Урок по литературному чтению для 4 класса Н.М.Рубцов «Ласточка»
УМК: «Начальная школа XXI века» (под ред. Н. Виноградовой)
Предмет: Литературное чтение
Класс: 4
Тема: Н.М.Рубцов «Ласточка»
Цели:
Образовательная: учащиеся научатся анализировать стихотворение посредством работы над содержанием.
Развивающая: активизировать чувственное восприятие художественного слова посредством чтения. Развивать творческое воображение, интеллектуальные способности детей,
Воспитательная: способствовать воспитанию учащихся ответственности за свои поступки,
бережного отношения к природе.
Оборудование: литературное чтение 4 класс часть 2 Л,А.Ефросинина, М.И. Оморокова, рабочая тетрадь №2, карточки с пословицами, со словами.
Тип урока: комбинированный
Методы : словесный ( беседа, объяснение), частично-поисковый, проблемный.
Приемы: игровой, интерактивный.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Ход урока:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание
Организационный момент
Здравствуйте ребята. Человеческая улыбка – одно из самых удивительных явлений в мире. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне, свои улыбки. Спасибо! Улыбки ваши располагают к приятному общению.
Демонстрируют готовность к уроку.
Проверка домашнего задания
Подготовка к изучению нового материала
Изучение нового материала
Итог урока
Рефлексия
Домашнее задание
-Дома вы готовили выразительное чтение наизусть стихотворения Н.М. Рубцова «Тихая моя Родина».
Чтение мы будем оценивать.
Определим критерии, по которым будем оценивать чтение наизусть.
- Я очень довольна вашим чтением. Вы хорошо выучили стихотворение, смогли передать настроение, чувства автора. Молодцы!
-А чтобы узнать, о чем пойдет речь в сегодняшнем стихотворении, прослушайте голоса.
-Как вы, думаете, кому они принадлежат?
-Правильно, а о какой птице, мы сегодня прочитаем стихотворение, вы узнаете, отгадав загадку.
Слушайте внимательно.
Угадайте, что за птичка:Тёмненькая невеличка,Беленькая с живота,Хвост раздвинут в два хвоста
- Кто из вас видел ласточку?
-А где живет ласточка?
-Какие приметы вы знаете про ласточку?
-А сейчас работаем в парах: вам нужно собрать 3 пословицы, будьте внимательны.
а) первичное чтение произведения учителем.
Сейчас я прочитаю вам стихотворение «Ласточка», слушайте внимательно, не отвлекайтесь
и ответьте на вопрос, почему у стихотворения такое название?
Сядьте ровно, красиво, покажите, что вы готовы слушать.
- Почему это стихотворение так называется?
б) эмоционально- оценочная беседа.
-Какое настроение создалось у вас после прочтения этого стихотворения ? Почему?
-Когда я читала стихотворение, какая картина возникала в вашем воображении?
в) словарно- лексическая работа
Прежде чем вы приступите к чтению стихотворения, объясним значение непонятных слов. На доске вы видите карточки с записанными словами. Прочитайте их и выберите те слова, значение которых вы не знаете. Попробуйте объяснить значение этих слов.
Мезонин – надстройка над серединой дома.
г) вторичное чтение текста учащимися
Прочитайте про себя стихотворение Н.М.Рубцова «Ласточка» и выполните упражнение 1 в рабочей тетрадь №2 на стр. 55
-Какие чувства писатель отразил в этом стихотворении?
-А сейчас ответьте на мои вопросы.
Анализ содержания
1)О чем это стихотворение?
Это и будет тема стихотворения Н.М.Рубцова.
2)Назовите опорные словосочетания, придающие стихотворению грусть, печаль?
3) Как выражала ласточка своё горе?
4)Как вы оцениваете поступок поэта?
5)Сочувствовал ли он ласточке?
Подтвердите ответ словами стихотворения.
6)Кто первым откликнулся на крик ласточки? Подтвердите ответ словами из текста.
Правильно! Детьми, кто чище душой, чьё сердце ещё не отяжелено пороками.
Физкультминутка
Раз- поднялись, потянулись.
Два- согнулись, разогнулись
Три- в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре- руки шире.
Пять- руками помахать.