Конспект урока по теме Вводный урок по курсу Всемирной истории. Истории Древнего мира (5 класс)
Тема
Вводный урок по курсу история Древнего мира (Урок №1).
Цель
Раскрыть новые понятия – Всемирная история, история Древнего мира, источники знаний о жизни древних людей, археологические раскопки, археологи
Знать:
Уметь:
Определения – история, Всемирная история, археологи.
Что такое карта. Как с ней работать. Что на ней изображено.
Как работать с тетрадью и учебником.
Показать на карте направления: север, юг, запад, восток.
Объяснить, что такое легенда карты.
Сравнивать понятия история Древнего мира и Всемирная история.
Определить источники знаний о древних людях.
Оформление доски
Меловая схема, термины, знать, уметь, цель.
Этапы урока
1 тезис
Работа с учебником
Беседа с классом
Работа с меловой схемой
Работа с тетрадью
Запись в тетрадь
2 тезис
Беседа с классом
Комментированное чтение.
Работа с иллюстрацией с.17
Организационный момент
- проверка рабочего места;
- приветствие учащихся;
II. Подготовка учащихся к изучению нового материала.
- создание мотивации и благоприятной психологической атмосферы урока.
Настроение каково?
Все такого мнения?
Может вы уже устали?
Может лучше отдохнем?
Нет, скорей урок начнем
Правила путешественника по стране история
- тема, цель, план, задачи урока
III. Изучение нового материала.
В этом году вы познакомитесь с жизнью древних народов Африки и Евразии. Наш учебник называется «Всеобщая история. История Древнего мира»
Работа с понятием история (игра бусы)
История – наука, которая изучает прошлое и настоящее человечества.
Письмо возникло 5 тысяч лет назад, а первые люди появились более 2 миллионов лет назад. Никаких надписей о тех далеких временах сохраниться не могло. Однако на земле остались следы жизни людей, живших десятки и сотни тысяч лет назад. Это кости съеденных людьми животных, обломки орудий труда, даже место костра.
- Как называют ученых занимающихся раскопками?
- Как вы думаете, какую роль играют раскопки в изучении жизни древних людей?
Любая находка много расскажет археологу. Например, нашли среди мусора черепки глиняной посуды, обломки медного ножа.
- Предположите, с какой целью археологи раскапывают древние могилы?
- Почему люди клали в могилу вещи, орудия труда, посуду, украшения, которыми умерший пользовался при жизни?
Работа археолога достаточно сложная и кропотливая. Верхний слой земли обычно снимают лопатами. Как только, показывается погребение, в руки берут: ножи, кисточки, резиновые груши. Могилы раскапывают с большой осторожностью.
Представьте себе, в одной из древних стран идет война. Чужеземное войско осадило город. Его жители встали на защиту своих домов и семей. Но враги ворвались в город, подожгли его, жителей увели в плен. Город постепенно заносится пылью и песком. Вы сидите за чистыми партами, если их не вытирать они покроются пылью и можно будет написать свое имя. Теперь представьте сколько пыли и песка возникнет за 2000, 100000 лет.
- С какой картой вы познакомились в начальной школе?
- Назовите, какие бывают карты. Что на них изображено?
- О чем может рассказать карта?
Зачем нужна карта грибникам, автомобилистам, путешественникам?
Как используют карту люди различных профессий? Какую помощь она им оказывает?
- Историк тоже не может обойтись без карты.
- На исторической карте обозначаются места сражений, старинные крепости, линии фронтов, торговые пути, города, памятники культуры, которые относятся к определенному времени.
- Рассмотрите карты на стр. 46-47, 48 учебника.
- Составители карт должны во много раз уменьшать изображение Земли и ее больших частей, чтобы они уместились на листе бумаги. Многие объекты на карте обозначены условными знаками. Их объяснения даются в разделе «Условные обозначения». Карта раскрашена различными цветами, содержит надписи. Откройте учебники на с.8:
- Что означает голубой цвет на карте? Вы помните, что на карте изображены моря и океаны. Суша обозначена другим цветом.
- Перечислите материки, которые вы знаете? Материками называется обширное пространство суши, омываемое со всех сторон океанами и морями.
Объяснение понятий части света: север, юг, запад, восток и т.д.
Выполнение задания на закрепления информации.
Материки: Евразия, Африка, Антарктида, Австралия, Южная и Северная Америка; меловая схема.
Закрепление материала: Через несколько уроков, мы начнем знакомиться с Египтом, это страна, где еще в глубокой древности было изобретено письмо, возникали большие города и государства. Где расположен Египет? (континент) В какой части Африки?
IV. Подведение итогов урока. Закрепление материала.
Игра «Снежный Ком». Источники наших знаний о древних людях.
- Откуда мы узнаем, как жили наши предки?
V. Инструктаж по выполнению домашнего задания.
- работа с дневниками.
С.8 прочитать, печатная тетрадь стр. 3 №1,2
Помогает увидеть, какие изменения произошли на какой-либо территории
Отвечает на вопрос, где произошло событие
Историческая карта