Урок литратуры в 4 классе «Взаимоотношения человека и природы в рассказе Н.Сералиева «Ласточка»


Урок по литературе для 4 класса «Человек и природа в произведении Н.Сералиева «Ласточка».
Технология: развитие критического мышления.
Тип: изучение нового материала.
Форма: групповая форма работы.
Цель: Помочь учащимся понять сложность взаимоотношений человека и природы.
Задачи:
Ученики познакомятся с рассказом Н.Сералиева, осознают его смысл.
Ученики определят свое отношение к птицам, к охоте на них, проанализируют рассказ. Научаться сопереживать вместе с автором, будут развивать критическое мышление и речь.
Ученики, работая в группах, будут учиться уважать мнения других, научатся чуткому отношению к природе.

Методы:
тестирование, направленное чтение, метод ассоциации.

Материалы: печатные тесты, ксероксная бумага, портрет Н.Сералиева, сигнальные карточки. Толковый словарь, учебник, иллюстрации.

Ход урока:

Организационный момент.
Учитель:
- Ребята, я приглашаю вас на урок литературы. Сегодня вы познакомитесь с рассказом Н.Сералиева «Ласточка».
Наша цель:
научиться бережному отношению к природе, научиться работать в группе.

Актуализация раннее изученных знаний.
1 Этап.
Тест на повторение знаний по разделу «Века проходят – слово лишь нетленно». Работа с сигнальными карточками. Фронтальный опрос.
2 Этап.
Пересказ рассказа У.Турманжанова «Чья шапка» в учебнике на странице 198-199.
- Определите отношение детей к старому человеку.

Побуждение. Изучение нового материала.
Задание группам:
Напишите на листке слово «охота» цветом, который на ваш взгляд ассоциируется с этим понятием.
Самостоятельная работа учащихся в группах.
3. Презентация работы от группы – «Почему выбран именно этот цвет?»
Реализация.
Учитель:
- Предлагаю вам познакомиться с произведением Н.Сералиева «Ласточка».
Направленное чтение рассказа на странице учебника (212-213).

«Весна. На небе чисто, ни одной тучки
Словно ожидая моего выхода, два воробышка слетели с тополя, сели у крыльца и, весело подпрыгивая, начали обследовать двор. Даже не бояться. Я вложил камушек в рогатку и прицелился».
- Как вы думаете, попал мальчик в воробья или нет? Почему? Какие чувства вы испытываете в этот момент? Почему? О чем думаете?
Чтение:
«Эй, несмышленыш, не смей стрелять в птиц!»- раздался окрик.
Это мама. Заметила и высунулась из окна. Я струсил. У мамы нрав жесткий, не то, что у папы. Неровен час, еще и за уши отдергает. Со страху я даже рогатку не смог приподнять»
- Что сделала мама с рогаткой? Права ли мама в том, что остановила сына? Почему? Объясните выражение «жесткий нрав».
Чтение:
«Я была тогда младше тебя. Мне только исполнилось семь»
- Какой была жизнь мамы во время войны? Какие чувства вы испытываете?
Объясните выражение «молотила на току пшеницу».
Чтение:
«Однажды к нам залетела ласточка. Я тут же поспешно закрыла дверь и вскоре ее поймала. Я привязала к ножке веревочку и принялась играть с ней. И я радовалась тому, что теперь она никуда от меня не улетит».
- Что вы сейчас испытываете? Как вы оцениваете поступок девочки?Почему?
Что может случиться дальше?
Чтение:
«Возвратившись с работы, мама сразу остудила мою радость.Но история, случившаяся со мной, так и не забывается».
- почему мам не может забыть эту историю? Зачем она рассказала ее своему сыну? Как поступит мальчик?
Чтение:
«Я увидел в глазах мамы слезы, и меня охватила жалость.
-Мама, я больше никогда не буду стрелять в воробьев! – пообещал я и бросился ей на шею».
- Согласны ли вы с мальчиком?
V. Рефлексия.
- Как вы думаете, изменится ли отношение мальчика к охоте на птиц?
- Сожалеет ли он о случившемся действии? Почему? Что можете сказать о мальчике?
Задание группам.
Подумайте в группах, как бы вы назвали этот рассказ и почему?
Презентация ответов от группы.
Чтение сведений об авторе.
Насреддин Сералиев родился 25 октября 1930 года в Кызылординской области. Закончил Кызылординский педагогический институт в 1952 году. В 1952-1958 годы работал корреспондентом в газете. С 1962-1965 годы работает языковедом в одном из журналов. С 1964-1984 годы занимает должность ответственного секретаря союза писателей Казахстана. Начался печататься в свете с 1952 года. Его повести «Неточенный карандаш», «Честь». Писатель пишет книги для детей. В книгах отражаются характеры детей, их жизнь. Писатель рассказывает о детских мечтах. В повестях писатель описывает жизнь сельской молодежи. В 1974 году был поставлен художественный фильм по сценарию Н.Сералиева. Им были переведены произведения русских писателей А.Гайдара, И.С.Котляровского, С.А.Баруздина.

- Чему учит автор в своем рассказе?

Деление текста на части. Самостоятельное чтение частей текста в группах. Составление плана рассказа для его пересказа.
1) Во дворе.
2) Рассказ мамы.
3) Я больше не буду стрелять в птиц!

Задание группам.
1. В группах написать письмо всем людям от имени ласточки.
2. Самостоятельная работа на черновиках.
3. Презентация ответов от группы. Письмо-сочинение:

«Я ласточка. Я обращаюсь ко всем мальчишкам и людям земли. Не ловите птиц! Не стреляйте в нас из рогатки, из ружья! Посмотрите, какая я красивая! Я поедаю мошек и этим приношу пользу природе. Если вы меня убьете, то мои птенчики погибнут. Задумайтесь над тем, какой будет природа без нас!»

Итог урока.
- С каким произведением познакомились? Как вы относитесь к охоте?
- Как человек должен относиться к природе?
- Докончим схему «Охрана природы». Какое значение имеет художественная литература в воспитании чуткого и бережного отношения к природе?

Чтение вывода:
«Любить природу – значит любить родину».
VII. Домашнее задание:
чтение и пересказ теста (стр.212-213), написать сочинение в тетради.
15