Методическая разработка интегрированного урока по учебному предмету «География» в 6 классе. ТЕМА: «Рельеф дна Мирового океана»
Всероссийский конкурс «Мой лучший урок по ФГОС»
Методическая разработка интегрированного урока по учебному предмету «География» в 6 классе.
ТЕМА: «Рельеф дна Мирового океана»
Номинация «Разработка технологической карты урока»
471297021018500Базовый учебник: «География» Начальный курс 6 класс. Автор А.А. Летягин; под общ. ред. В. Дронова. - Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2014 год
Учитель: Голикова Галина Анатольевна
g.a.gol@mail.ruСайт в Google
g.a.golikova@gmail.comФорма урока:
урок – исследование, изучения нового материала с использованием ИКТ, словесных, наглядных и практических методов обучения.
Общая дидактическая цель урока: создать условия для изучения сформированности целостного представления о рельефе дна Мирового океана.
Цели урока
Обучающая:-сформировать представление о формах рельефа дна океана;
-продолжать формировать умения работать с географической картой.
Развивающие:- объяснять происхождение таких форм рельефа как шельф, срединно-океанические хребты, глубоководные желоба, происхождение островов;- развитие логического мышления и памяти.
Воспитательные:- формирование познавательного интереса к изучению географии и развитие любознательности;-- -воспитание бережного отношения к окружающей природе.
Межпредметные связи
На данном уроке используются меж предметные связи с экологией, литературой, ИЗОЗдоровье и психосберегающая среда создаётся на основе комфортных условий, активных форм изучения материала, смены видов и форм организации деятельности, соблюдения санитарно – гигиенических требований, физминутки.Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в парах.
Формирование УУД:
Личностные:Оценивание усвояемого содержания, овладение основными навыками нахождения, использования географической информации.
Познавательные:Умение определять понятия, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.
Предметные результаты обучения: выявлять и знать географические объекты при изучении темы; знать основные правила работы на уроке.
Метапредметные результаты обучения:
умение работать с текстом, выделять в нем самое главное.
•Ставить учебную задачу под руководством учителя;
•Планировать свою деятельность под руководством учителя;
•Работать в соответствии с поставленной задачей и планом;
•Оценивать работу одноклассников;
•Получать различную информацию из различных источников.
Учебно-наглядный материал
Атласы, учебники, карточки с заданиями, физическая карта мира, профиль рельефа дна, презентация на тему «Рельеф дна океана» (Приложение).
ХОД УРОКА
I. Организационный этап урока.
Взаимное приветствие учителя и учащихся. Организация внимания.
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку;
Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.
Тихо сели. Настраиваемся на урок
II. Актуализация знаний учащихся:
Учитель. На предыдущих уроках вы вели разговор о неровностях поверхности суши материков. Послушайте два описания и определите, о каких формах рельефа повествует каждый отрывок. Какие слова вас убедили сделать нужный вывод.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
2159635509270001. “Высоко в небо взметнулись острые пики, увенчанные снежными шапками. В ожерелье ледников они многие тысячелетия хранили безмолвие, нарушаемые только снежными бурями и обвалами...”
«Под большим шатром
Голубых небес –
Вижу даль степей
Зеленеется…»
2. Дети, с помощью физической карты России, помогите мне дописать письмо домой
(слайд 1)
Пишу письмо с европейской части России.
Валдайская возвышенность лежит на западе …(1)… равнины.
Абсолютная высота её …(2)… метров.
С Валдая берет начало русская река …(3)… .
На юге её сменяет Смоленско-Московская …(4)… .
К …(5)… от неё находится столица нашей Родины …(6)…
3. Какие формы рельефа вы знаете?
4. Проверьте себя, выполнив 10 заданий теста
Дополните предложения:
1. Подземные удары и колебания земной коры … .
2. Участок земной коры поднятый относительно прилегающих территорий … .3. Геологическое образование, возникшее над трещиной в земной коре, по которой извергается лава … .
4. Зоны, в которых встречаются вулканы,
землетрясения и гейзеры называют … .5. Горючая масляничная жидкость распространенная в осадочных породах … .
6. Острая вершина горы … .
7. Установите соответствие:
1. Анды а) низкие
2. Урал б) высокие3. Жигули в) средние
8. Установите соответствие:
1. Западно-Сибирская а) возвышенность
2. Бразильское б) низменность
3. Среднерусская в) плоскогорье
9. Выбери правильный ответ:
Где больше вулканов:
а) на суше; б) на дне океана.
10. Что лишнее:
Альпы, Урал, Ключевская Сопка, Алтай. Дети. Первый отрывок даёт описание гор, т.к. автор употребил слова, характеризующие горный рельеф: (острые пики, “снежные шапки”, “ожерелье ледников”, снежные обвалы).
В стихотворение даётся описание равнинного рельефа, где главным словом. Подчёркивающим равнинную поверхность описываемой местности, является степь.
2. Дети работают с картой
3. Работа со слайдами 2 – 5
107315127000
4.Выполняют задания теста
ІІІ. Изучение нового материала
Мотивация.
Послушайте стихотворение Сергея ДубцоваПодводный мир хранит седой Нептун.
Владения его необозримы.
Сокровища замками тайных рун
Закрыты намертво в местах недостижимых.
Подводный мир хранит седой Нептун.
Здесь горные хребты, атоллы, рифы.
О чудесах твоих под рокот струн,
Слагают люди сказки, песни, мифы.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
-Дети, о чём говорится в стихотворении. Куда сегодня мы совершим с вами незабываемое путешествие?
Мы изучили рельеф суши. Что же мы должны узнать об океане?
Откройте учебник на стр.118-119. Как называются формы рельефа океана?
-А почему 4 океана и 54 моря обозначены на карте разным цветом?
Глубины океанов обозначены изобатами (слайд 8-9)
С давних пор человека интересовал океан. Спуститься на дно без особых приспособлений было невозможно. Тренированный пловец-ныряльщик за морским жемчугом мог нырнуть на глубину до 10-15 метров, на 10 -12 минут. А что там? Глубже?
Как можно было измерить глубину дна океана?
368301333500
Лот – прочный трос с грузом на конце
Было мало сведений о глубинах океана В дальнейшем был изобретён метод эхолотирования, т.е. изучения глубин с помощью прибора эхолота.
-4064012763500
Эхолот - гидроакустический прибор для измерения глубин океана
1926590110553500Активно стали изучать рельеф дна Мирового океана после Второй мировой войны, именно тогда были сделаны существенные открытия. В исследованиях дна океана приняли участие многие страны. Изучаемые объекты наносились на карту. Большой шаг в изучении дна океана человечество совершило благодаря созданным погружным глубоководным аппаратам.
Кроме того, изучение дна Мирового океана проводится с помощью специальных скафандров, глубоководного бурения и снимков из космоса.
Большая заслуга в этом англ. мореплавателя Жака Ив Кусто
Изучали Мировой океан на суднах «ВИТЯЗЬ»
(Слайды 22-24)
25253952413000114302159000
-25400-13589000
Отправимся и мы изучать дно Мирового океана.
Вам предстоит многое узнать, поэтому работайте внимательно и делайте записи в дневнике исследователя.
И как говорят морские волки «7 футов под килем» -Мы будем говорить о Мировом океане.
Рельеф дна Мирового океана. (записывают тему урока в тетрадь).
-Зачитывают понятия в рамочках.
-Разные глубины (работа по карте). Глубину мы можем посмотреть по шкале глубин (послойной окраске).
Ученик рассказывает о лоте (слайд 10, опережающее задание). Первые сведения о рельефе дна были получены в результате промеров глубин вблизи известных островов. Опускали прочный трос с грузом на конце и смотрели отметку. Трос был очень тяжёлый. Его назад не всегда удавалось поднять, тогда его отрубали. Ф Магеллан в 1522 году потерпел неудачу. Пытаясь достать дно Тихого океана, канатом длиной 370 метров. Первая попытка исследования дна океана и его глубин была совершена Британской экспедицией на судне «Челленджер» в 1872 году. Эта экспедиция дала начало для образования новой науки – океанологии.
Ученик рассказывает об эхолоте
(слайд 11, опережающее задание).
4445-121412000
Сегодня для измерения глубин опускать на дно лот уже не приходится. Для этого создан особый прибор. На его создание натолкнула война. Германия в ходе войны создала много подводных лодок. Их нужно было находить в глубине океана. Однако, лишь в 1950 году появились надёжные приборы, позволяющие зондировать глубины звуковым лучом, прощупывать дно под килем судна и определять глубину океана. Эти приборы назвали ЭХОЛОТАМИ. Работа эхолота для автоматического измерения глубин основана на измерении времени прохождения ультразвука от излучателя до дна и обратно к приёмнику. Современные эхолоты ведут непрерывную запись глубин, вычерчивая рельеф дна по курсу следования судна. Эхолоты позволили открыть в океане множества глубоководных впадин, гор, и создать подробные карты рельефа дна.
.Физкультминутка. Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.
Встанем все , покажем свою готовность и выносливость.
Поднимем руки, опустим – 2 раза.
Посмотрим друг на друга,
Все ли не боятся погружаться под воду.
Садитесь в лодку.
Лодка начинает погружаться и мы рассматриваем и зарисовываем строение дна Мирового океана
(слайд 13-14)
А мы назовём и нарисуем подводную окраину материка, которая продолжается под океаническими водами до глубины 100 – 200 метров. Эта часть называется шельфом (отмель). Шельф покрыт осадочными породами, богатыми нефтью, природным газом, здесь находится зона морского рыболовства. Большая площадь шельфа в СЛ океане и Атлантическом океане.
Мы начинаем резкий спуск. Наша лодка переходит на аварийный режим. Здесь много каньонов (углублений). Мы отойдём на безопасное расстояние и спускаемся вдоль материкового склона – это переходная зона от шельфа к ложе.
Здесь находится граница материковой и океанической коры. Глубина от 140 – 3600 метров.
- У нас присутствует сейсмолог, что же он нам сообщит.
Наконец спуск закончился. Приборы показывают глубину 3000м. Мы достигли ЛОЖЕ.
А сейчас мы заслушаем эксперта-практика. Он изучил ложе океана.
Продвигаемся по котловине. Здесь темно. Солнечный свет не попадает.
-Каким цветом изображены котловины на карте?
Поработаем с учебником стр. 119
1 ряд – СОХ
2ряд Желоба
3 ряд – ложе
В Атлан. Океане и СЛ океане желоба глубокие отсутствуют, а в Тихом океане их много.
О самом глубоком желобе заслушаем _________.
Опускаясь на батискафе в глубины океана можно увидеть много интересного. (Слайды 25-30)
-Наше путешествие закончилось.
Мы сделали чертёж дна Мирового океана.
В начале новой темы я вам назвала число 54.
Что это?
Одно из самых удивительных морей на Земле – Саргассово море. Получило своё название от саргассовых водорослей. Вода в нём чистая и прозрачная. Оно расположено в северной части Атлантического океана. Оно не имеет берегов, их заменяют течения. В средней части моря расположено Бермудское плато, наиболее высокие части которого выступают в виде Бермудских островов.
-Работа в парах. (Слайд 36)
IV.Закрепление нового материала..-А сейчас тестовый контроль. (Слайды 37-39)
Вспомните о путешествии.
1. Единая система горных сооружений на дне океана это:
а) материковый склон;
б) срединно-океанические хребты;
в) желоба.
2. Часть материка, продолжающегося под водой в виде мелководной прибрежной равнины это:
а) ложе океана;
б) материковый склон;
в) шельф.
3. Самые глубокие участки мирового океана – это:
а) желоба;
б) материковый склон;
в) котловины.
4. Самая глубокая впадина Мирового океана называется:
а) Филиппинский желоб;
б) Марианский желоб;
в) Зондский желоб.
5. Самые маленькие глубины Мирового океана наблюдаются:
а) на ложе океана;
б) в желобах;
в) на материковой отмели.
6. По физической карте полушарий определите, какая форма рельефа дна Мирового
океана находится в точке с координатами
40 ю. ш., и 60 з. д.
а) материковая отмель (шельф);
б) срединно-океанический хребет;
в) желоб.
V. Домашнее задание.П.22.
1 уровень – нанести на кон.карту все географические названия форм рельефа дна Тихого океана
2 уровень - начертите профиль дна по 20˚ю.ш. от берегов Африки до Австралии
VI. Рефлексия.1010285825500Спасибо за урок!
7620022987000Дети, участвуя в беседе, зарисовывают дно океана.
24130-91567000
Сообщение сейсмолога.
Заслушивается эксперт. Дети продолжают зарисовывать профиль.
-Темно синим.
Заслушиваем детей (Слайды 14-16)
Сообщение о Марианской впадине. Дети наносят её на кон. карту. (Слайды 17-21)
1529080-63500
-Моря.
2413012128500
20955-14668500
-Учащиеся показывают друг другу все изученные формы рельефа дна Мирового океана:
-желоб- шельф
- островные дуги
- СОХ
- материковый склон
- котловины
- вулканические острова
-
Ответы к тесту
1 2 3 4 5 6
Б ВА Б ВА
Карта рефлексии
4953013335000
Дети прикрепляют свои флажки на острова
Плата за участие в конкурсе (390 рублей) произведена через электронную систему