Рабочая учебная программа по мировой художественной культуре для 10 класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 39
с углубленным изучением отдельных предметов» города Чебоксары Чувашской Республики
«Утверждаю»
Директор МБОУ «СОШ № 39»
г. Чебоксары
_________________(Михайлов В. В.)
Приказ № ___
«_____»_____________2015 г.
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
_________________ (Михайлова Т. С.)
«_____» ___________ 2015 г.
«Рассмотрено»
Руководитель МО
_________________(Шулаева Н. В.)
Протокол №
«_____» __________2015 г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
НА 2015 /2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Учитель: Кудрявцева С. М.
Классы
количество часов
в неделю
в год
10 Ю
1
34
Структура рабочей программы:
Пояснительная записка
Содержание учебного предмета
Тематическое планирование
Литература
Система оценки знаний, умений и навыков
Пояснительная записка
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 10 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего общего образования, на основе примерной программы среднего общего образования по мировой художественной культуре (базовый уровень) и с учетом Авторской программы по мировой художественной культуре Рапацкой Л.А. (Программы курса Мировая художественная культура 10-11 классы. Допущено Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации. (Учебник( / Л.А. Рапацкая. Гуманитарный издательский центр «Владос». - Москва. 2010.
Учебник: Рапацкая Л.А.: Мировая художественная культура: Общечеловеческие ценности мировой художественной культуры: взгляд из России: учеб. для 10 кл. / Л.А. Рапацкая. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС / 2013 – 375с.: ил
Цели и задачи учебного предмета в области формирования системы знаний, умений:
Цели учебного предмета:
изучение шедевров мировой художественной культуры, созданных в различные исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;
развитие чувств, эмоций, эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;
воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры; интереса и любви к искусству как части мировой художественной культуры;
освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; об основных этапах развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение; о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности; высказывать о них собственные суждения;
использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Данные цели обуславливают решение следующих задач:
раскрыть мировую художественную культуру как феномен человеческой деятельности, вобравший в себя исторический опыт народов мира, отразивший религиозные, нравственные, философские, эстетические установки разных эпох;
дать представление об истоках и основных этапах развития русской художественной культуры, выявить закономерности ее эволюции в соотнесенности с традициями зарубежной художественной культуры Востока и Запада;
показать духовно-нравственный смысл основных течений и направлений художественной культуры, их интерпретацию в творчестве русских и зарубежных мастеров;
сформировать у учащихся представления о художественной картине мира XX в., роли и месте русской национальной культуры;
помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;
сформировать способности к художественному творчеству, к самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
создать оптимальные условия для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.
Особенности организации учебного процесса по предмету
Курс «Мировая художественная культура» систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, а также курса «Искусство», формирует целостное представление мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель /слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В связи с этим в программе в рубриках «опыт творческой деятельности» приводится примерный перечень возможных творческих заданий по соответствующим темам.
В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.
Программа содержит примерный объём знаний за два года (10-11 классы) обучения и в соответствии с этим поделена на две части. В курс 10 класса включены следующие темы: «Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизаций», «Художественная культура Античности», «Художественная культура Средних веков», «Художественная культура средневекового Востока» и «Художественная культура Возрождения». В курс 11 класса входят темы: «Художественная культура Нового времени» и «Художественная культура конца XIX–XX веков».
Учитывая мировоззренческий и интегративный характер дисциплины, рекомендуется использовать как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора учащихся. Интегративный характер курса «Мировая художественная культура» определяет его особое место и уникальность в общей системе гуманитарно-художественного образования. Основные межпредметные связи осуществляются на уроках литературы, истории, иностранного языка, частично на уроках естественнонаучного цикла.
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 10 класса составлена на основе образовательного стандарта среднего (полного) общего образования и в соответствии с программой курса «Мировая художественная культура» под редакцией доктора педагогических наук, профессора Рапацкой Л.А. для 10 класса.
В данной программе сочетаются два подхода: исторический и тематический, что поможет школьникам научиться связывать ряд проблем и явлений искусства с конкретным историко-культурным контекстом, синтезировать знания, которые получены ими в разнообразных дисциплинах гуманитарного цикла (литература, история, география). Формирование целостного представления о мировой художественной культуре, позволяет более ярко определить значение и специфику отечественного культурного наследия, выявить региональные культурно-исторические, эстетические традиции. В этой связи программа предусматривает виды деятельности, которые помогали бы учащимся более тонко воспринимать и анализировать произведения искусства, интерпретировать и давать эстетическую оценку явлениям и процессам художественной культуры, приобретать опыт исследовательской и творческой деятельности.
Актуальность данной дисциплины вызвана потребностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание учебного предмета обеспечивает понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействует на его духовный мир, формирует ценностно - нравственные ориентации. На более глобальном уровне освоение курса мировой и отечественной художественной культуры способствует формированию у учащихся осознания роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития. Отражая вечные поиски эстетического идеала в лучших произведениях искусства, мировая художественная культура способствует, в конечном итоге, пониманию сущности культуры, ее места и роли в жизни человека и общества, формированию навыков использования и охраны культурного наследия, закладыванию основ общей культуры, толерантности, этики и нравственности.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов на изучение учебного предмета «Мировая художественная культура» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне. В том числе в 10 и 11 классах по 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.
Учебный план МБОУ «СОШ № 39» г. Чебоксары четко определяет место предмета МХК в Базисном учебном плане - дисциплина «Мировая художественная культура» органично и последовательно систематизирует и расширяет знания о культуре и искусстве, полученных на уроках искусства (8-9 классы), музыки, литературы, истории, изобразительного искусства. Предмет «Мировая художественная культура» изучается в 10 классе в объеме не менее 34 часов (по 1 часу в неделю). Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. Наиболее приемлемой формой работы по программе «Мировая художественная культура» являются урок-лекция с использованием презентации, урок - виртуальное путешествие, диспут, беседа, викторина, экскурсии.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом «Мировая художественная культура» входит в состав учебных предметов, для изучения на ступени среднего (полного) общего образования в ряде профилей, в том числе в социально - гуманитарном и филологическом, а также в образовательных учреждениях универсального обучения.
Форма организации учебного процесса: классно-урочная система. Наиболее приемлемой формой работы по программе «Мировая художественная культура» являются урок-лекция с использованием презентации, урок - виртуальное путешествие, диспут, беседа, викторина, экскурсии.
Формы контроля знаний, умений и навыков: входной контроль в начале учебного года; текущий – в форме устного, фронтального опроса, тестов, отчетов по темам, защит рефератов; выполнение буклетов, презентаций, творческих заданий; взаимоопрос; итоговый контроль в конце учебного года. По согласованию с обучающимися могут быть использованы такие формы работы как доклад, сообщение, реферат, эссе, составление кроссвордов по изученному материалу, дискуссии по теме урока.
Требования к предметным результатам
В результате изучения мировой художественной культуры ученик 10 класса должен:
знать/понимать
шедевры мировой художественной культуры;
основные виды и жанры искусства и их классификацию;
направления и стили мировой художественной культуры;
выдающихся деятелей отечественного и зарубежного искусства;
особенности языка различных видов искусства;
художественные явления действительности во всем их многообразии;
о природе искусств и специфике выразительных средств отдельных его видов;
уметь
узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);
осознанно применять специальную терминологию для обоснования собственной точки зрения на факты и явления искусства;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выбора путей своего культурного развития;
организации личного и коллективного досуга;
расширения сферы познавательных интересов, гармоничного интеллектуального и эмоционального развития;
развития устойчивой потребности в общении с искусством в качестве зрителя, слушателя, читателя, в собственной художественно-творческой деятельности в каком-либо виде искусства;
выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
самостоятельного художественного творчества;
развития художественного мышления, творческого воображения, внимания, памяти, в том числе зрительной, слуховой и другое;
овладение умениями и навыками для реализации художественно-творческих идей и создания выразительного художественного образа в каком-либо виде искусства;
освоения ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участия в общественной жизни школы с учетом региональных, этнокультурных, социальных особенностей.
Содержание учебного предмета
РАЗДЕЛ I. ВОСТОЧНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ КУЛЬТУРЫ ВЕРНОСТЬ ЗАВЕТАМ ПРЕДКОВ (9 часов).
Древний Египет: художественная культура, олицетворяющая вечность (2 часа). Сохранившиеся ценности художественной культуры Древ него Египта. Искусство Древнего Египта свидетельство религиозных и эстетических исканий мудрецов древнейшей Цивилизации. Деспотическая форма общественного правления в Египте, обожествление власти фараона и художественное мышление египтян. Художественная картина мира, воссозданная египетским искусством, отражающая представления о жиз ни, смерти, бессмертии. «Книга мертвых». Культ загробного мира, его воплощение в канонических традициях архитектуры. Пирамиды. Древние храмы. Статичность и символичность изобразительного искусства. Предвосхищение в памятниках художественной культуры Египта будущих религиозных христианских представлений о сути мироздания.
Художественная культура Древней и средневековой Индии (2 часа). Художественная культура Древней Индии, ее ритуальный характер. Поэмы «Упанишад» стремление постичь смысл жизни. Древнеиндийский эпос. Поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна».
Будда Гаутама и зарождение буддизма. Буддистский храм. Сохранение художественных традиций древности в эпоху средневековья. Храмовое зодчество. Самобытный мир народного танца. Песенное богатство. Индия мир, издревле привлекающий к себе взоры русских людей. Афанасий Никитин («Хождение за три моря»). Духовные откровения индийских мудрецов и творчество Н.К. Рериха. Влияние образов индийской культуры на творчество А.Н. Скрябина (замысел «Мистерии»).
Художественная культура Древнего и средневекового Китая (1 час). Своеобразие художественных традиций китайского народа. Отражение в художественном творчестве религиозных представлений об устройстве мира. Философская подоплека искусства. Учение Лао-цзы и Конфуция. Великая китайская стена как символ национальной самобытности, трудолюбия, мощи. Культ предков в Древнем Китае. Древние китайские поэзия и музыка. Устойчивость древних традиций в художественной культуре средневекового Китая. Иероглифы, их роль в развитии философского начала искусства. Обожествление власти императора. Императорские дворцы. Искусство садов и водоемов. Живопись, шелкография. Китайский театр. Китайские народные музыкальные инструменты.
Японская художественная культура: долгий путь средневековья (2 часа). Художественные традиции Японии. Влияние китайского искусства на развитие японской художественной культуры Храмы Древней Японии. Нетрадиционные виды искусства (единоборства, чайная церемония, икебана). Японский народный и профессиональный театр. Отражение в музыке, живописи, архитектуре Японии древних самобытных верований. Сохранение национальной уникальности культуры на протяжении столетий; влияние европейского и русского искусства на развитие новых культурных идеалов во второй половине XX в.
Художественные традиции мусульманского Востока: логика абстрактной красоты (2 часа). Ислам мировая религия, оказавшая влияние на развитие художественной культуры арабских стран. Нравственные законы ислама. Коран основная книга мусульман. Пророк Мухам мед. Образы Иисуса Христа и христианских святых в Коране.
Архитектурные особенности мечети, ее канонические фор мы, ориентация на Мекку. Сохранение принципов возведения мечети в наши дни (мечети России). Минарет, его предназначение и архитектурный облик. Запрет на изображение видимого мира и развитие орнамента в изобразительном искусстве Арабского Востока. «Книга песен». Высокая поэзия средневековья (Фирдоуси, Низами, Саади). Омар Хайям. Обра зы арабских, персидских, иранских сказок в «Тысяча и одной ночи», «мудрость Востока» в сказках Шехеразады.
Образы арабской культуры в русской музыке и поэзии (А.С. Пушкин, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков).
РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЕВРОПЫ: СТАНОВЛЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ (17 часов).
Античность колыбель европейской художественной культуры (4 часа). Мифологическая картина мира и древнегреческое язычество как основа развития античной художественной культуры. Внеморальные законы жизни в древнегреческой мифологии. Народные верования и высокая философия эллинских мудрецов, поиск разумного вселенского начала и единого Бога (Логоса). Сократ «христианин до Христа». Утверждение идеи двух миров в философии Платона. Учение о гармонии сфер Пифагора.
Эволюция взглядов на Вселенную и человека, ее отражение в древнегреческом искусстве. Стремление к гармонии, красоте, совершенству внешней формы. Образы языческих богов как устойчивые символы развития искусства. Основные этапы развития античной художественной куль туры. Древнегреческая архитектура. Ордер, его виды. Памятники древнегреческого зодчества. Изобразительное искусство. Портреты. Вазопись.
Искусство театра. Древнегреческая трагедия (Эсхил, Софокл, Еврипид). Роль музыки в театре. Хоровые эпизоды. Монологи героев с инструментальным сопровождением. Инструменты Древ ней Греции: лира, кифара, сиринкс (флейта Пана), авлос (инструмент типа гобоя). Теория музыки, учение о ладах и их влиянии на человека («грусть лидийского, приподнятость фригийского и воинственность дорийского лада»).
Развитие древнегреческих эстетических идеалов в художественной культуре Древнего Рима. Архитектурные памятники «вечного города». Расцвет скульптурного портрета, черты реализма.
Античные идеалы как основа представлений о совершенной красоте в европейском искусстве последующих эпох.
Отношение к античному искусству в России: переводы античных поэтов, мифологические образы в музыке и живописи (Е.И. Фомин. Мелодрама «Орфей»; М.А. Врубель. «Пан»). Избирательное отношение к античному наследию. Роль древнегреческого ордера в русской архитектуре.
От мудрости Востока к библейским заветам (1 час). Христианская художественная культура, ее истоки. Библия как священная религиозная книга, памятник культуры. Ветхий Завет духовное откровение иудейского народа. Тексты Ветхого Завета, их разновидности (Пятикнижие, Пророки, Писания). Шестоднев. Грехопадение и изгнание из рая Адама и Евы. Каин и Авель. Всемирный потоп и Ноев ковчег. Вавилон ская башня. Образ патриарха Авраама. Ветхозаветная Троица. Моисей, его скрижали. Десять заповедей. Псалтирь.
Новый Завет, Евангелия. Основное содержание стихов. Образ Иисуса Христа Сына Божия, Спасителя мира. Новозаветные заповеди любви. Притчи Иисуса. Нагорная проповедь. «Отче наш». Различие ветхозаветных и новозаветных нравственных требований к человеку. Учение о Царстве Небесном и спасении бессмертной души. Страсти Господни. Крестный путь. Распятие, смерть, воскрешение Христа. Евангельские образы в западноевропейском искусстве (становление основной иконографии).
Средневековье и Возрождение: трудный путь гуманизма (6 часов). Христианские основы средневекового европейского искусства. Рождение новой художественной картины мира, отражающей представления о двух порядках бытия и духовной жизни человека. Становление новых средств художественной выразительности, жанров и форм искусства.
Разделение церкви, два типа христианской культуры. Западная католическая церковь. Романский стиль в искусстве. Храмовое зодчество. Внутренняя структура и символика храма. «Пламенеющая готика» европейских соборов. Изобразительное искусство, развитие живописи, скульптуры; мозаики и фрески. Древнейшие напевы христианских храмов. Григорианский хорал. Средневековая секвенция «Dies irae», ее символика в мировой музыкальной культуре. Орган.
Византийские (восточные) христианские традиции. Православие. Художественный канон православного храма. Иконопись, ее смысл. Гимнография. Общий образ храма. Византия и Русь.
Эпоха Возрождения как новый этап в развитии европейской художественной культуры. Периодизация Возрождения: Проторенессанс, Ранний Ренессанс, Высокий Ренессанс. Гуманизм и идеалы Возрождения. Развитие светского искусства. Предшественники Возрождения. Н. Пизано, Данте, Петрарка, Боккаччо, Джотто. Флорентийские мастера: Ф. Брунеллески, Мазаччо, Донателло. Расцвет живописи во второй половине XV в. (Ф. Липпи, П. Перуджино, С. Ботичелли).
Мастера Высокого Возрождения. Наследие Л. да Винчи, Рафаэля, Микеланджело. Венецианская школа живописи и архитектуры (Б. Джорджоне, П. Веронезе, А. Палладио). Собор св. Петра в Риме. Д. Браманте.
Развитие музыки в эпоху Возрождения (хоровая полифоническая музыка, мадригал, инструментальная музыка для лют ни, виолы, флейты, клавесина и др.). Рождение оперы, первые оперные композиторы (К. Монтеверди).
Северное Возрождение, поиски правды о человеке. Мастера искусств Германии и Нидерландов (И. Босх, А. Дюрер, П. Брей гель - старший и др.). Возрождение во Франции и Испании.
Художественная культура Европы XVII в.: многоголосие школ и стилей (4 часа). XVII в. как «переходная эпоха» в художественной культу ре европейской традиции, вобравшая в себя опыт Средневековья и Возрождения. Шекспир. Его значение для развития мировой культуры. Стиль барокко. Пестрое сочетание художественных образов, почерпнутых из античной мифологии, христианского вероучения, окружающей действительности. Стремление мастеров увидеть мир во всей его многогранности и противоречивости.
Барокко в архитектуре (Д.Л.Бернини). Расцвет светского музыкального искусства. Опера-сериа (К. Монтеверди, А. Скарлатти), инструментальные сочинения А. Корелли, А. Вивальди; творчество французских клависинистов (Ж.Ф. Рамо, Ф.Куперена, Л.К. Дакена). Титаны музыкального искусства: И.С. Бах и Г.Ф. Гендель. Философское и религиозное содержание музыки Баха. Духовные сочинения (Высокая месса си ми нор, Страсти по Матфею). Органная и клавирная музыка. «Хорошо темперированный клавир». Судьба наследия Баха.
Классицизм как общеевропейский стиль. Эстетика классицизма, рожденная под влиянием рационализма и нормативных установок. Воплощение в эстетике классицизма представлений о главенстве общественного над личным, долга - над чувством. Канонизация античной классики как образца для подражания. Возрождение и классицизм преемственность художественных традиций. Стремление к выражению возвышенных героических образов. Франция родина классицизма. Теория классицизма (Н.Буало). Классицистская трагедия (П.Корнель и К.Расин). Классицизм в архитектуре. Дворцово-парковые ансамбли. Версаль.
Расцвет комедийного жанра, испанская комедия «плаща и шпаги» (Лопе де Вега, П. Кальдерон).
Изобразительное искусство XVII в., сочетание сюжетов и об разов, обобщающих развитие художественной культуры Евро пы предшествующих столетий. Европейские школы живописи и выдающиеся мастера (Караваджо, Эль Греко, X. Рибера, Ф. Сурбаран, Э. Мурильо, Д. Веласкес, П. Рубенс, Ф. Снейдерс, Я. Йордане, А. ван Дейк, Рембрант, Ф. Хальс, «малые голландцы» и др.).
Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума (2 часа). Просвещение как важнейший этап обновления художественной культуры Европы. Гуманистические идеалы просветителей, их мечты о Свободе, Равенстве, Братстве всех народов и сословий. Критический анализ общественных отношений и нравственно го облика человека главный смысл культуры Просвещения. Наследие энциклопедистов. Вольтер. Ж.-Ж. Руссо.
Распространение классицизма в художественных культурах европейских стран. Рационализм как норма художественного творчества.
Изобразительное искусство, парадоксы несовместимой о разности (сочетание утонченности и изысканности с грубоватостью, заземленностью, простонародностью). Творчество Ж.А. Ватто, Ф.Буше, И.О. Фрагонара, Ж.Б. Греза, Ж.Л. Дави да. Скульптура в творчестве Э.М. Фальконе, Ж.А. Гудона, А. Кановы. Архитектура эпохи классицизма, роль античного ордера.
Расцвет литературы. Романы Д. Дефо, Дж. Свифта. Поэзия И.В. Гете, Р. Бернса. Драматургия Ф. Шиллера, Р. Шеридана (по выбору учителя).
Венский музыкальный классицизм. Творчество И. Гайдна, В.А. Моцарта, Л.В. Бетховена. Кристаллизация форм классической сонаты и симфонии. Симфонизм, его философско-эстетический смысл.
Значение искусства европейского Просвещения для развития русской художественной культуры. Классицизм как важнейший стиль, освоенный русским искусством.
РАЗДЕЛ III. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ (8 часов).
Величие русской средневековой художественной культуры: приоритет духовных ценностей (5 часов). Древнейшие памятники художественной культуры языческой Руси. Культ природы и матери-Земли. Обрядовый фольклор, красота народных песен. Героический эпос. Былины. Формирование дохристианских нравственных установок и эстетических представлений. Восхождение русской художественной культуры от языческой образности к христианской картине мироздания. Опыт постижения духовного смысла бытия в древнерусском искусстве. Обращенность художественной культуры к «вечным ценностям». Православный храм и синтез храмовых искусств.
«Мистический реализм» как общая стилевая основа древнерусского искусства. Воплощение в художественных образах высшей правды жизни и смерти. Надличностный характер художественной культуры. Основные этапы развития художественной культуры Древней Руси. «Монументальный историзм» (Д. С. Лихачев) искусства Древнего Киева. Памятники киевской литературы. Летописание. Нестор-летописец и его «Повесть временных лет». Возвеличивание духовных подвигов, жанр жития. Образы первых русских святых Бориса и Глеба. Памятники архитектуры. София Киевская. Фрески. Мозаики. Знаменное пение хоровое одноголосие. Особенности интонирования богослужебного текста.
Утверждение в искусстве Киевской Руси единства прекрасного и духовного. Продолжение традиций в художественной куль туре древнерусских княжеств. Художественный облик древнего Новгорода. Памятники архитектуры. Новгородская София, Кремль. Георгиевский собор Юрьева монастыря. Одноглавое каменное зодчество. Искусство колокольного звона. Художественная культура Владимиро-Суздальского княжества. Архитектура. Храм Покрова Богородицы на Нерли. Храмы древнего Владимира. Памятники зодчества и иконописи Пскова.
Расцвет художественной культуры средневековья в эпоху формирования Московского государства. Роль Троице-Сергиевой обители в развитии духовных основ культуры. Св. Сергий Радонежский. Литература Московской Руси. Епифаний Премудрый и Максим Грек. Расцвет мелодизма в храмовом пении. Федор Христианин. Иконописные шедевры. Экспрессивная манера письма Феофана Грека. Наследие Андрея Рублева, значение «Троицы» в общественной, духовной и художественной жизни Руси. Мастер Дионисий, фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Облик Московского Кремля; сочетание итальянских и русских традиций. Шатровое зодчество. Храм Вознесения Господня в Коломенском. Покровский собор (Собор Василия Блаженного).
Усиление личностного начала в искусстве XVI в. Жанр покаянного стиха. Творческие школы в храмовом пении и храмовой живописи.
Искусство «переходного периода» «бунташного века»: противоречивое сочетание «старины и новизны». Обмирщение литературы XVII в. Повести. Ранние формы стихосложения. (С. Полоцкий). Церковная реформа и ее культурные последствия. Рождение храмового партесного многоголосия. Партесный хоровой концерт (творчество Н.П. Дилецкого, В.П. Титова). Новые иконописные традиции, обмирщение иконописи. Икона и парсуна: на пути к светской живописи. Завершение древнерусского этапа развития искусства в русле канонических традиций «мистического реализма». Разделение искусства на светское и церковное. Общность нравственных ориентиров русского искусства.
Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов (3 часа).
Европейские формы культурной жизни как эталон в русской культуре эпохи Просвещения. Новые идеологические установки светского государства. Сохранение традиционных национальных ценностей при освоении европейских форм и жанров искусства. Феномен «русской европейскости». Приоритетная роль слова в художественной культуре эпохи Просвещения. Писатели первой половины века (по выбору учи теля). Теория классицизма М.В. Ломоносова и А.П. Сумарокова: общее и различное. Значение классицизма для развития музыки.
Вокальные жанры в культуре Просвещения: от петровских кантов и «книжных песен» к «российским песням» (Ф.М. Дубянский, И.А. Козловский). Опера: европейское и русское. Развитие жанра комической оперы, роль литературной основы, сочинение «на голоса» народных песен. В.А. Пашкевич, Е.И. Фомин родоначальники русской оперы. Духовная музыка. Творчеством. С. Березовского и Д. С. Бортнянского. Классицистский хоровой концерт. Становление инструментальной музыки в России. «Русский Паганини» И.Е. Хандошкин. Фортепианная музыка Д.С. Бортнянского.
Развитие гуманистических идеалов русского Просвещения и «крестьянский вопрос». Крестьянские образы в русском искусстве. Собирание и изучение русских народных песен (сборники В.Ф. Трутовского, Н.А. Львова-Прача). Антикрепостнические мотивы русской прозы (Н.И. Новиков, А.Н. Радищев), драматургии (Я.Б. Княжнин), поэзии (В.В. Капнист), музыки (В.А. Пашкевич). Комедия в творчестве Д.И. Фонвизина, сатирические образы и обличительный пафос (сатира «на нравы»). Творчество Г.Р. Державина (по выбору учителя).
Развитие театрального искусства. Крепостные театры и крепостные актеры. Итальянская и французская опера в Петербурге.
Неповторимость и самоценность человеческой личности в изобразительном искусстве эпохи Просвещения. Портретная живопись (И. Я. Вешняков, И.П. Аргунов, А.П. Антропов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский). Академия художеств. Становление жанра исторической живописи. Творчество А.П. Лосенко. Скульптура новый вид искусства в Рос сии. Творчество Ф.И. Шубина. Памятник Петру Великому Э.-М. Фальконе. Работы Ф.Г. Гордеева и М.И. Козловского.
Идеалы зодчества прославление величия новой русской государственности. Смесь архитектурных форм российских и привнесенных европейских. Принципиальная новизна в градостроительстве. Облик Санкт-Петербурга. Барокко в зодчестве. Творчество В.В. Растрелли. Классицизм; творцы дворцов и общественных зданий (А. Ринальди, Д. Кваренги, Ч. Камерон иностранные мастера в России). Школа отечественных зодчих (М.Г. Земцов. И.К. Коробов, П.М. Еропкин, С.И. Чевакинский, И.Ф. Мичурин, Д.В. Ухтомский, А.Ф. Кокоринов). Выдающиеся мастера В.И. Баженов, М.Ф. Казаков. Вхождение художественной культуры России в контекст европейской культуры. «Русская европейскость» предвестие классического этапа в развитии искусства «золотого» XIX в. «Родом я - чувашенин» - архитектурные шедевры чувашского зодчего П. Егорова.(
Тематическое планирование
№ урока по порядку
Тема урока
Количество часов
Основное содержание
Примечание
ВОСТОЧНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ КУЛЬТУРЫ ВЕРНОСТЬ ЗАВЕТАМ ПРЕДКОВ (9 часов).
1
Древний Египет: художественная культура, олицетворяющая вечность
1
Сохранившиеся ценности художественной культуры Древ него Египта. Искусство Древнего Египта свидетельство религиозных и эстетических исканий мудрецов древнейшей Цивилизации. Деспотическая форма общественного правления в Египте, обожествление власти фараона и художественное мышление египтян. Художественная картина мира, воссозданная египетским искусством, отражающая представления о жизни, смерти, бессмертии. «Книга мертвых». Культ загробного мира, его воплощение в канонических традициях архитектуры. Пирамиды. Древние храмы.
2
Изобразительное искусство Древнего Египта.
1
Статичность и символичность изобразительного искусства. Предвосхищение в памятниках художественной культуры Египта будущих религиозных х
·'
°ристианских представлений о сути мироздания. Искусство портрета.
3
Художественная культура Древней и средневековой Индии
1
Художественная культура Древней Индии, ее ритуальный характер. Поэмы «Упанишад» стремление постичь смысл жизни. Древнеиндийский эпос. Поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна».
Будда Гаутама и зарождение буддизма. Буддистский храм. Сохранение художественных традиций древности в эпоху средневековья. Храмовое зодчество. Самобытный мир народного танца. Песенное богатство.
4
Взаимосвязь индийской и русской художественной культуры .
1
Индия мир, издревле привлекающий к себе взоры русских людей. Афанасий Никитин («Хождение за три моря»). Духовные откровения индийских мудрецов и творчество Н.К. Рериха. Влияние образов индийской культуры на творчество А.Н. Скрябина (замысел «Мистерии»).
5
Художественная культура Древнего и средневекового Китая
.
1
Своеобразие художественных традиций китайского народа. Отражение в художественном творчестве религиозных представлений об устройстве мира. Философская подоплека искусства. Учение Лао-цзы и Конфуция. Великая китайская стена как символ национальной самобытности, трудолюбия, мощи. Культ предков в Древнем Китае. Древние китайские поэзия и музыка.
Устойчивость древних традиций в художественной культу ре средневекового Китая. Иероглифы, их роль в развитии философского начала искусства. Обожествление власти императора. Императорские дворцы. Искусство садов и водоемов. Живопись, шелкография. Китайский театр. Китайские народные музыкальные инструменты.
6
Японская художественная культура: долгий путь средневековья
1
Художественные традиции Японии. Влияние китайского искусства на развитие японской художественной культуры Храмы Древней Японии. Нетрадиционные виды искусства (единоборства, чайная церемония). Японский народный и профессиональный театр. Отражение в музыке, живописи, архитектуре Японии древних самобытных верований. Сохранение национальной уникальности культуры на протяжении столетий; влияние европейского и русского искусства на развитие новых культурных идеалов во второй половине XX в.
7
Художественная культура Японии: постижение гармонии с природой.
1
Сад Рёандзи – воплощение философской идеи строения мира. Поэзия танка и хокку. Искусство икебаны. Японская графика. Синкретизм изобразительного искусства Японии.
8
Художественные традиции мусульманского Востока: логика абстрактной красоты
1
Ислам мировая религия, оказавшая влияние на развитие художественной культуры арабских стран. Нравственные законы ислама. Коран основная книга мусульман. Пророк Мухаммед. Образы Иисуса Христа и христианских святых в Коране.
Архитектурные особенности мечети, ее канонические фор мы, ориентация на Мекку. Сохранение принципов возведения мечети в наши дни (мечети России). Минарет, его предназначение и архитектурный облик. Запрет на изображение видимого мира и развитие орнамента в изобразительном искусстве Арабского Востока.
9
Светское искусство исламского мира.
1
«Книга песен». Высокая поэзия средневековья (Рудаки, Фирдоуси, Низами, Саади). Омар Хайям. Образы арабских, персидских, иранских сказок в «Тысяча и одной ночи», «мудрость Востока» в сказках Шехеразады. Прикладное искусство. Книжная миниатюра как самостоятельный вид искусства. Прикладное искусство.
Образы арабской культуры в русской музыке и поэзии (А.С. Пушкин, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, Н.С. Гумилев).
ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЕВРОПЫ: СТАНОВЛЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ (17 часов).
10
Античность колыбель европейской художественной культуры. Культура Древней Греции.
1
Мифологическая картина мира и древнегреческое язычество как основа развития античной художественной культуры. Внеморальные законы жизни в древнегреческой мифологии. Народные верования и высокая философия эллинских мудрецов, поиск разумного вселенского начала и единого Бога (Логоса). Сократ «христианин до Христа». Утверждение идеи двух миров в философии Платона. Учение о гармонии сфер Пифагора.
Эволюция взглядов на Вселенную и человека, ее отражение в древнегреческом искусстве. Стремление к гармонии, красоте, совершенству внешней формы. Образы языческих богов как устойчивые символы развития искусства. Основные этапы развития античной художественной куль туры. Древнегреческая архитектура. Ордер, его виды. Памятники древнегреческого зодчества. Изобразительное искусство. Портреты. Вазопись.
1
11
Античный театр – искусство синтеза.
1
Искусство театра. Древнегреческая трагедия (Эсхил, Софокл, Еврипид). Роль музыки в театре. Хоровые эпизоды. Монологи ге роев с инструментальным сопровождением. Инструменты Древ ней Греции: лира, кифара, сиринкс (флейта Пана), авлос (инструмент типа гобоя). Теория музыки, учение о ладах и их влиянии на человека («грусть лидийского, приподнятость фригийского и воинственность дорийского лада»).
12
Художественная культура Древнего Рима.
1
Развитие древнегреческих эстетических идеалов в художественной культуре Древнего Рима. Архитектурные памятники «вечного города». Расцвет скульптурного портрета, черты реализма. Мозаики и фрески Древнего Рима.
13
Античные идеалы совершенной красоты в европейском искусстве.
1
Античные идеалы как основа представлений о совершенной красоте в европейском искусстве последующих эпох.
Отношение к античному искусству в России: переводы античных поэтов, мифологические образы в музыке и живописи (Е.И. Фомин. Мелодрама «Орфей»; М.А. Врубель. «Пан»). Избирательное отношение к античному наследию. Роль древнегреческого ордера в русской архитектуре.
14
От мудрости Востока к библейским заветам
1
Христианская художественная культура, ее истоки. Библия как священная религиозная книга, памятник культуры. Ветхий Завет духовное откровение иудейского народа. Тексты Ветхого Завета, их разновидности (Пятикнижие, Пророки, Писания). Шестоднев. Грехопадение и изгнание из рая Адама и Евы. Каин и Авель. Всемирный потоп и Ноев ковчег. Вавилонская башня. Образ патриарха Авраама. Ветхозаветная Троица. Моисей, его скрижали. Десять заповедей. Псалтирь.
Новый Завет, Евангелия. Основное содержание стихов. Образ Иисуса Христа Сына Божия, Спасителя мира. Новозаветные заповеди любви. Притчи Иисуса. Нагорная проповедь. «Отче наш». Различие ветхозаветных и новозаветных нравственных требований к человеку. Учение о Царстве Небесном и спасении бессмертной души. Страсти Господни. Крестный путь. Распятие, смерть, воскрешение Христа. Евангельские образы в западноевропейском искусстве (становление основной иконографии).
15
Средневековье и Возрождение: трудный путь гуманизма
1
Христианские основы средневекового европейского искусства. Рождение новой художественной картины мира, отражающей представления о двух порядках бытия и духовной жизни человека. Становление новых средств художественной выразительности, жанров и форм искусства.
16
Художественная культура европейского Средневековья освоение христианской образности.
1
Разделение церкви, два типа христианской культуры. Западная католическая церковь. Романский стиль в искусстве. Храмовое зодчество. Внутренняя структура и символика храма. «Пламенеющая готика» европейских соборов. Изобразительное искусство, развитие живописи, скульптуры; мозаики и фрески. Древнейшие напевы христианских храмов. Григорианский хорал. Средневековая секвенция «Dies irae», ее символика в мировой музыкальной культуре. Орган.
17
Художественная культура Византии.
1
Византийские (восточные) христианские традиции. Православие. Художественный канон православного храма. Иконопись, ее смысл. Гимнография. Общий образ храма. Византия и Русь.
18
Художественная культура итальянского Возрождения: Трудный путь гуманизма
1
Эпоха Возрождения как новый этап в развитии европейской художественной культуры. Периодизация Возрождения: Проторенессанс, Ранний Ренессанс, Высокий Ренессанс. Гуманизм и идеалы Возрождения. Развитие светского искусства. Предшественники Возрождения. Н. Пизано, Данте, Петрарка, Боккаччо, Джотто. Флорентийские мастера: Ф. Брунеллески, Мазаччо, Донателло. Расцвет живописи во второй половине XV в. (Ф. Липпи, П. Перуджино, С. Ботичелли).
19
«Титаны Возрождения»
1
Мастера Высокого Возрождения. Наследие Л. да Винчи, Рафаэля, Микеланджело. Венецианская школа живописи и архитектуры (Б. Джорджоне, П. Веронезе, А. Палладио). Собор св. Петра в Риме. Д. Браманте. Развитие музыки в эпоху Возрождения (хоровая полифоническая музыка, мадригал, инструментальная музыка для лют ни, виолы, флейты, клавесина и др.). Рождение оперы, первые оперные композиторы (К. Монтеверди).
20
Северное Возрождение: в поисках правды о человеке.
1
Северное Возрождение, поиски правды о человеке. Мастера искусств Германии и Нидерландов (И. Босх, А. Дюрер, П. Брейгель - старший и др.). Возрождение во Франции и Испании.
21
Художественная культура Европы XVII в.: многоголосие школ и стилей.
1
XVII в. как «переходная эпоха» в художественной культу ре европейской традиции, вобравшая в себя опыт средневековья и Возрождения. Шекспир. Его значение для развития мировой культуры. Стиль барокко. Пестрое сочетание художественных образов, почерпнутых из античной мифологии, христианского вероучения, окружающей действительности. Стремление мастеров увидеть мир во всей его многогранности и противоречивости.
22
Эстетика барокко в культуре Европы XVII в.
1
Барокко в архитектуре (Д.Л.Бернини). Расцвет светского музыкального искусства. Опера-сериа (К. Монтеверди, А. Скарлатти), инструментальные сочинения А. Корелли, А. Вивальди; творчество французских клавесинистов (Ж.Ф. Рамо, Ф.Куперена, Л.К. Дакена). Титаны музыкального искусства: И.С. Бах и Г.Ф. Гендель. Философское и религиозное содержание музыки Баха. Духовные сочинения (Высокая месса си ми нор, Страсти по Матфею). Органная и клавирная музыка. «Хорошо темперированный клавир». Судьба наследия Баха.
23
Классицизм как общеевропейский стиль в европейской художественной культуре XVII в..
1
Классицизм как общеевропейский стиль. Эстетика классицизма, рожденная под влиянием рационализма и нормативных установок. Воплощение в эстетике классицизма представлений о главенстве общественного над личным, долга - над чувством. Канонизация античной классики как образца для подражания. Возрождение и классицизм преемственность художественных традиций. Стремление к выражению возвышенных героических образов. Франция родина классицизма. Теория классицизма (Н.Буало). Классицистская трагедия (П.Корнель и К.Расин). Классицизм в архитектуре. Дворцово-парковые ансамбли. Версаль. Расцвет комедийного жанра, испанская комедия «плаща и шпаги» (Лопе де Вега, П. Кальдерон).
24
Многообразие художественных школ и стилей в Европейском искусстве XVII в.
1
Изобразительное искусство XVII в., сочетание сюжетов и образов, обобщающих развитие художественной культуры Европы предшествующих столетий. Европейские школы живописи и выдающиеся мастера (Караваджо, Эль Греко, X. Рибера, Ф. Сурбаран, Э. Мурильо, Д. Веласкес, П. Рубенс, Ф. Снейдерс, Я. Йордане, А. ван Дейк, Рембрант, Ф. Хальс, «малые голландцы» и др.).
25
Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума.
Художественные стили эпохи Французского Просвещения
1
Просвещение как важнейший этап обновления художественной культуры Европы. Гуманистические идеалы просветителей, их мечты о Свободе, Равенстве, Братстве всех народов и сословий. Критический анализ общественных отношений и нравственно го облика человека главный смысл культуры Просвещения. Наследие энциклопедистов. Вольтер. Ж.-Ж. Руссо.
Изобразительное искусство, парадоксы несовместимой образности (сочетание утонченности и изысканности с грубоватостью, заземленностью, простонародностью). Творчество Ж.А. Ватто, Ф.Буше, И.О. Фрагонара, Ж.Б. Греза, Ж.Л. Дави да. Скульптура в творчестве Э.М. Фальконе, Ж.А. Гудона, А. Кановы. Архитектура эпохи классицизма, роль античного ордера.
26
Распространение идей Просвещения в художественных культурах европейских стран.
1
Распространение классицизма в художественных культурах европейских стран. Рационализм как норма художественного творчества.
Расцвет литературы. Романы Д. Дефо, Дж. Свифта. Поэзия И.В. Гете, Р. Бернса. Драматургия Ф. Шиллера, Р. Шеридана (по выбору учителя). Венский музыкальный классицизм. Творчество И. Гайдна, В.А. Моцарта, Л.В. Бетховена. Кристаллизация форм классической сонаты и симфонии. Симфонизм, его философско-эстетический смысл. Значение искусства европейского Просвещения для развития русской художественной культуры. Классицизм как важнейший стиль, освоенный русским искусством.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ (8 часов).
27
Величие русской средневековой художественной культуры: приоритет духовных ценностей. Культура дохристианской Руси.
1
Предчувствие Спасителя. Законы природы и «Промысел Божий».
Язычество древних славян. Пантеон богов: Род, Дид, Сварог, Даждьбог, Хорс, Перун, Велес, Макошь. «Низшая» мифология славян. Древнейшие памятники художественной культуры языческой Руси. Культ природы и матери-Земли. Обрядовый фольклор, красота народных песен. «Велесова книга». Героический эпос. Былины. Формирование дохристианских нравственных установок и эстетических представлений.
28
Художественная культура Киевской Руси: опыт, озаренный духовным светом христианства.
1
Восхождение русской художественной культуры от языческой образности к христианской картине мироздания. Опыт постижения духовного смысла бытия в древнерусском искусстве. Обращенность художественной культуры к «вечным ценностям». Православный храм и синтез храмовых искусств. Ремесленная культура. Основные этапы развития художественной культуры Древней Руси. «Монументальный историзм» (Д.С. Лихачев) искусства Древнего Киева. Памятники киевской литературы. Летописание. Нестор-летописец и его «Повесть временных лет». Возвеличивание духовных подвигов, жанр жития. Образы первых русских святых Бориса и Глеба. Памятники архитектуры. София Киевская. Фрески. Мозаики. Знаменное пение хоровое одноголосие. Особенности интонирования богослужебного текста.
29
Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты.
1
«Мистический реализм» как общая стилевая основа древнерусского искусства. Воплощение в художественных образах высшей правды жизни и смерти. Надличностный характер художественной культуры. Новгородские летописцы и берестяные грамоты. Продолжение традиций в художественной куль туре древнерусских княжеств. Художественный облик древнего Новгорода. Памятники архитектуры. Новгородская София, Кремль. Георгиевский собор Юрьева монастыря. Одноглавое каменное зодчество. Искусство колокольного звона
30
От раздробленных княжеств к Московской Руси: утверждение общерусского художественного стиля
1
Художественная культура Владимиро-Суздальского княжества. Архитектура. Храм Покрова Богородицы на Нерли. Храмы древнего Владимира. Памятники зодчества и иконописи Пскова.
Расцвет художественной культуры средневековья в эпоху формирования Московского государства. Роль Троице-Сергиевой обители в развитии духовных основ культуры. Св. Сергий Радонежский. Литература Московской Руси.
Епифаний Премудрый и Максим Грек. Расцвет мелодизма в храмовом пении. Федор Христианин. Иконописные шедевры. Экспрессивная манера письма Феофана Грека. Наследие Андрея Рублева, значение «Троицы» в общественной, духовной и художественной жизни Руси. Мастер Дионисий, фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.
Облик Московского Кремля; сочетание итальянских и русских традиций. Шатровое зодчество. Храм Вознесения Господня в Коломенском. Покровский собор (Собор Василия Блаженного).
Усиление личностного начала в искусстве XVI в. Жанр покаянного стиха. Творческие школы в храмовом пении и храмовой живописи.
31
Церковная реформа и ее культурные последствия. Традиции и новаторство. (
1
Искусство «переходного периода» «бунташного века»: противоречивое сочетание «старины и новизны». Обмирщение литературы XVII в. Повести. Ранние формы стихосложения. (С. Полоцкий).
Церковная реформа и ее культурные последствия. Рождение храмового партесного многоголосия. Партесный хоровой концерт (творчество Н.П. Дилецкого, В.П. Титова).
Новые иконописные традиции, обмирщение иконописи. Икона и парсуна: на пути к светской живописи. Завершение древнерусского этапа развития искусства в русле канонических традиций «мистического реализма». Разделение искусства на светское и церковное. Общность нравственных ориентиров русского искусства.
Иакинф Бичурин - монах и выдающийся китаевед и переводчик.(
32
Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов.
1
Европейские формы культурной жизни как эталон в русской культуре эпохи Просвещения. Реформы Петра I в области культуры. Новые идеологические установки светского государства. Сохранение традиционных национальных ценностей при освоении европейских форм и жанров искусства. Феномен «русской европейскости».
33
Русская светская художественная культура XVIII в.
1
. Теория классицизма М.В. Ломоносова и А.П. Сумарокова: общее и различное. Значение классицизма для развития музыки. Вокальные жанры в культуре Просвещения. Развитие жанра комической оперы, роль литературной основы, сочинение «на голоса» народных песен. В.А. Пашкевич, Е.И. Фомин родоначальники русской оперы. Духовная музыка. Творчество С. Березовского и Д. С. Бортнянского. «Русский Паганини» И.Е. Хандошкин.
Крестьянские образы в русском искусстве. Собирание и изучение русских народных песен (сборники В.Ф. Трутовского, Н.А. Львова-Прача). Антикрепостнические мотивы русской прозы (Н.И. Новиков, А.Н. Радищев), драматургии (Я.Б. Княжнин), поэзии (В.В. Капнист), музыки (В.А. Пашкевич). Комедия в творчестве Д.И. Фонвизина, сатирические образы и обличительный пафос (сатира «на нравы»). Творчество Г.Р. Державина (по выбору учителя).
Развитие театрального искусства. Крепостные театры и крепостные актеры..
Портретная живопись (И. Я. Вешняков, И.П. Аргунов, А.П. Антропов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский). Академия художеств. Творчество А.П. Лосенко. Скульптура новый вид искусства в Рос сии. Творчество Ф.И. Шубина. Памятник Петру Великому Э.-М. Фальконе. Работы Ф.Г. Гордеева и М.И. Козловского.
34
Архитектура. Строительство XVIII в. (
1
Идеалы зодчества прославление величия новой русской государственности. Смесь архитектурных форм российских и привнесенных европейских. Принципиальная новизна в градостроительстве. Облик Санкт-Петербурга. Барокко в зодчестве. Творчество В.В. Растрелли. Классицизм; творцы дворцов и общественных зданий (А. Ринальди, Д. Кваренги, Ч. Камерон иностранные мастера в России). Школа отечественных зодчих (М.Г. Земцов. И.К. Коробов, П.М. Еропкин, С.И. Чевакинский, И.Ф. Мичурин, Д.В. Ухтомский, А.Ф. Кокоринов). Выдающиеся мастера В.И. Баженов, М.Ф. Казаков.
Вхождение художественной культуры России в контекст европейской культуры. «Русская европейскость» предвестие классического этапа в развитии искусства «золотого» XIX в.
«Родом я - чувашенин» - архитектурные шедевры чувашского зодчего П. Егорова.(
Литература
Перечень учебных пособий для обучающихся:
Рапацкая Л.А.: Мировая художественная культура: Общечеловеческие ценности мировой художественной культуры: взгляд из России: учеб. для 10 кл. [учебник] / Л.А. Рапацкая. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС / 2013. – 375с.: ил.
Данилова Г. И.: Мировая художественная культура. Базовый уровень. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. - 15-е изд., стереотип. [учебник] / Г.И. Данилова М.: Дрофа, 2013.
Основная и дополнительная учебная литература:
Дмитриева М.. Краткая история искусств. [учебник] / М. Дмитриева - АСТ – Пресс, Галарт. М., 2008.
Константинова С. В. История мировой и отечественной культуры. Конспект лекций. [текст] / С. В Константинова - Издательство «ЭКСМО» - 2008.
Лескова И.А. Мировая художественная культура. Конспекты уроков по темам «Искусство эпохи Ренессанса». Значение времени в концепции живописца (от Древнего Египта до ХХ века)» / в помощь преподавателю [текст] / И.А. Лескова - М.: «Учитель», 2014.
Лескова И.А. Мировая художественная культура. Конспекты уроков по темам «Искусство Европы в лицах (XVII- XVIIIвв.), «Пространственный образ мира и его влияние на искусство Европы (от античности дол наших дней)» в помощь преподавателю [текст] / И.А. Лескова - М.: «Учитель», 2015.
Соколова М.В. Мировая культура и искусство: Учеб. пособие. [текст] / М. Дмитриева – М., Издательский центр «Академия». – 2003.
Рапацкая, Л.А. Программы курса Мировая художественная культура 10-11 классы. Л.А. Рапацкая, Допущено Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации. Гуманитарный издательский центр «Владос». Москва. 2010 год.
Соколова М.В. Мировая культура и искусство: Учеб. пособие. – М., Издательский центр «Академия». – 2003.
Федеральный государственный стандарт среднего общего образования (приказ МО и Н РФ№363 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст №17785 от 22.12.2009).
Учебные и справочные пособия:
Барская Н.А.Сюжеты и образы древнерусской живописи. – МС.,1993.
Бенуа А.Н.История русской живописи в ХIX веке. _М., 1995.
Вазари Дж. Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих эпохи Возрождения.- СПб., 1992.
Власов В.Г.Стили в искусстве: Словарь: В3т.- СПб.,1997.
Гнедич П.П.Всемирная история искусств. –М., 1996.
Дворжак М., Искусство возрождения. В 2-х тт.. М.1997.
Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира. – М., 1997.
Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси – М., 1996
Кокаревич М.Н. Культурология: учебное пособие. – Томск, 2010
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] В. И. Плужников Термины российского архитектурного наследия от А до Я, а также Термины геральдики, Древнерусские религиозные монограммы, Расшифровки дат: Словарь-глоссарий М.: «Искусство», 1995.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия: В 3 т. М.: Белый город, 2006.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Кто есть кто в современной культуре. Эксклюзивные биографии. Выпуск 1-2. М.: МК-Периодика, 2006-2007.
.Музыкальная коллекция [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3.Архитектура России [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4. «Культура России» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5. Музеи России [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
6.Antiqua- энциклопедия древнегреческой и римской мифологии [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
7.Archi-tec.ru– история архитектуры, стили архитектуры, мировая архитектура
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
8. ARHTYX.ru. Всеобщая история искусств. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
9. Belcanto.Ru– в мире оперы. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
10. Классическая музыка [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
11. Мировое искусство [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Музыкальный словарь. Толковый с иллюстрациями. На основе издания: Г. Риман.Музыкальный словарь[Пер. с нем. Б. П. Юргенсона, доп. рус. отд-нием]. М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2008. CD-ROM.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Королёв О. К.Краткий энциклопедический словарь джаза, рок- и поп-музыки: Термины и понятия. М.; Музыка,2006. 168 с., нот.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Символы, знаки, эмблемы: Энциклопедия/ Авт.-сост. д-р ист. наук, проф. В. Э. Багдасарян, д-р ист. наук, проф. И. Б. Орлов, д-р ист. наук В. Л. Телицын; под общ. ред. В. Л. Телицына. 2-е изд. М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2005. 494, [1] с., [16] л. цв. ил. : ил.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Постмодернизм: Энциклопедия / Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. 1040 с. (Мир энциклопедий)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Библейская энциклопедия. 3-е изд. М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2005. 768 с.: ил. (Библиотека энциклопедических словарей).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Культурологический словарь.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] электронная библиотека gumfak.ru! /культурология.
Энциклопедия для детей. «Аванта+» Искусство, 1999.
Эрмитаж. Искусство Западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт, 1998.
Учебно-методическая литература:
Данилова Г. И.: Мировая художественная культура. 7-9 классы. Учеб. для общеобразоват. учреждений. / Г. И. Данилова. 15-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2013.
Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учеб. пособие для студ. сред.пед.учеб. заведений/ - 5-е ., перераб. и доп. изд.- М. «Академия», 2005.
Григорьева Н.А. История и мировая художественная культура: Интегрированные задания. 10-11 классы / Григорьева Н.А. - М.: ООО "ТИД "Русское слово-РС", 2006. - 128 с.
Дидактические материалы: электронные пособия: «Учимся понимать живопись», «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», «Шедевры русской живописи», «Учимся понимать музыку», «История древнего мира и средних веков», электронный вариант Уроков МХК «История развития архитектуры и скульптуры»
Ивлев С.А. Мировая художественная культура: Контроль знаний, учащихся в преподавании мировой художественной культуры: Методические материалы. [текст] / С.А. Ивлев М., 2012
Неменский Б.М. Мудрость красоты // О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя. - М. 1987;
Пешикова Л.В. Методика преподавания мировой художественной культуры в школе: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 96 с.
Рапацкая, Л.А. Программы курса Мировая художественная культура 10-11 классы. Л.А. Рапацкая, Допущено Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации. Гуманитарный издательский центр «Владос». Москва. 2010 год.
Ромашина Н.Ф. Мировая художественная культура 5-11 классы. Методическое пособие (+ CD). Изд. - Планеты (уч) / Серия – Современная школа. – 2015.
Тесты и творческие задания к интегрированным урокам гуманитарного цикла. 5 – 11 классы / авт.-сост. И.В. Арисова.- Волгоград: Учитель, 2012.
«Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005.
Федеральный государственный стандарт среднего общего образования (приказ МО и Н РФ№363 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст №17785 от 22.12.2009)
Учитель - учителю: Из опыта работы учителей Белгородской области. Серия "Дисциплины социально-гуманитарного цикла". Вып. 3 / Сост. Л.М. Белогурова; БелРИПКППС. - Белгород: ИПЦ "Политерра", 2008. - 188 с.
Система оценки знаний, умений и навыков
В зависимости от дидактической цели и времени проведения проверки данная программа предполагает использование предварительного (перед изучением раздела, курса), текущего (по окончанию урока), тематического и итогового контроля. По форме проведения эти виды контроля могут быть устными, письменными и комбинированными. Наиболее приемлемые формы контроля на уроках мировой художественной культуры - это тестирование по изученной теме, контрольные работы, защита рефератов, составление кроссвордов по изученному материалу, дискуссии по теме урока, взаимоопрос. Аттестация обучающихся различна по форме: устная, письменная, программированная, в виде тестового контроля, а также контрольные творческие задания, зачет. В качестве методов диагностики результатов обучения могут служить: диспуты, семинары.
Виды работ, выполняемые учениками: отчеты по темам, рефераты, буклеты, презентации, творческие задания. По согласованию с обучающимися могут быть использованы такие формы работы как доклад, сообщение, реферат, эссе.
По согласованию с обучающимися могут быть использованы такие формы работы как доклад, сообщение, реферат, эссе, составление кроссвордов по изученному материалу, дискуссии по теме урока.
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по дисциплине «Мировая художественная культура». Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему. При оценке ответа ученика надо руководствоваться такими критериями как полнота и правильность ответа, степень осознанности, понимания изученного.
Оценка
Критерии
«5»
Ученик1) полно и последовательно излагает изученный материал, дает правильное определение дефиниций куьтуры, искусства; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные.
3) использует необходимые искусствоведческие термины и понятия.
4) умеет анализировать, сопоставлять, сравнивать культурные явления разных эпох н конкретные шедевры.
«4»
Ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет.
«3»
Ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и непоследовательно, допускает неточности в определении понятий или дефиниций искусства; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры.
«2»
Ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал, или обнаруживает полное незнание или непонимание материала. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ, но также и за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл).
Основные критерии оценки творческой работы
(очерк, эссе, кроссворд, ребус, реферат, презентация)
Оценка
Содержание
«5»
1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Содержание излагается последовательно.
3. Работа отличается богатством материала, разнообразием используемых ссылок на первоисточники.
4. Привлечение необходимого иллюстративного материала и фрагментов музыкальных, литературных произведений;
5. Оформление работы отличается оригинальностью, креативностью.
«4»
1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3. Имеются незначительные нарушения в последовательности в изложении мыслей.
«3»
1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2. Работа достоверна в главном, но отличается формальным подходом.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
«2»
1. Работа не соответствует теме.
2.Допущено много фактических неточностей.
3. Работа не выполнена.
Оценка тестовых работ.
Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого
материала (урока). Тест из 1015 вопросов используется для периодического контроля.
Тест из 2030 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.
При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов
нет ошибок оценка «5»;
одна ошибка оценка «4»;
две ошибки оценка «З»;
три ошибки оценка «2».
Для теста из 30 вопросов:
25З0 правильных ответов оценка «5»;
1924 правильных ответов оценка «4»;
1318 правильных ответов оценка «З»;
меньше 12 правильных ответов оценка «2».
Примечания:
Высшего уровня оценки заслуживает демонстрация личной модели культурного развития школьника на путях духовного и гражданского становления личности, ее социализации па базе гуманистических и общечеловеческих ценностей. Следует высоко оценить компетенции, связанные с организацией личного досуга, активной позицией как полноправного члена общества, приобщившегося к высшим ценностям, эстетическим и этическим нормам позитивного опыта человечества, зафиксированного в художественных образах, обращая внимание на способность ученика давать критическую оценку «внушающей силе искусства», широко используемой в массовой культуре, рекламе, СМИ. Наиболее ценным представляется умение демонстрировать личное толерантное отношение к миру, способность воспринимать национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой, оценивать ее уникальность и неповторимость.
Заголовок 215