Доклад АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ, КАК ПОДГОТОВКА К ПЕРЕХОДУ К 12-ЛЕТНЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ


АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ, КАК ПОДГОТОВКА К ПЕРЕХОДУ К 12-ЛЕТНЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ.
А.И. Шепель
учитель начальных классов общеобразовательной школы
Западно-Казахстанская область, Бурлинский район, п.Бурлин .
«Я услышал и забыл. Я увидел и запомнил. Я сделал и понял»
Конфуций
В Послании Президента РК Н. Назарбаева «Казахстанский путь – 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» одними из главных приоритетов являются качественное образование, вхождение в мировое образовательное пространство. В связи с этим, в 2020 г в Казахстане планируется полный переход к 12-летнему образованию. В условиях стремительно развивающегося общества, модернизации современного  образования обозначилась проблема формирования у обучающихся не столько теоретических, сколько социально практических знаний, умений, навыков. Традиционная предметность должна сочетаться с реальной действительностью, социумом, в котором предстоит жить современным школьникам. Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков, как основной цели обучения, на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий. На сегодняшнем семинаре мы собрались, чтобы подвести итоги 4 лет работы учителей нашего района по применению компетентностно-ориентированных заданий. Выявить плюсы и возможные минусы, выработать пути их устранения. Практически все мы, сегодня собравшиеся здесь и я в том числе, участвовали в обучающих семинарах, а так же прошли курсы по трехмерной методической системе обучения, в основе которых так же лежат КОЗ. Когда я начинала применять эти задания, мои дети учились в 1 классе, теперь они уже в 4. Так что, у меня уже есть определенный опыт, которым я хочу поделиться с вами. Наиболее важными сторонами применения этих заданий стало следующее: 1.Компетентностный подход, в процессе реализации которого и формируются  указанные компетентности, не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. Наиболее актуальными и востребованными в общественной жизни оказываются, на мой взгляд, следующие компетентности:
- компетентность  в решении проблем (задач);
- коммуникативная компетентность;
- информационная компетентность. 2.Оценивание. Вопросы оценки знаний являются  сложнейшими педагогическими проблемами . Актуальность изучения процесса оценивания  отмечается всегда. Без обратной связи  управление любым процессом не может быть эффективным.. Необходимость оценивания  отмечают все участники образовательного процесса: ученики, учителя, родители. Оценки являются неотъемлемой частью  учебного процесса. Без неё  невозможен процесс усвоения знаний. Вопрос о необходимости оценивания знаний возник не сегодня, а много лет и даже веков назад. Система оценки знаний баллами зародилась в иезуитских школах в XVI—XVII веках и имела гуманную цель заменить принятые в те времена телесные наказания на поощрения. В наше время в разных странах применяются самые разнообразные системы оценивания.
Слайд№2 США СШАВ США используется особая система оценивания знаний.
Оценка «A» соответствует нашей «пятёрке» и ставится, если выполнено 90-100 % заданий.
Оценка «B» соответствует нашей «четвёрке» и ставится, если выполнено 80-89 % заданий.
Оценка «С» соотвествует нашей «тройке» и ставится за выполнение 70-79 % заданий.
За выполнение 60-69 % ставится оценка «D»(наша «двойка»).
Слайд №3 Германия ГерманияВ Германии в среднем образовании используется 6-балльная система оценок, которая имеет следующие количественные и качественные обозначения: 1 — sehr gut «отлично» 2 — gut «хорошо» 3 — befriedigend «достаточно» 4 — ausreichend «удовлетворительно» 5 — mangelhaft «неудовлетворительно» 6 — ungenugend «очень плохо».
В некоторых учебных заведениях для выведения средней оценки используется пересчет приведенных выше оценок в баллы по следующему соотношению: оценка 1 = 15 баллов, 2 = 12 баллов, 3 = 9 баллов, 4 = 6 баллов, 5 = 3 балла и оценка 6 = 0 баллов.Давайте поговорим о положительных сторонах оценки. 
Оценка знаний с помощью баллов - наиболее простое и доступное средство вызвать соревнование между детьми, побудить их систематически заниматься. Слайд№4 Необходимость оценки.
        Оценка- неотъемлемая часть учебного процесса.
        Без оценки невозможен процесс усвоения знаний.
        Оценка стимулирует   успеваемость
        Помогает готовить к жизни. Главным недостатком существующей системы оценок и отметок, с точки зрения психолога, - это их возможное травмирующее влияние на ребенка. Почему же отметка и оценка так важны в жизни ребенка? Прежде всего потому, что она тесным образом связана с такими психологическими характеристиками, как самооценка, мотивация достижения, тревожность, эмоциональной комфорт, взаимоотношения с окружающими, творчество. Я думаю, что многие согласятся со мной, что наша пятибалльная система оценок, крайне несовершенна.
Переход от необъективной традиционной модели оценивания к критериальному оцениванию учебных достижений учащихся – давно созревшая проблема процесса модернизации системы образования. Во всем мире качество обучения определяется согласно следующему определению: качество обучения – это соотношение цели и результатов обучения как меры достижения целей, при этом цели заданы только диагностично и спрогнозированы в зоне ближайшего развития ученика. Диагностичная постановка целей обучения характеризуется тем, что они формулируются через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, которые можно точно измерить и опознать. Критериальное оценивание- это процесс, основанный на сравнений учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно- познавательной компетентности учащихся. Критериальное оценивание выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неудачах. При этом даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов. В наше время перед системой образования встает проблема развития у выпускников школ готовности и способности адаптироваться к новым социально-культурным требованиям; потребности самостоятельно находить ответы на вопросы, которые ставит жизнь; способности оценивать последствия своих поступков и быть готовыми нести ответственность и др. Этого можно достичь, если направить учебный процесс в школе на самообучение и саморазвитие как основу формирования учебно – познавательной компетентности школьников и их готовности и способности к самообразованию в течение всей жизни Для достижения "учебной самостоятельности" особое значение имеет контрольно-оценочная работа, самостоятельность ребенка, то есть готовность и способность контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей. Чтобы сформировать эти умения, -необходимо внести существенные изменения в контрольно-оценочную деятельность в школе, пересмотреть ее цели, содержание и технологии.  Как известно, критерий – это признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям (мере). Следовательно, критериями оценивания учебных достижений учащихся могут служить характеристики (описание) учебных целей по таксономии Б.Блума, а также характеристики уровня усвоения (таксономии) В.П.Беспалько.
Слайд №5 Таксономия Б. Блума и таксономия В.П. Беспалько. Уровни обучения по В.П. Беспалько В.П. Беспалько выделил 4 уровня обучения: - I уровень обучения -  знания-знакомства. Его признаки - умение обучающегося опознать, различить знакомый ему ранее предмет, явление, определенную информацию; - II уровень - знания-копии. Признаки этого уровня - умение пересказать, репродуцировать ранее усвоенную учебную информацию; - III уровень - знания-умения. Его важнейшие признаки - умение применить полученные знания в практической деятельности; - IV уровень - знания-трансформации. Умение перенести полученные ранее знания на решение новых задач, новых проблем.  Критерии оценивания позволяют измерять степень развития учебных умений и навыков, в целом, точно, объективно оценить качество обучения учащихся. Хочу предложить вам задание к итоговому диктанту в 3 классе по теме «Части речи. Обобщение». Давайте мы с вами попробуем проанализировать их и составить критерии оценивания заданий и выбрать саму систему оценивания . Слайд №6 Задания к итоговому диктанту 3 класс «Части речи. Обобщение. Слайд№7 Планирование, критерии оценок.
Хочу предложить вашему вниманию примеры таких заданий с оценками.
Слайд №8 Познание мира 1 класс.
Слайд №9 Работа в парах 1класс. Русский язык 2 класс.
Слайд №10 Литературное чтение 3 класс.
Разноуровневые задания можно использовать не только на уроках обобщения и проверки знания, но и на каждом уроке.
Слайд №11 Работа в тетрадях Математика 4 класс.
Слайд №12 Тетрадь Русский язык 4 класс
Таким образом, я постаралась охватить в своих примерах все основные учебные предметы и классы начальной школы. Какими приемами я попыталась наладить обратную связь с учениками и родителями , показать каждому ребенку к какому результату нужно стремиться (возможное количество баллов). На какие именно задания нужно обратить особое внимание. Похвалить за успехи на каждом этапе, поощрить за каждый вид работы на уроке и дома. И мне очень хотелось бы услышать ваше мнение по поводу моих наработок. Хочу подвести итоги . Проанализировав опыт работы, мы с коллегами пришли к следующему единому мнению.
Вывод: Слайд №13 Применение КОЗ показало ряд плюсов этих заданий:
Во-первых, использование   КОЗ уже на первых уроках  позволили вовлечь в учебную деятельность всех учащихся, включая ребят с серьезными пробелами в знаниях. Во – вторых, появилась возможность оценить каждого, даже в многочисленном классе, большая накопляемость оценок и, как следствие, увеличение объективности итоговой оценки. В – третьих, заметно повысился интерес к изучаемым предметам, к самому процессу учебной деятельности. В – четвертых, облегчается труд учителя за счет повышения самостоятельности учащихся. В – пятых , задания дают прекрасную возможность для интеграции предметов, межпредметной связи.
Наконец, мы наглядно убедились в том, что у детей действительно формируются необходимые компетентности. Вместе с тем обозначились и проблемы: 1.Таких задач в учебниках, учебных пособиях, дидактических материалах немного. Составление КОЗ достаточно трудоемкая, требующая времени и творческого подхода работа . 2 . Требуются новые единые критерии и инструменты оценивания учебных достижений учащихся.
Первые результаты применения КОЗ и разноуровневых заданий на уроках позволяют нам с уверенностью сказать: выбор в пользу них был сделан правильный. Можно с уверенностью рекомендовать использование таких заданий в начальной школе. Кроме того, жизненно необходимо введение критериального оценивания как для учеников, в первую очередь, так и для родителей и учителей.
Использованная литература 1.Послание Президента РК «Казахстанский путь – 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее». 2. Концепция 12-летнего образования РК. 3. В.П. Беспалько. Слагаемые педагогической технологии - М.: Педагогика4.Ж,А, Караев «Вопросы внедрения критериальной системы оценивания в практику школ Республики Казахстан» АО «Национальный центр повышения квалификации «Qрлеу» 2014г.