Мастер-класс на тему Актуальность применения компетентностно- ориентированных заданий на уроках истории и обществознания в условиях введения ФГОС.
Актуальность применения компетентностно- ориентированных заданий на уроках истории и обществознания в условиях введения ФГОС.
(мастер-класс)
Потапова С.И.
учитель истории
МБОУ «Шумковская ООШ»
Компетентность должна стать результатом образования – такова одна из ведущих идей ФГОС нового поколения. Компетентность, как результат образования, формируется и проявляется в деятельности, а компетентностно – ориентированные задания (КОЗ) позволяют формировать и развивать универсальные учебные действия. (Кто работает с КОЗ?)
Практическое задание №1 Чем отличаются КОЗ от традиционных? (вопрос участникам)
Обобщая ответы:
Направлены на самостоятельную деятельность с источником информации
Метапредметность,
Нестандартная ситуация
Направлено на формирование ключевых компетентностей и одновременно позволяет оценить уровень их сформированности
Личностное отношение ученика, субъектная позиция
Они базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Назначение компетентностно-ориентированных заданий – включить обучающихся в решение «жизненной» проблемной задачи.
Как узнать КОЗ? (вопрос участникам) исходя из всего перечисленного и ++++
его структура задаётся особыми элементами.
Презентация
Структура компетентностно-ориентированного задания выглядит следующим образом:
Элементы задания
Назначение элементов
1.Стимул
погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение
2.Задачная формулировка
точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания
3.Источник информации:
содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания
4.Бланк для выполнения задания
задает структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания
5.Инструмент проверки (варианты)
модельный ответ
ключ
аналитическая шкала
бланк наблюдений за групповой работой
1.Стимул в КОЗ включает описание ситуации или другие условия задачи, которые играют роль источника информации и выполняет несколько функций:
мотивирует учащегося на выполнение задания;
моделирует практическую, жизненную ситуацию;
при необходимости может нести функцию источника информации.
Стимул должен:
быть кратким;
не отвлекать учащегося от содержания задания.
Стимул может быть предъявлен учащимся как в письменной, так и в устной форме перед выполнением задания.
2.Задачная формулировка должна пониматься однозначно, четко соотноситься с модельным ответом \ шкалой, соответствовать возрасту учащегося, быть ему интересна. Мы не можем проверять то, что не требовали в задачной формулировке. И мы обязаны проверять то, что предписывали в задачной формулировке.
3.Источник информации содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания. Он должен быть необходим и достаточен для выполнения заданной деятельности, интересен, соответствовать возрасту учащихся. На одном источнике (наборе источников) может строиться несколько заданий. Источниками информации могут служить текст (в том числе текст исторического источника), таблица, историческая карты, диаграмма, статистические данные, устное сообщение, схема и т.д.
4.Бланк ответов задает структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания. Бланк ответа может быть предложен учащемуся как индивидуально (в письменной форме), так и на доске/экране для всего класса.
5. Инструмент проверки – определяет количество баллов за каждый этап деятельности и общий итог в зависимости от сложности учебного материала, дополнительных видов деятельност
·и.
Инструментом проверки может быть:
· Ключ - эталон результата выполнения учащимся задания закрытого типа, предлагает выбор из нескольких вариантов ответа, из которых правильным является один или более одного (множественный выбор).
· Модельный ответ –перечень вероятных верных и частично верных ответов для задания открытого типа с заданной структурой ответа. Модельный ответ для открытых вопросов обычно состоит из следующих элементов:
пример формулировки правильного ответа,
другие формулировки правильного ответа,
примеры ответов, которые частично верны,
подсчет баллов.
· Аналитическая шкала - используется для открытых тестовых заданий с развёрнутым ответом. С аналитической шкалой мы встречаемся при проверке заданий с развёрнутым ответом Единого государственного экзамена. Критерии по оцениванию ответа описывают содержание и формат ответа и соответствующее этому описанию количество баллов.
· Бланк наблюдений за групповой работой – используется для оценки вклада каждого участника в групповой продукт и эффективности деятельности всей группы в целом.
Практическое задание №2 По предложенному компетентностно- ориентированному заданию определите в данной задаче стимул, задачную формулировку, источник информации, инструмент проверки.
Какие могут быть допущены типичные ошибки при проектировании компетентностно-ориентированного задания? (Вопрос участникам)
Нарушение структуры КОЗ.
Ошибки при формулировании проблемы (стимула): удлинение, нечёткость формулировки.
Ошибки в определении задачной формулировки:
задача не содержит глагола, нацеливающего на конкретную деятельность;
задача ориентирована на проверку ОУУНов, а не на умение работать с предложенной информацией;
избыточность или недостаточность формулировки;
некорректность формулировки.
Ошибки при выборе источника информации:
избыточность или недостаточность информации;
несоответствие возрасту;
использование иллюстративного материала, который не несёт дополнительной
информации.
Ошибки при составлении бланка ответов:
несоответствие бланка ответов задачным формулировкам;
отсутствие структуры ответа.
Ошибки при составлении модельного ответа:
формулировки модельного ответа расплывчаты, неконкретны;
нечётко прописанные критерии.
Практическое задание №3
Попробуйте сформулировать стимул, задачную формулировку, инструмент проверки к данной информации.
Результаты аттестации в 4 классе
При использовании компетентностно-ориентированных заданий в корне меняются соотношения «педагог- обучающийся»: ученик определяет цель деятельности- педагог помогает ему в этом, ученик открывает новые знания- педагог рекомендует источник знаний, ученик выбирает - педагог содействует, обучающийся активен- педагог создает условия для проявления активности. Таким образом, компетентно- ориентированное задание способствует формированию активной, самостоятельной позиции учащихся, развивать исследовательские, рефлексивные умения.
Трудности ставят перед нами задачи, выполнение которых позволит нам более активно применять компетентностно-ориентированные задания в своей практике.
Рефлексия
Учитель: Итак, подведем итог мастер-класса. Приемом рефлексии - оценочное окно.
Окно состоит из 4 частей
Рефлексия
№п\п
Критерии оценивания
«1»
«2»
«3»
«4»
«5»
1
Собственная деятельность
2
Ценность данных заданий для обучающегося
3
Возможность использования данных заданий на Ваших уроках (степень приобретения опыта)
4
Удовлетворение от работы
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Root Entry