Статья по теме:Применение современных технологий на уроках математики в инклюзивных группах.

Применение современных технологий на уроках математики в инклюзивных группах.

Из опыта работы преподавателя математики, информатики и ВТ КГБПОУ «Красноярский техникум социальных технологий» города Красноярска, Вяземской Аллы Владимировны.

Российское общество все больше переходит к восприятию инвалидов как полноправных граждан, которым надо помочь реализоваться и интегрироваться в общество. Одной из форм помощи является обеспечение доступности профессионального и общего образования.
В нашем техникуме люди с ОВЗ могут получить профессиональное образование с получением полного общего образования.
Основным подходом проводимой работы является социальная интеграция, цель которой – создание «общества для всех», в котором каждый индивидуум, со своими правами и обязанностями, играет активную роль.
Обучения инвалидов рабочим профессиям и специальностям в Красноярском техникуме социальных технологий проходит различными вариантами:
Вариант 1: Обучение инвалидов по профессиям и специальностям в инклюзивных группах.
Вариант 2: Обучение инвалидов по профессиям начального профессионального образования в специально организованных группах инвалидов.
Вариант 3: Ускоренное профессиональное обучение инвалидов по хоздоговорам совместно с центрами занятости населения.
Вариант 4: Дистанционное обучение студентов.
Много лет я работаю со студентами с ОВЗ в интегрированных группах, а сейчас в инклюзивных группах.
Передо мной как перед преподавателем стоит основная цель подготовить всесторонне развитую личность, способную ориентироваться в современном обществе, способную самостоятельно мыслить, видеть возникающие проблемы, искать пути их решения, Грамотно работать с информацией, быть коммуникабельными, самостоятельно развивать свой интеллект, культурный уровень. Традиционный подход к обучению не всегда в полной мере позволяет это реализовать.
Для решения этих задач, в структуру урока я включаю компоненты, которые присущи активным методам обучения. Использую методики, которые являются наиболее эффективными, дают высокий положительный результат в повышении качества образования.
В современных условиях основные методические инновации связанны с применением интерактивных методик, в том числе и информационно –компьютерных технологий.
Использование информационно-компьютерных технологий на уроках математике обеспечивает возможность включение в работу всех сфер личности студента, поддерживаю его интерес и активность в течении всего урока.
Преподавание математики немыслимо без широкого использования различных методов и средств обучения.
Информационные компьютерные технологии позволяют сократить время на освоение материала, повысить глубину и прочность знаний, уровень развития студентов с ОВЗ, снять напряжение, повысить мотивацию приобретения новых знаний и умений.
Огромное количество информации, которое приходится воспринимать и усваивать студентам с ОВЗ в процессе обучения не возможно без умения пользоваться компьютером, информационными технологиями.
Огромные возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание уроков математики; выполнение любого задания, упражнения с помощью компьютера создает возможность для повышения интенсивности урока; использование вариативного материала и различных режимов работы способствует индивидуализации обучения.
С помощью ИКТ можно решить различные методические и педагогические задачи, для достижения той или иной цели обучения.
Положительные моменты использования информационных технологий на уроке: сокращение времени при выработке технических навыков студентов; увеличение количества тренировочных заданий; достижение оптимального темпа работы студента; диалог с компьютером приобретает характер учебной игры, и у большинства людей повышается мотивация учебной деятельности.
На уроках математики я использую разные направления применения ИКТ:
Применение презентаций
Использование презентаций на уроках математики имеют следующие цели: образовательные: изучение новой темы, рассмотрение алгоритмов решения различных задач, построения и преобразования графиков, свойства графиков, научить распознавать графики основных видов функций;
развивающие: развивать математические способности студентов, формировать логическое мышление и умение отыскивать математические закономерности, совершенствовать графическую культуру, развивать надпредметные умения и навыки;
воспитательные: создавать положительную мотивацию; активизировать познавательную деятельность студентов с ОВЗ, воспитывать навыки работы в нестандартной ситуации.
Этапы применения презентаций на уроках математики.
Актуализация
Использование ИКТ позволит быстро и эффективно повторить пройденный материал.
Устная работа проводится с применением мультимедийного проектора для проекции слайдов на большой экран.
Объяснение нового материала.
Заинтересовать новой темой, вовлечь в совместную работу. Для этого достаточно создать ребус, сканворд, который можно разгадать в начале урока.
На этапе приобретения новых знаний компьютер выступает в роли мощного демонстрационного средства, обеспечивая высокий уровень наглядности. Сочетание объяснения преподавателя с демонстрацией презентации позволяет акцентировать внимание студентов на особо значимых моментах учебного материала.
Визуальное представление определений, формул, теорем и их доказательств, качественных чертежей к геометрическим задачам, предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения научными фактами обеспечивает эффективное усвоение студентами новых знаний и умений. Образовательная деятельность направлена на повышение результативности, путём перевода студентов из позиции объекта деятельности преподавателя в позицию субъекта учения, содействует развитию потенциала каждого человека, раскрытию заложенных в нём возможностей.
Освоения учебного материала за счёт внедрения системы устных упражнений.
Эта система поможет студентам отработать технику вычислительных операций, выполнять правильно и быстро задания разного уровня сложности, развивать память, внимание, речь. При проведении устных упражнений презентация дает возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения.
Урок лекция.
Выдержать долгий рассказ преподавателя, а тем более с сурбопереводчиком может не каждый студент. Темп работы очень низкий. В процессе урока внимание рассеивается. Такие уроки лучше готовить в системе, для достижения оптимального результата. Урок-лекция обеспечивает работу всех каналов восприятия. На слайдах можно расположить всю информацию так, чтобы студент следил за ходом рассуждений на протяжении всего рассказа.
Отличительной чертой применения информационных технологий в процессе обучения является разнообразие форм представления информации: тексты, таблицы, графики, диаграммы, аудио- и видеофрагменты, а также их сочетание.
Такая мультимедийность создает психологические условия, способствующие лучшему восприятию и запоминанию учебного материала с включением подсознательных реакций студентов.
Решение различных задач.
В этом случае возможна демонстрация пошагового решения задачи: На уроках решения задач с помощью презентаций можно предложить большой спектр задач, выполненных на готовых чертежах. Можно продемонстрировать алгоритм решения, образец оформления задачи, правильность выполнения домашнего задания.
Проверка и закрепление знаний с помощью тестирования, математических диктантов.
Математические диктанты, помещённые в презентации помогают преподавателю в организации самостоятельной работы студентов, проведении текущего и тематического контроля. Печатный вариант диктанта можно использовать и как тренировочной тест по теме. Тесты, диктанты предназначены для корректирования и контроля знаний студентов по изучаемой теме. В мультимедийной презентации представлены диктанты, а также их решения, позволяющие сразу проверить и проанализировать результаты. Математические диктанты можно применять в форме устной или парной работы на обобщающем уроке.
Таким образом ,создание презентаций это трудный, но увлекательный процесс. Презентации- это своего рода мини-конспекты урока.
Применение интерактивной доски
Ещё недавно об интерактивной доске многие мечтали, а сейчас почти каждый преподаватель ее применяет. Такая доска позволяет управлять процессом презентации содержащих информационные материалы и тестовые задания разной степени сложности для базового и углублённого уровня обучения, вносить поправки и коррективы, делать пометки и комментарии, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования.
Применение компьютерного тестирования
Компьютерное тестирование является компонентом компьютерной учебной математической среды. Открываются большие методические возможности при работе с самой разнообразной информацией в процессе обучения. На сегодняшний день создано большое количество различных пакетов программ тестирования. Практически по любому разделу математики составлены тесты, которые входят в обучающие программы.
Эффективными в использовании, как показал мой опыт, являются ЦОР с тестовыми заданиями по математике и информатике «Репетитор по математике», «Тренажёр по математике», «Интерактивный задачник по информатике».
Применение Internet
Internet создаёт реальную возможность быстрого и удобного доступа пользователя ко всей информации, накопленной человечеством за свою историю. Информационные компьютерные технологии дают студентам возможность самостоятельного исследовательского поиска материалов, опубликованных в Internet для подготовки докладов и рефератов, проектов предоставляют помощь в поисках ответов на проблемные вопросы.
Важным достоинством информационных технологий для преподавателя- является возможность накапливать и классифицировать допускаемые студентами ошибки, выяснить причины их возникновения. Они же способствуют, при необходимости, корректировке содержания, организации и методики обучения студентов.
Использование информационных технологий не заменяет преподавателя, оно наполняет его деятельность новым содержанием, позволяя сосредоточиться на студентах, воспитательных и развивающих функциях.
Итак, применение информационных компьютерных технологий – это готовность студентов к творчеству, потребности в получении новых знаний и ощущение самостоятельности.
Таким образом используя на своих уроках математики информационно-компьютерную технологию, методы и формы обучения я:
1) принимаю студентов с инвалидностью "как любых других студентов в группе",
2) включаю их в одинаковые виды деятельности, хотя ставлю разные задачи,
3) вовлекаюстудентов в коллективные формы обучения и групповое решение задач,
4) использую и другие стратегии коллективного участия -игры, совместные проекты, лабораторные и т.д.

Список использованной литературы.

-Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. Библиотека журнала “Директор школы” 2003 – 2
-Корчемлюк О.М. Задания для развития памяти и внимания на уроках математики. М. 1994.
-Математика, Еженедельное учебно-методическое приложение к газете “Первое сентября”
-Современные технологии обучения. Интерактивные методы. Под редакцией Г.В.Борисовой, Т.Ю.Аветовой, Л.И.Косовой. М.2002
-Сорокин П.И. Занимательные задачи по математике. М.1985
-Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. Серия педагогика и психология. 1987-1
-Энциклопедия педагогических технологий. М.2001г.