то, какие роли и какую ответственность мы приносим людям).
Трансактный анализ Э.Берна Т.А.:
Основное положение трансактного анализа является положение о том, что один и тот же человек, находясь в некоей определенной ситуации, может функционировать, исходя из одного из трех эго-состояний, четко отличимых друг от друга.
Согласно трансактному анализу, в каждом из нас можно выделить 3-эго состояния: Родитель, Взрослый, Ребенок.
Родитель - содержит установки и поведение, перенятые от родителей. Внешне выражаются в предубеждениях, критическом и заботливом поведении по отношению к другим.
Взрослый – не зависит от возраста личности, это рациональная и логическая часть личности, занятая преимущественно обработкой данных, наподобие большого электронного мозга.
Ребенок - содержит все побуждения, которые возникают у человека спонтанно, естественным образом. Это эмоционально-чувственная, творческая сторона личности.
В каждый момент времени каждый из нас находится в одном из этих 3 эго-состояний.
Упр. 2 Найдите соответствия
Родитель хочу
Взрослый могу
Ребенок надо
(Ребенок руководствуется принципом «хочу», Родитель – «надо», а Взрослый принципом «могу»).
Упр. 3 Люди обречены быть взрослыми вследствие своего возраста, и хотя не все обязательно являются по сути зрелыми людьми, от нас ожидают поведения взрослого человека. (Ситуации учебы, работы, примеры из жизни).
Упр. 4 «Анализ ситуаций»
Проанализируйте в предложенных вам ситуациях, в каких из 3 эго-состояний находятся взаимодействующие ниже персонажи (Родитель, Ребенок, Взрослый).
1 ситуация
На занятии преподаватель просит обучающихся выполнить практическую работу. Один из обучающихся ему категорически заявляет: «Я этого делать не буду! Вы не сможете меня заставить».
2 ситуация
Обучающимся было дано задание составить презентацию, Один из учеников испугался, что не справится с заданием. Педагог ему говорит: « Не бойся, если что-то не будет получаться, я тебе помогу».
3 ситуация
Один из сотрудников опоздал на работу. Руководитель, без выяснения причины говорит ему: «Опять вы опоздали на работу. Если подобное еще раз повторится, я вынужден буду принять строгие меры».
4 ситуация
Сотрудник принес руководителю заявление об увольнении. Руководитель, прочитав сего, спрашивает: «Могу я поинтересоваться, каковы причины вашего увольнения?»
5 ситуация
Лектору слушатели задают вопросы. Он говорит: «Как мне надоели эти однотипные вопросы».
Завершение занятия: Подводя итоги нашего разговора, как вы ответите на вопрос: «Что значит быть взрослым?». Изменилось ли у вас представление о себе?