Технологическая карта урока по географии на тему Рельеф дна Мирового океана (6 класс)
Рельеф дна мирового океана.
Тип урока Урок усвоения новых знаний
Цель Сформировать представление об особенностях рельефа дна Мирового океана
Задачи Обучающая:: проверить усвоение и скорректировать знания по теме «Главные формы рельефа суши», формировать представления у учащихся о рельефе дна Мирового океана и его частей.
Развивающая: развивать познавательный интерес учащихся, умения работать в группе с дополнительными источниками информации. Способствовать формированию умения работы с картами, развивать умения анализировать данные учебника, делать выводы.
Воспитательная: способствовать формированию географической культуры, развитию умения работать в группе, коллективе
Образовательные ресурсы Физическая карта полушарий, учебник, икт – презентация “Рельеф дна Мирового океана».
Методы и формы обучения Методы: наглядный, частично-поисковый, информационно-иллюстративный, практический, контроля.
Формы: индивидуальные, фронтальные
Технологии урока Технология критического мышления, ИКТ-технология, здоровьесберегающая технология по системе В.Ф. Базарного. (Приложение 1)
Основные понятия Материковая отмель, шельф, материковый склон, глубоководные океанические желоба, котловины, срединно-океанические хребты, атоллы
Планируемые результаты
Предметные Метапредметные УУД Личностные УУД
Научатся называть и показывать примеры основных рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами;
определять и описывать по карте глубину морей, географическое положение подводных хребтов, желобов, котловин (по плану).
Получат возможность научиться объяснять процессы, образующие рельеф дна Мирового океана. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, построение речевых высказываний.
Регулятивны: планировать цели, пути их достижения и устанавливать приоритеты, контролировать свое время и управлять им. Создание условий для развития коммуникативных навыков. Развитие любознательности.
Этап урока Организационные формы работы Действия учителя. Формы организации работы учителя Действия ученика. Формы организации работы детей Приемы технологии Формируемые УУД
Организационно- мотивационный
(1мин) Добрый день, ребята! Я рада вас видеть. У вас сегодня несколько необычный урок. На нем присутствуют гости. Давайте друг другу подарим улыбку и улыбнемся гостям. Хорошо! Молодцы! Я надеюсь, что мы настроились на позитивную и продуктивную работу. И она у нас пройдет под девизом: «Вспомним, узнаем, научимся делать!». Приветствие, положительный настрой на урок. Приветствуют учителя, настраиваются на урок, контролируют готовность к уроку. Личностные УУД: мобилизация внимания, уважение к окружающим. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.Проверка усвоения знаний
(6мин) Какую оболочку Земли мы начали изучать? (литосферу) Сейчас проведём блиц - проверку на знание предыдущего материала. Каждый из вас на приготовленных бланках должен ответить «да» или «нет» на вопрос «Верите ли вы?».
Предлагаю провести взаимопроверку. Обменяемся в парах бланками ответов. За каждый правильный ответ 1 балл. «5» -8 баллов, «4»-7-6 баллов, «3» 5-4 балла, «2» 3-0 баллов. Поднимите руки, кто заработал «5». Молодцы! У кого результаты ниже, ждем ваших достижений на следующих уроках. Задает вопросы.
Взаимопроверка «Проверь соседа» 1-да, 2-нет, 3-да, 4- да, 5-нет, 6-да, 7- нет, 8-да. Побуждает обучающихся к
Письменно отвечают на вопросы.
Проверяют друг друга, выставляют оценки.
«Верные и неверные утверждения» или «верите ли вы» (Технология развития критического мышления) Итак, верите ли вы, что…. 1. Равнины - это обширные выровненные участки земной поверхности с небольшими (до 200 метров) колебаниями высот? 2. Вытянутое понижение, ограниченное склонами гор называется горным хребтом? 3. Линия пересечения склонов горного хребта – это гребень? 4. Горы – активные участки земной коры? 5. Самые высокие горы Анды? 6. Самая высокая гора России – Эльбрус на Кавказе? 7. Равнины занимают 2/5 площади суши? 8. Горы – это обширные, высоко поднятые участки земной поверхности с резкими различиями в высоте?
Познавательные УУД: логические – анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные УУД: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Актуализация и (целеполагание)
(2мин)
Валеопауза на снятие напряжения опорно- двигательного аппарата. (1мин)
Загадка. Все неровности поверхности суши и дна океанов. Что это? (Рельеф) Почему вы догадались, что это рельеф? (Поверхность земной коры неровная). И вы, наверное, уже поняли, что же мы сегодня будем изучать? (неровности дна океанов).
Записывают тему урока и ставят задачи).Предлагает ответить на вопросы. Фронтальная работа. Подводит обучающихся к осознанию целей и задач. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. «Бодрость за минуту» (Здоровьесберегающая технология по системе В. Ф. Базарного). (Приложение 1) Личностные УУД: формирование учебно- познавательной мотивации и интереса к учению. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные УУД: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную цель и задачи, с помощью учителя определяют, что необходимо узнать на уроке, планирование – составление плана и последовательности действий.
Стадия вызова
(Актуализация и обобщение имеющихся знаний по теме; пробуждение интереса и активной деятельности.)
( 4 мин) Ребята, посмотрите, пожалуйста, на оформление доски, на экран. Что вы видите?
(На экране картина океана). Как вы считаете, о чем пойдет речь на уроке? Да, верно, об океанах. А раз мы изучаем Литосферу, о чем мы должны сегодня узнать? - О строении дна океана. Что вы уже знаете по данной теме?
- Что бы вы хотели узнать по данному вопросу?
- А с помощью чего мы это можем сделать так, чтобы было интересно, наглядно и легко?
Записали в тетради число и тему урока "Рельеф дна Мирового океана".
Ребята, но я знаю точно, что у вас есть знания по этому вопросу. Предлагаю разделить тетрадь на две половинки. «Что я знаю», «Что узнал». Вы сейчас, опираясь на свои знания, ответите, что по этому вопросу вы уже знаете. Теперь перед нами стоит вопрос, а что мы еще не знаем…….. Фиксирует на доске информацию, активизирует знания обучающихся. Создает проблемную ситуацию. Учащиеся формулируют суждение. Фиксируют информацию у себя в тетради «Мозговой штурм» (Технология развития критического мышления). Слайд презентации «Рельеф дна Мирового океана» (ИКТ-технологии) Регулятивные УУД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
Познавательные УУД: воспринимать информацию на слух и визуально. Коммуникативные УУД: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания.
Изучение нового материала.
( 20 мин) Представьте себе, что вы настоящие морские исследователи, все результаты исследований вы фиксируете в свой бортовой журнал и делаете выводы. Все необходимое для исследований у вас на столах.
Заполнение бортового журнала.
(Приложение 2)
Курирует работу в группах. Консультирует, советует, помогает. Организует деятельность по применению новых знаний. Фиксируют информацию в «Бортовом журнале».
Осуществляют учебные действия по намеченному плану. Обсуждают в парах, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других. Объясняют, анализируют, формулируют свои мысли.
Каждая группа сдает «Бортовой журнал» на оценку. Прием «Бортовой журнал» (Технология развития критического мышления) Познавательные УУД: выявлять экспериментальным путем и с помощью географических карт причину зависимости солености и температуры поверхностных вод Мирового океана; давать определения понятиям: описывать свойства океанической воды; знать, как определять и высчитывать соленость воды. Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, построение речевых высказываний. Личностные УУД: развивать практические навыки исследовательской деятельности, анализировать наблюдаемые явления, формулировать выводы.
Валеопауза для снятия напряжения с глаз. (2мин) Проводит валеопаузу. Выполняют упражнения. Первичное осмысление закрепление изученного.
(4 мин) Что мы узнали сегодня о рельефе дна Мирового океана. Заполнить колонку: Что узнал в тетради.
Организует обсуждение результатов. Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы. Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов. Слушают друг друга, фиксируют информацию в тетради. Отвечают на вопросы при помощи анализа физической карты полушарий, формулируют выводы о происхождении СОХ, глубоководных жёлобов. Коммуникативные УУД: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Личностные УУД: формулировать выводы. Регулятивные УУД: осознание качества и уровня усвоения.
Итоги урока. Рефлексия. (2 мин) Ребята, вы сегодня хорошо поработали. Скажите,…. 1. На уроке я работал Активно/пассивно 2. Своей работой на уроке я Доволен/недоволен
3. Урок для меня показался Коротким/длинным
4. За урок я Не устал/ устал
5. Мое настроение Стало лучше/стало хуже
6. Материал урока мне был Понятен/не понятен
7.Полезен/бесполезен
Интересен/скучен
8. Дом. задание мне кажется Лёгким/трудным Интересным/ не интересным Обучает способам контроля и самооценки деятельности. Анализируют свою деятельность и осуществляют самооценку собственной учебной деятельности; соотносят цель и результаты, степень их соответствия; выражают собственное мнение о работе и полученном результате; выражают свое эмоциональное настроение и самочувствие; самооценка знаний и умений; оценивают и выражают свое отношение к работе на уроке. Прием «Закончи фразу» (Технология развития критического мышления) Регулятивные УУД: формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Домашнее задание. (3 мин) Молодцы! Вы отлично поработали! 1. § 18 вопросы стр70 (устно) . 2. Обозначить на контурной карте крупнейшие горные хребты океанов Земли и впадины, используя карту полушарий.
Предлагаю выбрать дополнительное домашнее задание: описание по плану стр. 154
1.ГП Среднеатлан-тического хребта
2.Сравнение ГП Аргентинскй и Бразильской котловин. Задаёт и комментирует дифференцированн ое домашнее задание, используя слайды. Воспринимают информацию. Выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей. Осознанно фиксируют информацию. Записывают домашнее задание. Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Приложение 1
1. Элементы гимнастики «Бодрость за минуту»:
Сидя за партой, расслабиться и медленно подвигать зрачками слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.
Упражнения с сигнальными метками. Под счёт «раз-два-три-четыре » дети быстро поочерёдно фиксируют взгляд на указанных зрительных
точках, сочетая при этом движения головой, глазами и туловищем.
2. Элементы гимнастики с офтальмотренажером (способствует расширению зрительно-двигательной активности и проведениефизкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров):
1. Медленно переводить взгляд вверх вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.
2. Представить вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нём определённую точку, следить за вращением этой
точки. Сначала в одну точку, затем в другую. Повторить 3 раза.
3. Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения втой последовательности, какая описана выше. Глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони, неплотно лежащие на глазницах,
не должны пропускать свет.
Приложение 2
Бортовой журнал.
О попытках измерит глубины океана вы прочитаете в учебнике на стр 66 . обратите внимание на рис. 45.
1.Почему Фернану Магеллану не удалось измерить глубину?
2.С помощью какого прибора удалось измерить глубины океана?
3.Когда появилась первая карта океана?
Обратите внимание на рисунок 46.
Сейчас ученые выделяют 3 части рельефа океана. Какие? По рисунку учебника 46 на стр. 68 «Схематический разрез дна океана»
Дно океана имеет сложное строение и состоит из:
1. _________________________________________
2. _________________________________________
3. _________________________________________
Изучив текст учебника стр. 67-68 заполнить таблицу:
Название зон Особенности (средние глубины, максимальные глубины, формы рельефа, чем покрыта поверхность, наличие полезных ископаемых) Составные части примеры
Что такое Срединно-Океанические хребты? Запишите определение, приведите примеры?
Какие процессы влияют на рельеф дна Мирового океана?
А) _____________________________- образуют__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) _____________________________-
образуют__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Самоанализ урока географии
Тип урока – урок-открытие нового знания, вид урока – комбинированный. Специфика урока состояла в организации индивидуальной работы на деятельностной основе. Урок опирался на знания, полученные учащимися на предыдущих занятиях по географии и другим предметам: истории, краеведения.
Урок проводился в 6 классе, ученики которого отличаются средними способностями, средней работоспособностью, средней учебной мотивацией. Они умеют работать в парах, в малых группах; умеют слушать друг друга и фронтально взаимодействовать, оценивать себя и взаимооценивать друг друга. В общении наблюдались как сотрудничество, включенность детей в учебную деятельность. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся, активно использовалась подача материала с помощью мультимедиа. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников 6 класса.
Урок был направлен на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Цели и задачи урока сформулированы с учетом особенностей учебного материала, уровня подготовленности класса и места данного урока в тематическом цикле. Урок занимает 5 место в теме «Литосфера». Образовательная цель урока – Сформировать представление об особенностях рельефа дна Мирового океана. Поставленные цели были достигнуты, ребята вели самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, самостоятельно приобретали новые знания и практические умения; делали выводы, излагали свое мнение, оценивали результаты своей деятельности. Они объясняли значение понятия «Рельеф дна мирового океана», выделяли части океана их особенности и составные части, называли и показывали крупнейшие: глубоководные желоба, котловины и срединно-океанические хребты, заполняли таблицу «Рельеф дна океана», осознавали ценность географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
Выбранная структура урока рациональна для реализации поставленных целей. Оптимально подобрано время для каждого этапа урока. Была обеспечена логическая связь между ними. Основные формы обучения – фронтальная и индивидуальная.
В ходе урока развивались навыки работы с картографическими источниками информации, умение работать индивидуально. Основной задачей на уроке являлось создание условий ученикам для самостоятельной работы и помощь ученикам при изучении нового материала. Самостоятельная работа практического характера, которая стимулировала учебно-познавательную деятельность, занимала большую часть урока, что является высоким показателем урока. Для повышения интереса к уроку использовалась групповая форма организации работы, что повысило учебную и познавательную мотивацию у учащихся. Такая форма работы значительно снизила уровень тревожности у детей, страх оказаться неуспешным. Применение на уроке практико-ориентированного обучения способствовало развитию коммуникативной компетенции, речевой и мыслительной деятельности учащихся, формированию навыков критического мышления, созданию ситуации успеха при поддержке со стороны педагога и одноклассников. Использование на уроке компьютера позволяло не только усилить наглядное представление изучаемого материала, но и способствовало более осмысленному его усвоению. Слайдовая презентация содержала весь необходимый, наглядный и практический материал. Все это позволило увеличить плотность урока и оптимально увеличить его темп.
Цели урока были частично достигнуты. На уроке происходило формирование личностных качеств учащихся, развивалось творческое мышление, закреплялись рациональные приемы учебной деятельности.
Здоровьесбережению способствовали физкультминутка и смена видов деятельности.
Эмоциональный настрой в начале урока, смена видов деятельности обеспечили комфортную психологическую атмосферу на протяжении всего урока, о чем свидетельствуют результаты рефлексии.
Урок получился инновационным, интересным, познавательным. Результативность урока высокая, так как все учащиеся работали; все учащиеся справились с заданиями. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока в целом выполнен.