Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Умелые ручки 3 класс
Пояснительная записка
Настоящий этап развития общества отличается интенсивным внедрением во все сферы человеческой деятельности новых, наукоёмких и высоких технологий, обеспечивающих более полную реализацию потенциальных способностей личности. Такая тенденция нашей действительности настоятельно требует подготовки подрастающих поколений, владеющих технологической культурой, готовых к преобразовательной деятельности и имеющих необходимые для этого научные знания. Технологическая культура – это новое отношение к окружающему миру, основанное на преобразовании, улучшении и совершенствовании среды обитания человека. Технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире.
Технологическое образование включает в себя информационно-познавательный и деятельностный компонент.
Информационный компонент (технико-технологическая компетентность) отражает технологические знания и умения.
Деятельностный компонент – это практическое овладение учащимися алгоритмами созидательной, преобразующей, творческой деятельности, направленной, в частности, на развитие технологического мышления. При этом основными критериями успешности обучения детей становятся самостоятельность и качество выполняемой работы, а также умения открывать знания, пользоваться различными источниками информации для решения насущных проблем.
В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Первое наше знакомство с миром, его познание и понимание проходят через игрушку. Это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания.
В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных образцов. Вначале рекомендуется проработать простые модели из бумаги и картона, изготавливая игрушки-сувениры. Далее плоские игрушки из плотных тканей сукна, драпа, украшенные аппликацией, тесьмой. При выполнении этих моделей дети осваивают швы (шов “вперед иголку”, петельный шов, “через край”), с помощью которых соединяют детали игрушек, приучаются к аккуратности выполнения лицевых швов, получают навыки в декоративном оформлении игрушек. Работа над игрушками из меха дает навыки в изготовлении объемных и плоских моделей.
Курс кружка “Умелые ручки” носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации.
Цель кружка:
1. Развитие творческих способностей младших школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
2. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.
3. Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.
В связи с этим задачами кружка являются:
- развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
- формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;
- воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умение видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному населению - результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;
- овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно – экономическими знаниями;
- расширение и обогащение личного жизненно – практического опыта учащихся, их представление о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.
Программа рассчитана на 1 час в неделю
35 учебных недели х 1 час в неделю = 35 часов в год
На занятиях применяются словесные, практические методы, используется наглядность.
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Ценностные ориентиры:
патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
ценностного отношения к природе, окружающей среде;
ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).
Планируемые результаты освоения учащимися программы курса «Умелые ручки»
Прогнозируемый результат:
- Скоординированы движения кистей рук воспитанников;
- развито творческое воображение у воспитанников;
- сформирован интерес к творческой деятельности;
- развита культура общения воспитанников, трудолюбие, усидчивость, терпение.
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
•интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
•познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
•адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
•внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
•выраженной познавательной мотивации;
•устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
•планировать свои действия;
•осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
•адекватно воспринимать оценку учителя;
•различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
•проявлять познавательную инициативу;
•самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
•допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
•учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
•формулировать собственное мнение и позицию;
•договариваться, приходить к общему решению;
•соблюдать корректность в высказываниях;
•задавать вопросы по существу;
•контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
•учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
•владеть монологической и диалогической формой речи;
•осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
•осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
•высказываться в устной и письменной форме;
•анализировать объекты, выделять главное;
•осуществлять синтез (целое из частей);
•проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
•устанавливать причинно-следственные связи;
•строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
•осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
•осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
•использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
•развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
•расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
•познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
•использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
•познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
•совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
•оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
•достичь оптимального для каждого уровня развития;
•сформировать навыки работы с информацией.
Список пособий:
АнисимовН.Н. Основы рисования. — М., "Стройиздат", 1997.
Артамонова Е.В. Бисер практическое руководство-Москва2007
Божко Л.Бисер уроки мастерства.-«МАРТИН» 2006.
ВетлужинаН. А. Художественное творчество и ребенок.— М., 1971.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.
Галин А. Л. Личность и творчество. — М., 1989.
ГройсманА. Л. Психология, личность, творчество. — М., 1993.
ГулъянуЭ.К.,БазшИ.Я. Что можно сделать из природного материала.—М., "Просвещение", 1991.
Гусаков М.А. Аппликация. — М., "Просвещение", 1977.
ЗаикинР М. Обучение и творчество.— Л.,1965.
Заикин Р. М. На пути к творчеству. -- Л., 1971.
КучерюкЛ.Т. Искусство и творческая деятельность.— 1997.
Лебедев Б В , Черных Р. М. Искусство художника-оформителя. — М., "Советский художник", 1981.
Максимов Ю. В. У истоков мастерства. — М., 1983.
Никитин Б П Ступеньки творчества, или развивающие игры. — М., 1989.
Календарно - тематическое планирование занятий по внеурочной деятельности курса «Умелые ручки» на 2016-2017 уч.год№п\п Тема Дата
План. Факт.
1 Вводное занятие. 2 Из истории бумаги. Рассказ «Из истории происхождения бумаги». Виды и свойства бумаги. 3 Объемные аппликации. 4 Объемные аппликации. 5 Объемные аппликации. 6 Объемные аппликации. 7 Бумажная филигрань. Способы изготовления фигурок из полоски бумаги. Материалы и приспособления. 8 Изготовление овощей и фруктов из тонкой полоски гофрированной бумаги. 9 Изготовление овощей и фруктов из тонкой полоски гофрированной бумаги. 10 Коллективная поделка ко дню осени. Панно «Воспоминание о лете». 11 Коллективная поделка ко дню осени. Панно «Воспоминание о лете». 12 Коллективная поделка ко дню осени. Панно «Воспоминание о лете». 13 Бумажный комочек. Способы изготовления бумажных комочков. Подбор необходимых материалов и инструментов. 14 Самостоятельное изготовление игрушек и сувениров. Оформление работ. 15 Самостоятельное изготовление игрушек и сувениров. Оформление работ. 16 Изготовление елочных игрушек из бросового материала. 17 Изготовление елочных игрушек из бросового материала. 18 Коллективная поделка «сосновая шишка». 19 Коллективная поделка «сосновая шишка». 20 Знакомство с техникой изонити. Подбор необходимых материалов. Свойства нити. 21 Работа со схемами. Самостоятельное изготовление предметной поделки. «Котенок». 22 Работа со схемами. Самостоятельное изготовление предметной поделки. «Котенок». 23 Работа со схемами. Самостоятельное изготовление предметной поделки. «Котенок». 24 Работа со схемами. Самостоятельное изготовление предметной поделки. «Котенок». 25 Оригами. Условные обозначения в технике «Оригами». Принятые стандарты. 26 Изготовление бумажных цветов из бумаги. «Подсолнухи». 27 Изготовление бумажных цветов из бумаги. «Тюльпаны». 28 Изготовление бумажных цветов из бумаги. «Сирень». 29 Изготовление объемных цветов из бумаги. Оформление букета. 30 Самостоятельное изготовление бумажных зверюшек по выбору. 31 Самостоятельное изготовление бумажных зверюшек по выбору. 32 Самостоятельное изготовление бумажных зверюшек по выбору. 33 Итоговое занятие. Обсуждение выполненных работ. 34 Резервный час