Брейн-ринг по всемирной истории и истории Украины на тему Европа в п. п. ХІХ ст.. (9 класс)
Брейн-ринг
Цель: систематизировать и обобщить знания по истории нового времени II периода; показать связь между историей
Украины, всемирной историей и основами правоведения; воспитывать необходимость в самообразовании и расширении кругозора, пробудить любовь к интеллектуальным играм и общению.
Класс делиться на 4 команды, они рассаживаются группами. Учитель знакомит учеников с правилами игры.
А
Б
В
Г
Д
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
3
3
3
3
3
4
4
4
4
4
5
5
5
5
5
Каждый столбик в квадрате имеет свою тему:
А – политические события эпохи
Б – личность эпохи
В – социально-экономическая жизнь населения
Г – культура
Д – право
Первый ход разыгрывается капитанами команд. Далее команды по очереди выбирают вопрос. Команда, выбравшая вопрос имеет преимущественное право ответить. Если она не может ответить, отвечает команда первой поднявшая руку. За правильный ответ команда получает то количество балов, которое написано в соответствующей клетке. Выигрывает команда набравшая большее количество очков.
Вопрос для капитанов:
Какое событие произошло 14 июля 1789 г.?
взятие Бастилии. Начало Французской революции.)
I Вопросы по теме «Политические события эпохи»
Это политическое общество возникло в Киеве в 1846 г. с появлением этого общества на арену политической борьбы вышла украинская интелегенция. Символом общества стал золотой перстень с выгравированными именами славянских просветителей.
О каком политическом обществе идет речь?
(Кирилло-мефодиевское братство)
Какие события вошли в историю под названием «Весна народов»?
(европейские революции 1848 – 1849 гг.)
В начале июня 1848 г. в Праге состоялся съезд, где дин из главных вопросов был вопрос о судьбе Галиции.
О каком съезде идет речь?
(Славянский конгресс)
Наполеон про эту битву сказал: «Из всех моих битв эта была самая страшная. Французы в ней продемонстрировали своё право быть победителями, тогда как русские отстояли свое право быть непобедимыми».
Про какую битву идет речь?
(Бородинская битва 7 сентября 1812 г.)
Это было первое вооруженное выступление дворянства против существующего режима в Российской империи. И хоть оно было жестоко подавлено, программные документы стали идейной общественно-политического движения в России.
О каком событии идет речь?
(восстание декабристов на Сенатской площади в Петербурге 14 декабря 1825 г.)
II Вопросы по теме «Личность эпохи»
Лидер восстания 1812 – 1835 гг., которое охватило Подолье, Волынь и Киевщину. Его 4 раза осуждали на каторжные работы и отправляли в Сибирь.
О ком идет речь?
(Устим Кармелюк)
Сын сельского священника, который рос среди украинского народа. Учась в Львовской семинарии, впервые прочитал «Энеиду» И. Котляревського и сборник «Украинские народные песни» Максимовича. На втором году обучения подружился с Иваном Вагилевичем и Яковом Головацким. Вместе они создают просветительский кружок.
О ком идет речь? Как назывался кружок, который они основали?
(Маркиян Шашкевич, Русская троица)
«.. Революция – это борьба свободы против ее врагов. Революционное правительство должно дать своим поданным гражданам всю полноту национальной защиты, для врагов народа у него только смерть».
Чьи это слова?
(М. Робеспьер)
начал свой боевой путь в 19 лет. Участвовал в русско-турецких войнах под командованием Румянцева и Суворова. Проявил себя опытным дипломатом, заключив накануне войны 1812 г. с Турцией мирный договор и обеспечив безопасность русских юго-западных границ. Был назначен главнокомандующим русскими войсками за 10 дней до бородинского сражения. Благодаря его мудрой и искусной стратегии армия Наполеона, считавшаяся непобедимой, была разгромлена.
Про какого полководца шла речь?
(Михаил Илларионович Кутузов)
Он разработал теорию конституционной монархии и разделения ветвей власти на законодательную, исполнительную и судебную. Идеальной формой правления считал монархию, ограниченную конституцией. Критиковал феодальные порядки, но отвергая революцию и был сторонником компромисса между предпринимателями и дворянством. По его мнению, частная собственность должна оставаться как основа экономической жизни.
Кому принадлежат эти идеи?
(Шарль Луи Монтескьё)
III Вопросы по теме «Социально-экономическая жизнь населения»
Какие права получила украинская старшина благодаря указу Екатерины II 1785 г. «Жалованная грамота дворянству»
(украинская старшина была уровнена в правах с российским дворянством)
Система правовых норм, которая устанавливала зависимость крестьянина от феодала и право последнего на крестьянина-крепостного как на свою полную собственность.
О чем идет речь?
(крепостное право)
В 1815 г. в Англии были приняты законы, по которым устанавливалась высокая таможенная пошлина на ввозившееся из-за рубежа зерно.
Как назывались эти законы?
(хлебные законы)
Люди жили в условиях жесткой военной дисциплины. Под военный барабан люди должны были вставать и ложиться спать, идти на работу, обедать, топить печи и выполнять все другие работы.
Какая форма урочной системы описывается?
(военные поселения)
В 1819 г. этот город был объявлен открытым, свободным портом. Туда был разрешен беспошлинный ввоз зарубежных товаров и беспошлинная их продажа. Это содействовало превращению этого города в один из крупнейших городов Российской империи.
О каком городе идет речь?
(Одесса)
IV Вопросы по теме «Культура»
В 1798 г. была издана поэма, которая была первым произведением новой украинской литературы, написанным на народном языке.
Назовите автора и название этой поэмы.
(Энеида Ивана Котляревського)
Это высшее учебное заведение было сосредоточием образования и науки, центром культурной жизни в Украине в 1701 г. оно получило статус и права академии. До середины XVIII ст. оно было единственным высшим учебным заведением в Российской империи.
Какое учебное заведение имеется ввиду.
(Киево-Могилянская академия)
В Львове на месте закрытой ранее иезуитской академии в 1784 г. открыли университет. Начала работать сеть семинарий, готовивших греко-католических священников. Другим новшеством стало создание начальных и средних школ. В начальной школе обучение должно было проводиться на родном языке.
О какой реформе идет речь?
(реформа Марии-Терезии и Иосифа II в сфере образования)
Это один из первых трудов по истории Украины. Автор этой книги не установлен до сих пор, но известно, что впервые ее опубликовал в Москве в 1846 г. Осип Бодянский.
О какой книге идет речь?
(«История Русов»)
Эти сведения касающиеся различных отраслей гуманитарных и естественных наук обобщенные в одном издании были не только вкладом в развитие науки, но и толчком к началу политических преобразований во Франции.
(«Энциклопедия или толковый словарь наук, искусств и ремесел» Д. Дидро)
V Вопросы по теме «Право»
Какое государство, существовавшее на территории современной Украины, имело признаки демократии?
(Войско Запорожское)
Что такое Магдебургское право?
(документ, имевший силу законодательного акта в городах, которые освобождались от управления и суда феодалов, получали право на самоуправление)
Что такое монархия, перечислить виды монархического правления и привести к каждому из них исторический пример.
(неограниченная (деспотическая, абсолютная), ограниченная (парламентская, конституционная))
Про какую форму правления сказал Уинстон Черчилль: «Это худшая форма правления, если не принимать во внимание все остальные»
(демократия)
26 августа 1789 г. во Франции был принят документ, который стал прообразом будущей конституции. Первая статья этого документа гласила: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах».
О каком документе идет речь?
(Декларация прав человека и гражданина)
15
Сушкова(C:\WINDOWS\TEMP\Автокопия брейн-ринг.asd
СушковаdC:\WINDOWS\Profiles\Виктори_ Сушкова Геннадиевна\Мои документы\Школа\Всемирная\9класс\брейн-ринг.doc
СушковаdC:\WINDOWS\Profiles\Виктори_ Сушкова Геннадиевна\Мои документы\Школа\Всемирная\9класс\брейн-ринг.doc
СушковаdC:\WINDOWS\Profiles\Виктори_ Сушкова Геннадиевна\Мои документы\Школа\Всемирная\9класс\брейн-ринг.doc
СушковаdC:\WINDOWS\Profiles\Виктори_ Сушкова Геннадиевна\Мои документы\Школа\Всемирная\9класс\брейн-ринг.doc
СушковаdC:\WINDOWS\Profiles\Виктори_ Сушкова Геннадиевна\Мои документы\Школа\Всемирная\9класс\брейн-ринг.doc
СушковаdC:\WINDOWS\Profiles\Виктори_ Сушкова Геннадиевна\Мои документы\Школа\Всемирная\9класс\брейн-ринг.doc
СушковаdC:\WINDOWS\Profiles\Виктори_ Сушкова Геннадиевна\Мои документы\Школа\Всемирная\9класс\брейн-ринг.doc
СушковаdC:\WINDOWS\Profiles\Виктори_ Сушкова Геннадиевна\Мои документы\Школа\Всемирная\9класс\брейн-ринг.doc
·
·