обобщение педагогического опыта по теме Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках физики
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Основная общеобразовательная школа с. Котиково
Вяземского муниципального района
Хабаровского края
Описание педагогического опыта
Тема:
Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках физики.
Выполнила: Отченаш Людмила Леонидовна -учитель физики
2013-2014
содержание страницы
Актуальность 3-4
Постановка целей и задач 4-5
Практическая значимость 5-7
Новизна 7
Теоретическое обоснование 1-11
Планируемый результат 11
Диагностика 12-14
Результат 14
Перспектива использования 14
Приложения. 16-37
Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.
1. Концепция модернизации российского образования поставила перед общеобразовательной школой ряд задач, одна из которых – формирование ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования. Под ключевыми компетенциями здесь понимается целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
Понятие «компетентностный подход» и «ключевые компетентности» получили распространение сравнительно недавно. Обращение к этим понятиям связано со стремлением определить необходимые изменения в образовании, в том числе в школьном, обусловленные изменениями, происходящими в обществе.
Разные ученые трактуют это понятие по-разному.
Некоторые ученые дают такое определение: «Компетентностный подход- подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования». Почему? Хочется обратиться к истории возникновения компетентностного подхода. Компетентностный подход в бизнесе (не в образовании!) появился в середине ХХ века, когда в 1959 году Р. Уайт использовал этот термин для описания особенностей, связанных с превосходным выполнением работы и высокой мотивацией отдельных лиц. Выяснилось, что успешные и эффективные исполнители отличаются от менее успешных не только и не столько знаниями, сколько эффективной саморегуляцией, самосознанием и развитыми социальными навыками.
В ноябре 1991 г. Генеральная конференция ЮНЕСКО предложила созвать международную комиссию для разработки вопросов образования и обучения в XXI веке. В итоговом докладе «Образование: сокрытое сокровище» были сформулированы четыре основополагающих принципа, четыре «столпа» образования в XXI веке. Для того, чтобы быть современным, нужно научиться: СОСУЩЕСТВОВАТЬ, УЧИТЬСЯ, РАБОТАТЬ, ЖИТЬ.
В марте 1996 года в Берне состоялся симпозиум «Key Competencies for Europe (Ключевые компетенции для Европы)», на котором обсуждалось, что именно нужно обучающимся для успешной работы и/или продолжения образования в высшей школе. Все участники согласились, что содержание понятия компетентность не только шире, чем просто знания, или умения, или навыки, но даже больше их суммы.
Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, ускорение темпов развития общества. По подсчетам специалистов компании IBM, человек меняет свою специальность не менее семи раз за время профессиональной карьеры. Конкурентоспособность на таком рынке труда во многом зависит от его способности приобретать и развивать умения, навыки, компетентности, которые могут использоваться или трансформироваться применительно к целому ряду жизненных ситуаций.
Дети, которые пришли в первый класс в начале тысячелетия, будут продолжать свою трудовую деятельность примерно до 2060 года. Каким будет мир в середине XXI века, трудно себе представить. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, о которой сама школа мало что знает. Поэтому нужно воспитывать в детях готовность к переменам, развивая такие качества, как мобильность, конструктивность, умение учиться – в этом и заключается актуальность применения компетентностно-ориентированных заданий. А вытекает она из актуальности компетентностного подхода в образовании.
Исходя из выше перечисленного, у меня возникла проблема как реализовать компетентностный подход на уроках физики.
2. Мною была поставлена цель: научиться разрабатывать КОЗ и использовать их на уроках физики.
Разрабатывая эту тему перед собой я поставила следующие задачи:
Изучить основные идеи компетентностного подхода.
изучить структуру, виды (уровни) компетентностно-ориентированного задания.
Разработать дидактический материал.
Апробировать материал на уроках физики.
Разработать систему критериев, показывающих уровень развития.
Рассмотреть полученный результат
3. Практическая значимость опыта, его роль и место в учебном процессе, можно определить следующим образом: ценностью образования в рамках гуманистической парадигмы является человек, личность. Отсюда, образовательный процесс будет пониматься как создание условий для саморазвития, самодвижения конкретной личности.
Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В соответствии с этим выстроена и иерархия компетентностей. Компетентности разделяют на: ключевые, надпредметные (общепредметные, межпредметные) и предметные.
Конечно, когда решается жизненная практическая задача, то очень трудно выделить конкретные компетентности в чистом виде, отделить их друг от друга. Реальная проблема обычно требует применения многих способов деятельности.
Ключевые компетентности – это результат образования, выражающийся в овладении теми способами деятельности, которые универсальны по отношению к предмету воздействия.
Список ключевых компетентностей определяется исходя из тех способов деятельности, которые являются востребованными в обществе.
И.С.Фишман выделяет шесть ключевых компетентностей
готовность к разрешению проблем,
технологическая компетентность,
готовность к самообразованию,
готовность к использованию информационных ресурсов,
готовность к социальному взаимодействию,
коммуникативная компетентность.
Содержание перечисленных ключевых компетентностей раскрывается следующим образом:
Готовность к разрешению проблем, то есть готовность анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения, оценивать результаты своей деятельности, - позволяет принять ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь.
Технологическая компетентность, то есть готовность к пониманию инструкции, описания технологии, алгоритма деятельности, к четкому соблюдению технологии деятельности, - позволяет осваивать и грамотно применять новые технологии, технологически мыслить в тех или иных жизненных ситуациях.
Готовность к самообразованию, то есть способность выявлять пробелы в своих знаниях и умениях при решении новой задачи, оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности, осуществлять информационный поиск и извлекать информацию различных источников на любых носителях, - позволяет гибко изменять свою профессиональную квалификацию, самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения поставленной задачи.
Готовность к использованию информационных ресурсов, то есть способность делать аргументированные выводы, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности, - позволяет человеку принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации.
Готовность к социальному взаимодействию, то есть способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с членами группы (команды), решающей общую задачу, - позволяет использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задач.
Коммуникативная компетентность, то есть готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей, - позволяет использовать ресурс коммуникации для решения задач.
Рассмотрев различные подходы к набору ключевых компетентностей , я выделяю основные, которые считаю необходимо формировать на уроках физики в школе
- информационная
- коммуникативная
- исследовательская
- готовность к решению проблем
- готовность к самообразованию
Поэтому компетентностный подход требует от педагога четкого понимания того, какие универсальные (ключевые) и специальные (квалификационные) качества личности необходимы выпускнику общеобразовательной школы в его дальнейшей профессиональной деятельности. Это, в свою очередь, предполагает умение педагога составлять ориентировочную основу деятельности – совокупность сведений о деятельности, которая включает описание предмета, средств, целей, продуктов и результатов деятельности. От педагога требуется научить детей тем знаниям, обучить тем умениям и развить те навыки, которыми современный ученик сможет воспользоваться в своей дальнейшей жизни.
По мнению методистов-физиков (курсы 2009) важнейшим видом учебной деятельности, в процессе которой школьниками усваивается физическая теория, развиваются их творческие способности и самостоятельность мышления является решение задач. Поэтому ключевые компетентности на уроках физики необходимо формировать через специальные задания – компетентностно-ориентированные.
4. Новизна опыта заключается в усовершенствовании отдельных сторон педагогического процесса, основанном на системном использовании компетентностно-ориентированных заданий на разных этапах урока физики. Кроме того создан дидактический материал.
5. Теоретическое обоснование.
Роль компетентностно-ориентированных заданий.
Компетентностно-ориентированные задания изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Назначение компетентностно-ориентированных заданий погрузить учащихся в решение «жизненной» задачи.
Требования к КОЗ. Самое главное требование – это чтобы задание было понято однозначно! Если Вы сформулировали задание, и не возникло ни одного вопроса на уточнение – значит, задание сформулировано очень грамотно!!!
Случай из практики
Однажды на семинаре один из педагогов рассказал историю из своей школьной жизни. «У нас была учительница, которая уже тогда, тридцать лет назад, учила нас на практических ситуациях. Однажды она зашла в класс и спросила: «Ребята, кто из вас поможет мне ведро с ртутью донести до второго этажа?» - Ребята закричали: «Я! Я!» - А она сказала: «Всем двойки. А завтра мне расскажете, за что я эти двойки поставила».
Скорее всего, если бы был задан вопрос, сколько весит ведро ртути и возможно ли его поднять, ученики ответили бы правильно: ртуть настолько тяжела, что не только невозможно поднять ведро с ртутью, но и ни одно ведёрное дно не выдержит такого веса (примерно 1360 Н). Применить знания в практической ситуации учащиеся не сумели.
Рассмотрим структуру КОЗ.
Стимул:
мотивирует ученика на выполнение задания,
включает описание ситуации или другие условия задачи, которые играют роль источника информации.
не отвлекает от содержания задания.
Например, ударьте ладошкой по парте, почему больно вам, ведь бьете вы?
Например, прикоснитесь к ножке парты и крышке парты, что из них обладает большей теплопередачей?
Например, а можно изменить коэффициент полезного действия механизма?
Например, а почему «прилипают» волосы к пластмассовой расчёске при расчесывании?
Задачная формулировка:
понимается однозначно,
четко соотносится с модельным ответом /шкалой,
соответствует возрасту чтения,
интересна обучающемуся.
Например, см. приложения.
Источник информации:
необходим и достаточен для выполнения заданной деятельности,
соответствует возрасту чтения,
на одном источнике (наборе источников) может строиться несколько заданий,
ученик не должен быть знаком с источником до выполнения задания.
Например, см. приложения.
Инструмент проверки:
ответ - перечень вероятных верных и частично верных ответов для задания открытого типа с заданной структурой ответа
ключ - эталон результата выполнения учащимся задания закрытого типа
наблюдения - способ детализации критериев оценки процесса деятельности учащегося по выполнению задания.
Каждая составляющая компетентностно-ориентированного задания подчинена тому, что это задание должно организовать деятельность учащегося, а не воспроизведение им информации или отдельных действий.
Три уровня компетентностно-ориентированных заданий
Для составления компетентностно-ориентированных задач разделим их на три уровня (уровень воспроизведения, уровень установления связей, уровень рассуждения).
Первый уровень (уровень воспроизведения) включает воспроизведение фактов, методов и выполнение вычислений. Учащиеся могут применять базовые знания в стандартных, четко сформулированных ситуациях. Они могут решать одношаговые текстовые задачи, понимают простые алгебраические зависимости, стандартную систему обозначений, могут читать и интерпретировать данные, представленные в таблицах, на графиках, картах, различных шкалах.
Второй уровень (уровень установления связей) включает установление связей и интеграцию материала из разных тем, необходимых для решения поставленной задачи. Учащиеся могут применять свои знания в разнообразных, достаточно сложных ситуациях. Они могут упорядочивать, соотносить и производить вычисления, решать многошаговые текстовые задачи. Учащиеся могут выполнять несложные алгебраические задания, включающие составление выражений, решение систем линейных уравнений, определять значения величин, используя известные формулы. Они могут интерпретировать информацию, представленную в таблицах и на графиках.
Третий уровень (уровень рассуждения) - размышления, требующие обобщения и интуиции. Учащиеся могут организовывать информацию, делать обобщения, решать нестандартные проблемы, делать выводы на основе исходных данных и обосновывать их. Они могут вычислить изменения имеющихся данных, связанные с процентами, применить знания физических понятий и зависимостей, составить модель несложной ситуации. Они могут интерпретировать, интерполировать и экстраполировать данные в различных таблицах и на графиках
В заданиях третьего уровня, прежде всего, необходимо самостоятельно выделить в ситуации проблему, которая решается любыми средствами , и разработать соответствующую ей модель. Решить поставленную задачу используя математические рассуждения и обобщения, и интерпретировать решение с учетом особенностей рассмотренной в задании ситуации.
5. Для применения на уроке компетентностно - ориентированных заданий мной используются следующие дополнительные возможности изучаемого материала:
- прикладной характер содержания темы;
- содержание, включающее в себя оценку явлений и событий; различные концепции; различные толкования причин и следствий, другие противоречивые сведения или позиции, допускающие различное толкование;
- материал, имеющий существенное значение для местного сообщества, связанный с широко обсуждаемыми в обществе вопросами (например, проблемы экологии, вопросы межэтнических отношений и т.п.);
- содержание программы, связанное с событиями, явлениями, объектами, доступными непосредственному восприятию школьника (в том числе в учебных ситуациях);
- материал, работа с которым допускает выход за пределы школы, его изучение на базе предприятий, высших учебных заведений, учреждений культуры;
- содержание программы, связанное с формированием учебных умений и навыков (от умения решать квадратные уравнения или использовать формулы вежливости в высказывании на иностранном языке до умения метать гранату на дальность или точность или выполнять запошивочный шов);
- содержание учебного материала, которое может найти применение в воспитательной (внеучебной) – досуговой, организационной и т.п. деятельности;
- содержание программы, представляющее собой рассмотрение частных случаев, проявления некоторых общих изучаемых закономерностей и т.п.
Для того чтобы использовать дополнительные возможности изучаемого материала, необходимо соответствующим образом организовать освоение содержания темы.
6. Среди способов организации изучения программного материала, позволяющих эффективно использовать компетентностно-ориентированные задания, я применяю на этапах урока:
- изучения нового программного материала
- элемент мотивации,
-осмысление и осознание (см. приложения)
Существуют два подхода к созданию КОЗ.
Оксюкевич Т.В. считает что компетентностными заданиями, будут являться задания, если они:
1. предполагают комплексное использование физических знаний из разных разделов;
2. условия задач связаны с реальными жизненными ситуациями или другими сферами жизни (искусство, архитектура и т.д.);
3. строятся на физическом содержании, рассматриваемом в школьном курсе физики;
4. имеют содержание следующего характера (типы заданий):
- на обоснование возможного применения физических знаний в конкретной ситуации;
- на применение физических знаний в конкретной физической или нефизической ситуации;
- на построение физических объектов, ситуаций, моделей;
- на формулирование свойств конкретного объекта, модели по заданным условиям;
- на оценку способа решения (правильно / неправильно, рационально / нерационально) и полученного результата (правдоподобность).
Точка зрения на компетентностные задания сформулирована и у Л.В. Павловой. Она выделяет следующие требования:
1) могут иметь несколько способов решения;
2) предполагают комплексное использование предметных (в данном случае физических) знаний из разных предметов или разделов, а также других предметных областей;
3) повышенный уровень сложности;
4) условия задач связаны с профессиональной деятельностью, с реальными жизненными ситуациями или другими сферами жизни (искусство, архитектура и т.д.);
5) строятся на предметном (физическом) содержании, рассматриваемом в вузовском курсе предмета (физики) и школьном курсе предмета (физики);
6) включают следующие типы задач: на обоснование возможного применения предметных (физических) знаний в конкретной ситуации; на применение предметных (физических) знаний в конкретной предметной (физической) или непредметной (нефизической) ситуации; на построение предметных (физических) объектов и ситуаций; на формулирование свойств конкретного объекта по заданным условиям; на оценку способа решения (правильно / неправильно, рационально / нерационально) и полученного результата (правдоподобность).
Я как и Л.В. Павлова, считаю, что компетентностные задачи не обязательно должны удовлетворять всем вышеперечисленным требованиям одновременно, достаточно, чтобы они удовлетворяли хотя бы двум из них.
6.Планируемый результат:
Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроке позволяют мне решить одновременно несколько задач:
выявить уровень развития предметных знаний и умений;
оценить способность самостоятельно приобретать знания и выбирать способы деятельности, необходимых для достижения поставленной цели в задании;
формировать познавательный интерес к предмету через развитие исследовательской компетенции.
Я считаю, что использование компетентностно - ориентированных заданий позволяет активизировать самостоятельную учебную деятельность школьника, изменив характер его работы, позицию и характер деятельности учителя. В этих условиях я выполняю функции организатора деятельности, консультанта, тьютора, сопровождающего самостоятельную деятельность учащегося по формированию и развитию ключевых компетентностей. Выполнение подобных заданий способствует не только более глубокому осмыслению программного материала, но и даёт возможность расширить рамки учебной программы, что стимулирует самообразование и саморазвитие учащихся. Результативное выполнение заданий позволит моим выпускникам успешно реализовать себя в условиях современной экономики, где востребованными и успешными становятся люди, способные мыслить и действовать самостоятельно.
7. Компетентность – результат образования, выражающийся в овладении учащимися определенным набором способов деятельности по отношению к определенному предмету воздействия. Были выделены три ключевые компетентности: готовность к самообразованию, готовность к социальному взаимодействию, коммуникативная компетентность.
Для определения готовности к самообразованию использовала методику диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению.
Для определения готовности к социальному взаимодействию использовалась методика опросник САН.
Для определения коммуникативной готовности использовался тест «Трансактный анализ общения»
Результаты представляю в виде диаграммы
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
8. В результате мои учащиеся занимаются исследовательской деятельностью в школьном научно – исследовательском сообществе «Искатель», участвуют в научных конференциях районного уровня, имеют грамоты. Бляблина Ксения являлась учащейся физико-математической школы. Бляблина Ирина являлась призером районной олимпиады и участником краевой олимпиады. Мои учащиеся ежегодно участвуют в олимпиадах ИРШО (институт развития школьного образования). Шишлакова Марина являлась призером. Все ребята имеют дипломы участника.
9. Компетентностно-ориентированные задания применяю в системно-деятельностном подходе с начала этого учебного года. Это тема по самообразованию. Считаю что, эти две технологии дополняют друг друга, а значит и результат обучения должен быть выше. Так как развиваются ключевые компетенции и универсальные учебные действия, а ключевые компетенции входят в перечень УУД.
Приложение 1.
КОЗ на тему ДАВЛЕНИЕ. Применяю на этапе осознания и осмысления.
В природе и технике существуют различные устройства, позволяющие или уменьшить или увеличить давление. Рассмотрите картинки. Заполните таблицу.
Устройства для изменения давления
В этой картинке есть приспобление для уменьшения давления
В этой картинке есть приспобление для увеличения давления
Критерии оценивания
№ задания
Выполнение задания
балы
1
Перечислили устройства для изменения давления на картинках
3
2
Назвали все приспособления для уменьшения давления
3
3
Назвали все приспособления для увеличения давления
3
3 бала – «3» 6 балов – «4» 9 балов – «5»
Приложение 2
КОЗ Метрическая система мер. Применяю на этапе осознания и осмысления.
С давних пор люди сталкивались с необходимостью определять расстояния, длины предметов, время, площади, объемы и т.д. Почти во всех странах вплоть до XVIII в. применялись свои меры длины, массы, площади и т.д. Необходимость введения международной системы мер назрела еще в конце XVIII в. Впервые система мер на десятичной основе была предложена в XVII в. французским астрономом Мутоном. В 1791 году во Франции было принято решение создать десятичную метрическую систему мер. Основными величинам в этой системе были выбраны длина и масса. Для иллюстрации того, насколько метрическая десятичная система упрощает вычисления, рассмотрите и решите одинаковые по смыслу задачи в разных системах.
Вычислите во сколько раз 22 пуда 11 Вычислите во сколько раз
фунтов 1 золотник меньше 155 пудов 85 кг 537 г меньше 5 ц 98 кг 759 г.
37 фунтов 2 лотов и 1 золотника.
1 пуд = 40 фунт
1 фунт = 32 лота
1 лот = 3 золотника
Критерии оценивания.
№
Выполнение задания
балы
1
Вычислили 85 кг 537 г в граммах.
1
2
Вычислили 5ц 98кг 759 г в граммах.
1
3
Вычислили отношение граммов.
2
4
Вычислили 22пуда 11 фунтов 1 золотник в золотниках.
5
5
Вычислили 155 пудов 37 фунтов 2 лотов 1 золотник в золотниках.
5
6
Вычислили отношение золотников.
2
7
Сделали вывод о результатах вычислений.
1
8
Сделали вывод о времени, затраченном при решении каждой задачи.
1
От 4 до 7 балов – тройка.
От 8 до 12 балов – четверка.
От 12 – 18 балов – пятерка.
КОЗ на тему плавание тел. Применяю на этапе осознания и осмысления.
Плакал в лодке рыбак, что удачи все нет.
Бросил на воду взгляд сконфуженный.
Вдруг увидел в волнах какой-то предмет,
Почти полностью в воду погруженный.
В реку бросился он, весь промок и продрог.
Скоро в лодку поднял из пучины
Запечатанный странной печатью кувшин
Трехлитровый, старинный, из глины.
Распечатав кувшин, наш герой обомлел,
Пело сердце, как тысяча дудок,-
Там монеты лежали. Отныне семья
Не уснет на голодный желудок.
Вот уж деньги в мешке, а кувшинчик поплыл,
Лишь на треть из воды выступая.
Не завидуя парню, вам надо смекнуть:
А у денежек масса какая?
Критерии оценивания.
№ задания
Выполнение
задания
баллы
1
Записал условия плавания кувшина.
3
2
Записал формулы сил тяжести и Архимеда
5
3
Вычислил массу
10
3 бала – «3» 8 балов – «4» 18 балов – «5»
Приложение 3
КОЗ по теме простые механизмы. Применяю на этапе осознания и осмысления.
Уже в античные времена началось изучение движений человека. Древнегреческий философ Аристотель впервые описал действие мышц и провел их геометрический анализ. Практически все суставы человека представляют собой рычаг. Рассмотрим руку человека. Работают две мышцы – бицепс и трицепс. Задача удержания груза в кисти человека впервые была поставлена и решена гением эпохи возрождения Леонардо да Винчи. Сейчас эта задача по силам любому из вас.
Рассмотрите руку, удерживая в кисти груз, и найдите все физические характеристики рычага.
Измерьте плечи сил на конечности соседа по парте.
Рассчитайте силу, развиваемую бицепсом.
Сделайте вывод.
Объясните результат.
Критерии оценивания
Выполнил задание
баллы
первое
1
второе
3
третье
5
четвертое
5
пятое
10
«5» от 24-20 баллов.
«4» от 20-15 баллов.
«3» от 15- 8 баллов.
«2» от 7-1 баллов.
Приложение 4
КОЗ по теме Графики скорости. Применяю на уроке закрепления знаний.
На света есть страна!
Столица у нее то же есть!
И улиц у нее, в общем – то не счесть!
Но нет ни одного названия у улиц,
А так же у домов нет номеров.
Бедные пожарные, бедные врачи,
Почтальоны и полиция!
Как найти?
Что за страна такая, отгадаете, решив задания.
Равномерное прямолинейное
движение
По каждому графику скорости определите
Время начала движения
Скорость движения
Время движения
Путь, пройденный телом за 3 с.
Весь пройденный телом путь
А – 1с
Н – 0с
Р - 3с
О – 3м/с
Н – 2м/с
И – 1м/с
С – 0,5 с
Г – 2 с
К – 4 с
О – 3м
С – 4м.
Л – 2 м.
Р – 4м.
И – 2м.
С – 3м.
И – 0 с
Я – 1 с
А – 3 с
Е – 2с
Г – 3 м/с
К- 2 м/с
М – 4 м/с
Н – 1 м/с
О – 0с
Е – 1с
У – 3с
Ю – 4 с
К – 6м
Р – 12м
А – 9м
Ш - 3 м
Критерии оценивания
№ задания
Выполнение задания
балы
1
Отгадали первую букву
1
2
Отгадали вторую букву
1
3
Отгадали третью букву
1
4
Отгадали четвертую букву
2
5
Отгадали пятую букву
1
6
Отгадали шестую букву
2
7
Отгадали седьмую букву
2
8
Отгадали восьмую букву
2
9
Отгадали девятую букву
3
10
Отгадали слово
5
От 3-10 балов – «3» от 11-15 балов – «4» от 15 – 20 балов – «5»
Приложение 5.
КОЗ по теме мощность. Применяю на этапе мотивации.
Скорее всего, Вы слышали о лошадиной силе. Почти каждая реклама автомобилей на ТВ не забывает лошадей, люди в разговоре о машинах всегда упоминают эту единицу мощности. Но что означает лошадиная сила с точки зрения мощности? В этой статье Вы узнаете, что означает 1 л.с., и как она применяется в жизни. Понятие лошадиная сила ввел ученый Джеймс Ватт (James Watt). История рассказывает, что Ватт работал с пони, поднимая уголь из шахты, и захотел определить силовые характеристики этих животных. Он определил, что одна пони в среднем делает 22,000 фут-фунтов работы за 1 мин. Затем он увеличил это значение на 50 % и получил значение 33,000 фут-фунт работы. Именно эта произвольно выбранная единица работы прошла через века до наших дней и теперь используется применительно к машинам, электропилам и даже пылесосам.
Что означает 1 л.с.Ватт рассуждал, что одна лошадь может делать 33,000 фут-фунт работы каждую минуту. Одна лошадь в среднем может поднимать в переводе на привычные нам единицы измерения 150 кг угля с 30 м за 1 мин, или 15 кг с 300 м за 1 мин, или 1500 кг с 3 м за 1 мин. Всего должно быть 4500 кг-м за 1 мин.
Одна л.с. переводится в другие единицы измерения: 1 л.с. = 746 Ватт.
Автомобиль «жигули» проходит 100м за 6,25 с, развивая тягу 3 кН. Вычислите мощность двигателя автомобиля в л.с.
Критерии оценивания
№ задания
Выполнение задания
балы
1
Записали формулу для расчета мощности
1
2
Преобразовали формулу по условие задачи
5
3
Рассчитали мощность в Вт
2
4
Перевели мощность в л.с.
3
От 2-6 балов - «3»
От 7-8 балов – «4»
От 8-11 балов – «5»
Приложение 6.
КОЗ по теме плотность. Применяю на уроке закрепления знаний.
В южной части Аравийского полуострова находится государство, которое называют страной гор и пустынь. Можно проехать сотни километров и повсюду увидеть одно и тоже: высокие крутые горы, покрытые редким кустарником, глубокие ущелья и узкие долины, каменистые и песчаные пустыни. Крестьяне этой страны выращивают великолепные сорта кофе, который продается за границу. Горные жители отличные садоводы. В трудных условиях выращивают они бананы, финики, инжир, апельсины, лимоны, виноград. Среди городских жителей в основном встречаются торговцы и ремесленники. Ремесленники - очень хорошие мастера. Они делают различные украшения из золота, серебра, дерева и камня. Большая часть жителей этой страны не умеет читать и писать. Школ там очень мало. Чтобы получить специальность, жители едут за границу.
Выполнив, задание ты узнаешь, как называется эта страна.
Сколько граммов ртути вытекло из пробирки, объемом 3 см3, плотность ртути 13600 кг/м3?
Размеры серебряного бруска 2х5х6 см, найдите его массу, если плотность серебра 10,5 г/см3.
Какой объем занимает один пуд золота, если 1 пуд = 16 кг, а плотность золота равна 19300 кг/м3.
Рассчитайте плотность металла, из которого изготовлена деталь массой 3,9 кг и объемом 500 см3.
Аквариум необходимо заполнить водой. Сколько ведер потребуется, если в ведро входит 10 кг воды, а размеры аквариума таковы: длина 1 м, ширина 0,5 м, высота 0,7 м, плотность воды 1000 кг/м3.
Ключ: е – 40800, и – 4,53, а – 453 й – 40,8
е – 630, н – 0,175, р – 175, к – 6,3
с – 308800, л – 308,8, м – 0,000829, ш – 829
о –1950, ы – 0,078, е – 7800, и – 1,95
з- 350, н – 35, т - 70, л – 700
Критерии оценивания
№ задания
Выполнение задания
балы
1
Отгадали первую букву
3
2
Отгадали вторую букву
3
3
Отгадали третью букву
2
4
Отгадали четвертую букву
4
5
Отгадали пятую букву
5
6
Отгадали слово
5
От 6-11 балов – «3» от 12-15 балов – «4» от 15 – 22 балов – «5»
Приложение 7.
КОЗ по теме сообщающиеся сосуды. Применяю на этапе мотивации.
В старину, в 16-17 в. в, вельможи забавлялись кружками «напейся – не облейся». Они наливали в такую кружку вино и предлагали ее незнакомому гостю. При наклоне кружки вино лилось, попадая не в рот, а на бороду и одежду. Оттуда и присказка: «мед-пиво пил, да усы лишь обмочил».
Задание: - где должны находиться отверстия, чтобы кружка была – забавой?(покажи на рисунке)
- придумай, что надо сделать, чтобы из нее можно было пить.(покажи на рисунке)
Критерии оценивания
№
Выполнение задания
балы
1
Придумал, где находятся отверстия для забавы.
2
2
Придумал, как можно из нее пить.
10
3
Объяснил явление
10
2 бала – «3»
12 балов – «4»
22 балов –«5»
Приложение 8.
КОЗ по теме Простые механизмы. Применяю на уроке закрепления знаний.
Собери установку из данного оборудования, чтобы пираты погрузили груз на корабль очень быстро.
Рассчитай КПД собранной установки.
Придумай как изменить КПД установки.
Рассчитай КПД механизма, изменив силу трения, массу элементов, входящих в установку.
Сделай вывод.
Критерии оценивания.
№
Выполнение задания
балы
1
Собрали установку
10
2
Измерили силу.
Измерили расстояние.
Рассчитали силу тяжести.
Измерили высоту.
Рассчитали полезную работу.
Рассчитали затраченную работу.
Вычислили КПД.
1
1
3
1
5
5
5
3
Придумали способ изменения КПД
10
4
Измерили силу.
Измерили расстояние.
Рассчитали силу тяжести.
Измерили высоту.
Рассчитали полезную работу.
Рассчитали затраченную работу.
Вычислили КПД.
1
1
3
1
5
5
5
5
Сравнили и сделали вывод
5
«5» - 47-40 баллов, «4» - 39-32 балла, «3» - 31-23 балла, «2» - менее 23 баллов.
Оцените себя!
Приложение 8
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ.
Бланк методики
Ниже приведены утверждения, которые люди используют для того, чтобы рассказать о себе. Прочтите внимательно каждое предложение и обведите кружком одну из цифр, расположенных справа, в зависимости от того, каково ваше обычное состояние на уроках в школе, как вы обычно чувствуете себя там. Нет правильных или неправильных ответов. Не тратьте много времени на одно предложение, но старайтесь, как можно точнее ответить, как вы себя обычно чувствуете.
Почти никогда
Иногда
Часто
Почти всегда
1. Я спокоен
1
2
3
4
2. Мне хочется узнать, понять, докопаться до сути
1
2
3
4
3. Я разъярен
1
2
3
4
4. Я падаю духом, сталкиваюсь с трудностями в учебе
1
2
3
4
5. Я напряжен
1
2
3
4
6. Я испытываю любопытство
1
2
3
4
7. Мне хочется стукнуть кулаком по столу
1
2
3
4
8. Я стараюсь получать только хорошие и отличные оценки
1
2
3
4
9. Я раскован
1
2
3
4
10. Мне интересно
1
2
3
4
11. Я рассержен
1
2
3
4
12. Я прилагаю все силы, чтобы добиться успеха в учебе
1
2
3
4
13. Меня волнуют возможные неудачи
1
2
3
4
14. Мне кажется, что урок никогда не кончится
1
2
3
4
15. Мне хочется на кого-нибудь накричать
1
2
3
4
16. Я стараюсь все делать правильно
1
2
3
4
17. Я чувствую себя неудачником
1
2
3
4
18. Я чувствую себя исследователем
1
2
3
4
19. Мне хочется что-нибудь сломать
1
2
3
4
20. Я чувствую, что не справляюсь с заданиями
1
2
3
4
21. Я взвинчен
1
2
3
4
22. Я энергичен
1
2
3
4
23. Я взбешен
1
2
3
4
24. Я горжусь своими школьными успехами
1
2
3
4
25. Я чувствую себя совершенно свободно
1
2
3
4
26. Я чувствую, что у меня хорошо работает голова
1
2
3
4
27. Я раздражен
1
2
3
4
28. Я решаю самые трудные задачи
1
2
3
4
29. Мне не хватает уверенности в себе
1
2
3
4
30. Мне скучно
1
2
3
4
31. Мне хочется что-нибудь сломать
1
2
3
4
32. Я стараюсь не получить двойку
1
2
3
4
33. Я уравновешен
1
2
3
4
34. Мне нравится думать, решать
1
2
3
4
35. Я чувствую себя обманутым
1
2
3
4
36. Я стремлюсь показать свои способности и ум
1
2
3
4
37. Я боюсь
1
2
3
4
38. Я чувствую уныние и тоску
1
2
3
4
39. Мне многое приводит в ярость
1
2
3
4
40. Я хочу быть среди лучших
1
2
3
4
Оценка и интерпретация
Подсчитывается суммарный балл опросника по формуле:
ПА+ МД+(-Т)+(-Г), где
ПА- балл по шкале познавательной активности;
МД- балл по шкале мотивации достижения;
Т- балл по шкале тревожности;
Г- балл по шкале гнева.
Суммарный балл может находиться в интервале от – 60 до + 60
Выделяются следующие уровни мотивации учения:
I уровень – продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему;
II уровень – продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу;
III уровень- средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией;
IV уровень- сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению;
V уровень- резко отрицательное отношение к учению
Распределение баллов по уровням представлены в таблице
Уровень
Суммарный балл
I
45-60
II
29-44
III
13-28
IV
(-2)-(+12)
V
(-3)-(-60)
Приложение 9.
Методика САН является разновидностью опросников состояний и настроений.
Стимульный материал (список вопросов)
3
2
1
0
1
2
3
1
Самочувствие хорошее
Самочувствие плохое
2
Чувствую себя сильным
Чувствую себя слабым
3
Пассивный
Активный
4
Малоподвижный
Подвижный
5
Веселый
Грустный
6
Хорошее настроение
Плохое настроение
7
Работоспособный
Разбитый
8
Полный сил
Обессиленный
9
Медлительный
Быстрый
10
Бездеятельный
Деятельный
11
Счастливый
Несчастный
12
Жизнерадостный
Мрачный
13
Напряженный
Расслабленный
14
Здоровый
Больной
15
Безучастный
Увлеченный
16
Равнодушный
Взволнованный
17
Восторженный
Унылый
18
Радостный
Печальный
19
Отдохнувший
Усталый
20
Свежий
Изнуренный
21
Сонливый
Возбужденный
22
Желание отдохнуть
Желание работать
23
Спокойный
Озабоченный
24
Оптимистичный
Пессимистичный
25
Выносливый
Утомляемый
26
Бодрый
Вялый
27
Соображать трудно
Соображать легко
28
Рассеянный
Внимательный
29
Полный надежд
Разочарованный
30
Довольный
Недовольный
Ключ обработки
Вопросы на самочувствие – 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.Вопросы на активность – 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.Вопросы на настроение – 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.При обработке оценки респондентов перекодируются следующим образом: индекс 3, соответствующий неудовлетворительному самочувствию, низкой активности и плохому настроению, принимается за 1 балл; следующий за ним индекс 2 – за 2; индекс 1 – за 3 балла и так до индекса 3 с противоположной стороны шкалы, который соответственно принимается за 7 баллов (внимание: полюса шкалы постоянно меняются).Положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные низкие. По этим "приведенным" баллам и рассчитывается среднее арифметическое как в целом, так и отдельно по активности, самочувствию и настроению.При анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. У отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны. По мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением.
Приложение 10.
Тест коммуникативной готовности.
Текст опросника
Высказывание
Личная оценка высказывания
1
Мне порой не хватает выдержки
2
Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять
3
Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей
4
Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-то событиях
5
Меня провести нелегко
6
Мне бы понравилось быть воспитателем
7
Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому
8
Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события
9
Каждый должен выполнять свой долг
10
Нередко я поступаю не как надо, а как хочется
111
Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия
112
Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить
113
Я, как и многие люди, бываю обидчив
114
Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе
115
Дети должны безусловно следовать указаниям родителей
116
Я – увлекающийся человек
117
Мой основной критерий оценки человека – объективность
118
Мои взгляды непоколебимы
119
Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать
220
Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны
221
Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств
Для оптимального функционирования личности, с точки зрения трансактного анализа, необходимо, чтобы в личности были гармонично представлены все три состояния «Я». Для того, чтобы оценить, как сочетаются эти три Я в поведении, можно воспользоваться следующим тестом (оценивая приведенные высказывания в баллах от 0 до 10). ОБРАБОТКА
Я-состояние
Суммируемые утверждения
Сумма баллов
Д
«Дитя»
1, 4, 7, 10, 13, 16, 19
В
«Взрослый»
2, 5, 8, 11, 14, 17, 20
Р
«Родитель»
3, 6, 9, 12, 15, 18, 21
Расположить результаты в порядке убывания и записать формулу потенциальных ролей.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯЕсли вы получили формулу ВДР – это значит, что вы обладаете развитым чувством ответственности, в меру импульсивны и не склонны к назиданиям и поучениям. Вам можно пожелать лишь сохранять эти качества и впредь. Они помогут в любом деле, связанном с общением, коллективным трудом, творчеством.Хуже, если на первом месте стоит «Р». Категоричность и самоуверенность противопоказаны, например, педагогу, организатору – словом, всем тем, кто в основном имеет дело с людьми, а не с машинами.Например, если ваша формула имеет вид РДВ, то у вас могут возникнуть некоторые сложности, которые способны осложнить жизнь обладателю такой формулы. «Родитель» с детской непосредственностью режет «правду–матку», ни в чем не сомневаясь и не заботясь о последствиях. Но и тут нет поводов для уныния. Если вас не привлекает организаторская работа, шумные компании, и вы предпочитаете побыть наедине с книгой, кульманом или этюдником, то все в порядке, Если же нет, и вы захотите передвинуть свое «Р» на второе и даже на третье место, то это вполне осуществимо.Сочетание ДВР говорит о непосредственности и эмоциональности как главных составляющих процесса общения. Но эти качества хороши до определенных пределов. Если они начинают мешать общению, то пора взять эмоции под контроль«Д» на первом месте – это вполне приемлемый вариант, скажем, для научной работы. Эйнштейн шутливо объяснил причины своих научных успехов тем, что он развивался медленно, и над многими вопросами задумался лишь в том возрасте, когда люди обычно перестают о них думать. Но детская непосредственность хороша лишь до определенной степени. Если она начинает мешать делу, пора взять свои эмоции под контроль.
Отченаш Людмила Леонидовна
13PAGE \* MERGEFORMAT14115
Карта памятиРисунок 77Карта памятиРисунок 81Root Entry