Методическая разработка урока чтения и развития речи в 4 классе А. Плещеев Весна, А. Майков Ласточка примчалась
Муниципальное образовательное учреждение
Смирновская средняя общеобразовательная школа
857252326005
00Методическая разработка урока чтения и развития речи в 4 классе
Методическая разработка урока чтения и развития речи в 4 классе
Тема: «А. Плещеев «Весна», А. Майков «Ласточка примчалась…»
Класс: 4
Тип урока: комбинированный
Разработала: учитель индивидуального обучения
Порякова Татьяна Викторовна
Стаж работы: 20 лет
Категория: первая
2013-2014 уч.г.
Урок чтения и развития речи в 4 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида
Тема урока: А. Плещеев «Весна», А. Майков «Ласточка примчалась…»
Цель:
- совершенствовать навыки выразительного чтения;
- корректировать и развивать связную устную речь, творческие способности, память, воображение;
- воспитывать любовь к родной природе.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: словесные, наглядные
Оборудование: учебник С.Ю.Ильина, Л..Матвеева. Чтение 4 класс, выставка книг русских поэтов о природе; иллюстрации, фото о природе весной.
Ход урока:
Организационно-подготовительный этап
Цель: подготовить учащихся к работе на уроке
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Сядем прямо, не согнемся
За работу мы возьмёмся.
Основной этап
1. Упражнение для глаз
-Прежде чем приступить к чтению, поработаем глазами, чтобы они легко скользили по строке.
-Поднимите глаза «вверх-вниз», «вправо-влево»
-Сделайте круговые движения глазами
-Сделайте «ленивые» восьмерки.
Учитель показывает движения рукой, дети следят глазами.
2. Упражнение в развитии поля зрения
БА СО АП ЕЛ
ЛЕ ИЛ СА ПУ
БУ ЛИ БЕ ЗО
ОС БИ ПА АС
- расположите таблицу на комфортном расстоянии от глаз, так как вы располагаете книгу для чтения 30-40 см.
- Смотрите в центр слоговой таблицы и читайте слоги слева направо.
2. Пропедевтика к усвоению нового материала
-Отгадайте загадку:
Солнце печёт,Липа цветёт.Рожь поспевает,Когда это бывает?
(Весной)
-Назовите весенние месяцы.
-Прочтите название 6 раздела учебника.
-Как вы думаете, какие произведения вошли в этот раздел?
3. Изучение нового материала
1. Знакомство со стихотворением А.Н. Плещеева «Весна»
Рассказ о поэте
Алексей Николаевич Плещеев- поэт. Родился в городе Костроме в 1825 года в обедневшей дворянской семье. В роду Плещеевых было несколько литераторов. Детство прошло в Нижнем Новгороде. Воспитанием маленького Алёши занималась мама, которая сумела дать сыну хорошее образование. Алексей Николаевич знал три языка. Пожеланию матери поступил в военную школу. Но вскоре покинул школу и поступил в Петербургский университет. Когда Алексею Николаевичу исполнилось 21 год, вышел первый сборник стихов поэта. Алексей Николаевич написал много произведений не только для детей, но и для взрослых. Многие стихи Плещеева положены на музыку.
-Прочитайте название стихотворения А.Н. Плещеева, которое мы будем изучать на уроке.
- По названию произведения можем ли мы предположить, о чём, о ком расскажет поэт?
Словарная работа
Небесная лазурь – ярко-голубой цвет
Обновленье – появление чего-то нового
Чтение текста учителем
-Внимательно послушайте стихотворение и подумайте, какую бы вы нарисовали картину?
- (после чтения)
-Что представили себе, когда слушали стихотворение?
Проверка первого восприятия
– Какое настроение передает автор?– Нравится ли весна поэту?– Какие слова говорят о том, что поэт радуется и ждет весну?– Какое обновленье ждет природу?
– Кто радуется приходу весны? Почему?
Речевая зарядка
Прочитать трудночитаемые слова
Без-за-бот-ны-е - беззаботные
Выразительное чтение текста учащимися
Анализ произведения
ФизкультминуткаМы старались, мы учились.
Мы старались, мы учились
И немного утомились.
Сделать мы теперь должны
Упражненье для спины.
(Вращение корпусом вправо и влево.)
Мы работаем руками.
Мы летим под облаками.
Руки вниз и руки вверх.
Кто летит быстрее всех'?
(Дети имитируют движения крыльев.)
Чтобы ноги не болели.
Раз - присели, два - присели.
Три. Четыре. Пять и шесть.
Семь и восемь. Девять, десять.
(Приседания.)
Рядом с партою идем,
(Ходьба на месте.)
И садимся мы потом.
(Дети садятся за парты.)
2. Знакомство со стихотворением А. Майкова «Ласточка примчалась…»
Рассказ о поэте
Майков Аполлон Николаевич - русский поэт, переводчик.
Родился 23 мая 1821, в Москве семье академика живописи Н. А. Майкова, происходившего из старинного дворянского рода. Его отец был известным художником. Детские годы прошли в московском доме и подмосковном имении, недалеко от Троице-Сергиевой лавры, которые часто посещали художники и литераторы. Писать стихи Аполлон Майков начал с пятнадцати лет, но в выборе призвания долго колебался между живописью и поэзией. Его первый поэтический сборник вышел в 1842 и получил высокую оценку. Многие его стихи вдохновляли композиторов на написание романсов.
Прослушивание аудиозаписи стихотворения
Проверка первого восприятия
– Какое настроение передает это стихотворение?
– О ком оно?
– Расскажите, как может злиться февраль? Что происходит в природе?
– Как ты понимаешь слова «как ты, март, ни хмурься»?
– Откуда прилетела ласточка?
– Найдите и прочтите песенку ласточки.
– Что услышал поэт А. Майков в пении ласточки?
– Какие запахи можно назвать весенними?
Речевая зарядка
– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами:
при-мча-лась – примчалась
хмурь-ся – хмурься
– Объясните значение этих слов.
Выразительное чтение текста учащимися
Упражнение арт-терапии с цветами
Выберите (из богатой цветовой палитры) два цвета. Первый — тот, который Вам наиболее предпочтителен в данный момент. Второй — наименее предпочтительный. Нарисуйте на едином листе бумаги два рисунка, используя оба эти цвета.
Заключительный этап
– Как называется шестой раздел учебника?– Стихотворения каких авторов вы прочитали?– Какое стихотворение понравилось больше? Почему?– Прочтите пословицу и объясните ее значение:Весна да осень – на дню погод восемь.
Домашнее задание.
Выучить наизусть стихотворение по выбору.