Рабочая программа по мировой художественной культуре для 10 класса, Данилова Г.И., 2015 год.


Администрация муниципального образования «Бичурский район» Республики Бурятия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бичурская общеобразовательная школа №5»
Рассмотрено на заседании МО Гуманитарного цикла МБОУ «Бичурская СОШ 5»
Руководитель
___________________
Г.Л.Колодежная
Протокол № ____ от
«____» ________ 2015 г «Согласовано»
Зам. дир по УР МБОУ
«Бичурская СОШ №5» ___________________
Колодежная Г.Л.
«____» __________ 2015г. «Утверждаю»
Директор МБОУ «Бичурская СОШ №»
_______________
Нестерова Н.П.
Приказ № _____ от
«__» _________ 2015г.
Рабочая программа
по МХК
10 класс
Составитель: Колодежная Галина Лазаревна
Учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
2015 – 2016
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена и реализуется на основе следующих документов:
Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).
Государственный стандарт среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г № 1089.
Государственная примерная программа по мировой художественной культуре: Программы для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 кл./ сост. Г.И. Данидлова. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 191 с.
Учебный план МБОУ « БСОШ № 5» на 2015 - 2016 учебный год.
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 N 1067 от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Программа ориентирована на изучение мировой художественной культуры в объеме 35 часов, из расчёта 1 час в неделю.
Изучение МХК в 10 классе преследует за собой следующие цели:
изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;
формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;
осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
интерпретация видов искусства с учётом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.
Задачи :
1 развивать умение раскрыть мировую художественную культуру как феномен человеческой деятельности; анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
2 формировать у учащихся представление и знания об истоках и основных этапах развития русской художественной культуры, выявить закономерности ее эволюции в соотнесенности с традициями зарубежной художественной культуры Востока и Запада; роли и месте русской национальной культуры современности.
3 воспитывать художественно-эстетический вкус; потребность в освоении духовно-нравственный ценностей мировой культуры и осознанному формированию собственной культурной среды.
Место предмета:
Данная программа предназначена для использования в учебном процессе в среднем общеобразовательном учреждении, адресована учащимся 10 класса, рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).
Уровень сложности – базовый.
Формы организации учебного процесса: комбинированный урок, урок-лекция, урок-беседа, урок-экскурсия, урок-путешествие.
Преобладающие формы текущего и промежуточного контроля знаний, умений и навыков: устная и тестовая, а также выполнения художественно-практических заданий и написания сочинений (эссе).
Раздел 2. учебно-тематическое планирование.
№ Наименование разделов и тем
Количество часов
1 Художественная культура древнейших цивилизаций
7 часов
2 Художественная культура античности
6 часов
3 Художественная культура средневековья
7 часов
4 Средневековая культура востока
4 часа
5 Художественная культура возрождения
11 часов
Итого: 35 часов
Раздел 3. Содержание тем учебного курса.
Художественная культура древнейших цивилизаций
Искусство первобытного человека
Первые художники Земли. Древнейшие сооружения человечества.
Музыка, танец и пантомима
Художественная культура
Древней Передней Азии
Возникновение письменности. Архитектура Месопотамии.
Изобразительное искусство. Музыкальное искусство.
Архитектура Древнего Египта
Пирамиды — «жилища вечности» фараонов. Скальные храмы и гробницы.
Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта
Скульптурные памятники. Рельефы и фрески. Сокровища гробницы Тутанхамона.
Музыка, театр и поэзия
Художественная культура Мезоамерики
Художественная культура классическогопериода. Художественная культура ацтеков.
Художественная культура майя. Художественная культура инков.
Художественная культура Античности
Эгейское искусство
Шедевры архитектуры. Фрески Кносского дворца. Вазопись стиля Камарес
Архитектурный облик Древней Эллады
Архитектура архаики: греческаяордерная система. Архитектура классики.
Афинский Акрополь. Архитектура эллинизма. Пергамский алтарь
Изобразительное искусство
Древней Греции
Скульптура и вазопись архаики. Изобразительное искусство классического периода.
Скульптурные шедевры эллинизма.
Архитектурные достижения
Древнего Рима
Архитектура периода Римской республики.
Шедевры архитектуры эпохи Римской империи.
Изобразительное искусство
Древнего Рима
Римский скульптурный портрет. Фресковые и мозаичные композиции.
Театр и музыка Античности
Трагики и комедиографы греческого театра.
Театральное и цирковое искусство Древнего Рима.
Музыкальное искусство Античности.
Художественная культура Средних веков
Мир византийской культуры
Достижения архитектуры. Мерцающий свет мозаик. Искусство иконописи.
Музыкальная культура.
Архитектура западноевропейского
Средневековья
Романский стиль архитектуры. Архитектура готики.
Изобразительное искусство
Средних веков
Скульптура романского стиля. Скульптура готики. Искусство витража.
Театр и музыка Средних веков
Литургическая драма. Средневековый фарс. Достижения музыкальной культуры.
Музыкально-песенное творчество трубадуров, труверов и миннезингеров.
Художественная культура Киевской Руси
Архитектура Киевской Руси. Изобразительное искусство.
Развитие русского регионального искусства
Искусство Великого Новгорода.
Искусство Владимиро-Суздальского княжества. Искусство Московского княжества.
Искусство единого Российского государства
Искусство периода образования государства.
Искусство периода утверждения государственности.
Искусство России на пороге Нового времени.
Театр и музыка
Возникновение профессионального театра. Музыкальная культура.
Художественная культура средневекового Востока
Художественная культура Индии
Шедевры архитектуры. Изобразительное искусство. Музыка и театр.
Художественная культура Китая
Шедевры архитектуры. Изобразительное искусство.
Искусство Страны восходящего солнца
Шедевры архитектуры. Садово-парковое искусство. Изобразительное искусство.
Художественная культура исламских стран
Шедевры архитектуры. Особенности изобразительного искусства.
Литература и музыка.
Художественная культура Возрождения
Изобразительное искусство
Проторенессанса и Раннего Возрождения
Джотто — «лучший в мире живописец»Живопись Раннего Возрождения.
В мире образов Боттичелли. Скульптурные шедевры Донателло.
Архитектура итальянского Возрождения
Флорентийское чудо Брунеллески. Великие архитекторы эпохи Возрождения.
Титаны Высокого Возрождения
Художественный мир Леонардо да Винчи. Бунтующий гений Микеланджело.
Рафаэль — «первый среди великих»
Мастера венецианской живописи
Творчество Беллини и Джорджоне. Художественный мир Тициана.
Творчество Веронезе и Тинторетто.
Искусство Северного Возрождения
Ренессанс в архитектуре Северной Европы.
Живопись нидерландских и немецких мастеров. В мире фантасмагорий Босха.
Творческие искания Брейгеля. Творчество Дюрера.
Музыка и театр эпохи Возрождения. Музыкальная культура. Театр Шекспира.
Раздел 4. Требования к уровню подготовки учащихся:
По окончанию курса МХК в 10 классе, учащиеся должны знать / понимать:
- шедевры мирового искусства;
- роль человека в художественной культуре;
- знать о многообразии культур;
- основные этапы развития русской (национальной) культуры;
- классификацию искусств;
- виды искусств.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Раздел 5. Календарно-тематическое планирование по мировой художественной культуре. 10 класс.
№ Дата Тема урока Кол-во часов Цели урока Тип урока Оборудование Словарь Домашнее задание
1 2 3 4 5 6 7 8 9
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙШИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ (7 часов)
1 Первые художники Земли 1 Знание и периодизация первобытной культуры. Синкретический характер искусства первобытного человека. Понятие о «реализме». Зарождение архитектуры. Театр, музыка и танец. Лекция. Иллюстрации по теме. Пантомима, интонация, дольмены, менгиры, кромлехи Подготовить м/м презентации о первых художниках Земли.
2, 3 Архитектура страны фараонов. 2 Рассмотреть основные направления архитектуры: Абу-Сигебел – жемчужина египетского зодчества; архитектурные сооружения позднего времени. Конференция. Иллюстрации по теме. Зодчество. Выписать из учебника основные понятия по теме. Выучить их.
4, 5 Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта. 2 Рассмотреть главные темы искусства Древнего Египта: скульптурные памятники Египта; рельефы и фрески. Сокровища и гробницы Тутанхамона. Музыка Древнего Египта. Урок-путешествие. Иллюстрации по теме. Рельефы, фрески, гробницы. Подготовить доклады на предоставленные темы.
6 Художественная культура Междуречья. 1 Раскрыть представление об архитектуре междуречья; изобразительном искусстве междуречья. Урок-лекция. Иллюстрации по теме. Закончить работу с учебником. Подготовить сообщения на выбранную тему.
7 Искусство доколумбовой Америки. 1 Рассказать о художественной культуре классического периода; об искусстве ацтеков; о художественной культуры майя; об искусстве инков. Урок-конференция. Ацтеки, майя, инки. м/медия, иллюстрации по теме. Подготовиться к итоговой работе по разделу.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА АНТИЧНОСТИ (6 часов)
8 Эгейское искусство. 1 Рассказать о шедеврах эгейской архитектуры; о фресках киосского дворца; о вазописи стиля камарес. Урок-лекция. Эгейская архитектура, камарес. м/медия, иллюстрации по теме. Прочитать в учебнике об особенностях вазописи Эгейского искусства. Сделать заметки в тетрадь.
9 Золотой век Афин. 1 Рассмотреть Афины как столицу греческой цивилизации; провести прогулку по афинскому Акрополю; раскрыть искусство вазописи. Урок-путешествие. м/медия, иллюстрации по теме. Подготовить выступление о выдающихся скульпторах Древней Эллады.
10 Выдающиеся скульпторы Древней Эллады. 1 Раскрыть понятия куросы и коры периода архаики; рассмотреть скульптурные творения Снопаса и Праксителя; рассмотреть мастеров поздней классики Лисиппа и Леохара; рассмотреть скульптуры эллинизма. Урок-лекция. Куросы, архаика, коры, эллинизм. м/медия, иллюстрации по теме.
Портреты Снопаса, Праксителя, Липа, Леохара. Прочитать в учебнике и подготовить устный рассказ о скульптурах эллинизма.
11 Архитектура императорского Рима. 1 Рассмотреть исторические памятники Рима: Колизей, Пантеон, триумфальные арки. Их художественное и архитектурное своеобразие. Урок-конференция. м/медия, иллюстрации по теме. Доделать работу, начатую на уроке.
12 Изобразительное искусство Римской империи. 1 Рассмотреть изобразительное искусство этрусков, римский скульптурный портрет, мозаичные и фресковые композиции. Круглый стол. Этрусы. м/медия, иллюстрации по теме. Прочитать в учебнике об особенностях римского скульптурного портрета. Сделать заметки в тетрадь.
13 Театральное и музыкальное искусство античности. 1 Проследить рождение греческого театра, выдающиеся трагики и комедиографы греческого театра; театральное и церковное искусство Древнего Рима; музыкальное искусство Древней Греции. Урок-исследование. Трагик, искусство. м/медия, иллюстрации по теме. Прочитать дополнительный материал в учебнике.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (7 часов)
14 Мир византийской культуры. 1 Рассмотреть византийскую архитектуру; искусство мозаики, искусство иконописи, музыку Византии. Урок-лекция. Иконопись. м/медия, иллюстрации по теме. Подготовить доклад об искусстве иконописи в византийской культуре.
15, 16 Архитектурный облик Древней Руси. 2 Рассмотреть Архитектуру Киевской Руси, архитектуру Великого Новгорода, архитектуру Владимиро-Суздальского княжества, архитектуру московского княжества, деревенское зодчество. Урок-семинар. Зодчество. м/медия, иллюстрации по теме. Прочитать об особенностях архитектуры Древней Руси. (учебник + доп.материал).
17 Изобразительное искусство и музыка Древней Руси. 1 Рассмотреть мозаику и фрески Киевской Софии; новгородскую живопись; творчество Феофана Грека; изобразительное искусство Владимиро-Суздальского княжества; творчество Андрея Рублёва и Дионисия; музыкальную культуру Древней Руси. Урок-семинар. м/медия, иллюстрации по теме.
Портрет Андрея Рублёва, Дионисия, Феофана Грека. Прочитать в учебнике дополнительный материал.
18 Архитектура западноевропейского средневековья. 1 Дать представление о романском стиле в архитектуре; совершить заочное путешествие в замок феодала; раскрыть секреты готического мастерства. Урок-исследование. Готика. м/медия, иллюстрации по теме. Ответить на вопросы, записанные в тетради на уроке.
19 Изобразительное искусство средних веков. 1 Рассмотреть скульптуры романского стиля; скульптуры готики; искусство витранса. Урок-лекция. Витранс. м/медия, иллюстрации по теме. Подготовиться к семинару.
20 Театральное искусство и музыка средних веков. 1 Дать понятие о литургической драме; средневековом фарсе; рассказать о достижениях музыкальной культуры; музыкально-песенное творчество трубадуров и миннезингов. Урок-семинар. Трубадуры, миннезинги. м/медия, иллюстрации по теме. Прочитать в учебнике о достижениях музыкальной культуры.
СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА ВОСТОКА (4 часа)
21 Индия – «страна чудес». 1 Рассмотреть шедевры индийского зодчества; искусство живописи; музыкальное и театральное искусство Индии; искусство индийского танца. Урок-конференция. м/медия, иллюстрации по теме. Подготовить доклад на тему «Искусство индийского танца».
22 Художественная культура Китая. 1 Рассмотреть шедевры китайской архитектуры; скульптуры Китая; жанры китайской живописи; пекинская музыкальная драма. Урок-лекция. Скульптура. м/медия, иллюстрации по теме. Подготовиться к семинару. Распределить темы.
23 Искусство страны восходящего солнца (Япония). 1 Рассмотреть шедевры японской архитектуры; садово-парковое искусство; мастерская японской гравюры; скульптуры цэцкэ; театральное искусство. Урок-семинар. Цэцке. м/медия, иллюстрации по теме. Прочитать в учебнике про скульптуры цэцкэ.
24 Художественная культура ислама. 1 Рассмотреть шедевры исламской архитектуры; изобразительное искусство ислама; литература Арабского Востока; своеобразие музыкальной культуры ислама. Урок-лекция. м/медия, иллюстрации по теме. Дать оценку музыкальной культуре ислама. (сочинение-миниатюра)
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ (10 часов)
25 Флоренция – колыбель итальянского Возрождения. 1 Рассмотреть флорентийское чудо Брукеллески; скульптурные шедевры Донателло; рассмотреть настоящий переворот в живописи (Мозаччо); в мире образов Боттичелли. Урок-семинар. м/медия, иллюстрации по теме.
Портреты Брукеллески, Донателло, Мозаччо. Подготовиться к семинару.
26 Живопись Проторенессанса и Раннего Возрождения. 1 Рассказать о мастерах Проторенессанса; рассмотреть личность Джотто как лучшего в мире живописца; живопись Раннего Возрождения. Урок-лекция. Проторенессанс. м/медия, иллюстрации по теме.
Потрет Джотто. Прочитать в учебнике про живопись Раннего Возрождения.
27, 28 Золотой век возрождения. 2 Рассмотреть архитектурные творения Брамонте; мир Леонардо да Винчи; Микеланджело – бунтующий гений; Рафаэль – первый среди великих. Урок-конференция. м/медия, иллюстрации по теме.
Портреты художников. Альбомы с их живописью. Подготовить проекты на предложенную тему.
29, 30 Возрождение в Венеции. 2 Архитектурный облик Венеции; Джорджоне и мастера венецианской живописи; художественный мир Тициана; Веронзе – певец праздничной Венеции. Трагический мир Тинторетто. Круглый стол. м/медия, иллюстрации по теме.
Портреты художников. Альбомы с их живописью. Прочитать дополнительный материал (учебник + доп.литература)
31, 32 Северное Возрождение. 2 Рассмотреть ренессанс в архитектуре Северной Европы; живопись нидерландских немецких мастеров; побывать в мире фантасмагорий Баха; рассмотреть творческие искания Брейгеля; рассмотреть личность Дюрера как художника, достойного бессмертия. Урок-семинар. Ренессанс. м/медия, иллюстрации по теме.
Портреты художников. Альбомы с их живописью. Написать сочинение на предложенную тему.
Подготовить сообщение на тему «Дюрер – художник, достойный бессмертия».
33, 34 Музыка и театр эпохи Возрождения. 2 Рассмотреть музыкальную культуру Возрождения; итальянскую комедию дель арте; театр Шекспира «Глобус». Урок-лекция. Дель арте. м/медия, иллюстрации по теме.
Подготовить сообщения об итальянской комедии.
Раздел 6. Список литературы.
1. Учебник Данилова Г.И. Мировая художественная культура от истоков доXVII века 10 класс Москва Дрофа, 2010.
2. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. Тематическое, поурочное планирование, 10 – 11 класс. – М.: Дрофа, 2010.
3. Куцман Н.Н. Поурочные планы к учебнику Даниловой Г.И. – М.: Дрофа, 2010.