Технологическая карта урока по географии Рельеф суши и дна Мирового океана (6 класс)


Технологическая карта урока по географии в 6 классе по теме «Рельеф суши и дна Мирового океана»
ФИО учителя Зайкова Елена Александровна
Дата Предмет География
Класс 6
Тема Рельеф суши и дна Мирового океана
Учебник Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, ГЕОГРАФИЯ, М. «Русское слово», 2015;
Тип урока Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)
Цель Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот.
Содержательная: научить обобщению, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.
Задачи - Сформировать представления об основных формах рельефа поверхности суши и дна Мирового океана, их различии по высоте, образованию, характеру поверхности;
- Развивать практические навыки работы с картой, навыки общения;
- Оценивать особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах;
- Воспитывать примером ученых и путешественников.
Оборудование Ноутбук, экран, учебники, атласы, раздаточный материал
Технологии Информационно-коммуникативные, системно-деятельностного подход в обучении.
Формы контроля Фронтальный, индивидуальный самоконтроль, оценивание работы в группе
Планируемые результаты
Предметные МетапредметныеЛичностные
Формирование представления об основных формах рельефа и их классификация по высоте и возрасту;
Приводить примеры основных форм рельефа и показывать их на географической карте;
Составлять краткую характеристику форм рельефа. Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества.
Регулятивные: работать в соответствии с поставленной учебной задачей и предложенным планом, самостоятельно планировать свою деятельность.
Познавательные: сравнивать объекты по заданным критериям; работать с различными источниками информации. Формирование познавательного интереса к предмету и устойчивой мотивации к обучению;
Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни и для объяснения и оценки явлений и процессов. Формирование способности к личностному самоопределению.
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент
Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку. Подготовка рабочего места, концентрация внимания и настрой на работу
Актуализация знаний и фиксирование затруднений. Наш сегодняшний урок мы начнем с разговора о нашей малой Родине, о территории Республики Татарстан. Перед вами карта Татарстана, скажите, как она называется, какой у нее масштаб и что изображено на карте условными знаками.
Давайте представим, что я ученик, а вы учителя. Используя навыки работы с географической картой, сформулируйте и задайте мне вопросы по карте Татарстана.
Какую вы поставите мне оценку, а себе? Актуализация знаний с опорой на начальный курс географии, темы: план и карта, условные знаки.
Самостоятельное формулирование вопросов по ранее изученной теме. Оценивание и сомооценивание работы. Фронтальная работа с настенным учебным пособием.
Постановка учебной задачи, целей урока.
Я ответила на ваши вопросы, ряд которых был по рельефу Татарстана. Мы определили абсолютную высоту местности, выяснили о расположении в Татарстане возвышенностей и низменностей. Вот мы в такой необычной форме изучили рельеф Татарстана, но наша республика такая маленькая по сравнению с нашей планетой. Скажите, что мы будем делать на сегодняшнем уроке?
Изучать рельеф Земли.
Но как мы это будем делать? Поверхность нашей планеты 510 млн. кв. км, 2/3 поверхности покрыто водой, это реально – изучить рельеф планеты за 40 минут урока? Возможно, если мы с вами определим главное, что нужно изучить, план и вопросы изучения – дело пойдет быстрее.
Формулирование проблемы урока
Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.
На ваших столах лежат учебные вопросы, их много. Определите наиболее важные и интересные для вас, подумайте сначала сами, а потом обсудите с друзьями ваш выбор. Определите пять самых главных вопросов, на которые мы будем опираться в процессе изучения гор и равнин и составьте из них план, то есть пронумеруйте их.
- Изучить, что такое горы и что такое равнины
- Изучить горы и равнины отдельно по каждому материку и океану
- Изучить, как отличаются горы и равнины мира по высоте и характеру рельефа
- Определить протяженность гор и равнин в градусах и километрах
- Определить где на Земле самые высокие горы и самые обширные равнины
- Изучить, какие формы рельефа располагаются на океаническом дне
- Определить отличия и сходства в рельефе суши и дна океана
Теперь определите, что вы можете узнать самостоятельно пользуясь картами атласа, а что требует объяснение учителя или изучение текста учебника?
Осталось определить, как мы с вами будем фиксировать наши новые знания. Я предлагаю вам в ходе изучения заполнять таблицу.
Формирование деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации предметного материала.
Определение плана действий для решения проблемы.
Работа в группе.
горы равнины
низкие средние высокие Низмен
ностиВозвышенностиПлоско
горьяплато
Реализация выбранного проекта.
Нам, жителям великой восточно-Европейской равнины трудно представит горы и жизнь людей в них. На презентации картины гор русского художника Н.Рериха. Давайте с помощью этих великолепных картин представим красоту и величие гор. Попробуйте дать определение этому понятию по формуле = ключевое слово+ существенные признаки.
Как отличаются горы друг от друга? Как определить высоту гор по карте? Самостоятельная, индивидуальная работа по картам атласа.
Фронтальная проверка результатов деятельности иллюстрируя фото в интерактивной системе гугл карты. Краткое описание Эвереста. Наш соотечественник Федор Конюхов как пример личностных качеств человека.
Работа с понятиями: рельеф, равнины, горы.
Фронтальная работа с наглядными пособиями (слайды презентации), индивидуальная работа с картами атласа.
Заполнение таблицы с помощью карт атласа.
Закрепление знаний по панорамным фото в системе гугл карты.
Самооценка промежуточных результатов. Взаимное оценивание в паре.
Помощь другу (при необходимости)
Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.
Оцените степень трудности этой самостоятельной работы.
А теперь используя текст учебника и карты атласа, дайте характеристику равнинам и определите их различия по высоте. Заполните вторую часть таблицы.
Последний учебный вопрос: Сравнить рельеф суши и рельеф дна океана. Сделайте выводы: рельеф суши или рельеф океанического дна наиболее разнообразен?
Смысловое чтение.
Работа по образцу.
Заполнение таблицы с помощью карт атласа.
Самопроверка . Просмотр фрагмента видеофильма «Рельеф дна океана».
Работа в группе.

Этап рефлексии деятельности.
Возвратимся к началу урока. Мы ставили перед собой учебные вопросы, выполнили ли мы свой план? Оцените себя по таблице. Какие моменты на уроке вам показались сложными? Какие моменты наиболее понравились? Что вас особенно заинтересовало из учебного материала? Проверка достижения цели и задач урока. Определяют свой уровень овладения знаниями на уроке.
Намечают дальнейшие цели деятельности.