Урок по географии на тему Рельеф дна Мирового океана (6 класс)


конспект урока
Аттестуемый педагог Воякина М.В.
Предмет география
Возраст учащихся: 6 класс
Тема урока Рельеф дна Мирового океана.
Цель урока
1) сформировать общие представления об особенностях строения дна океанов, его основных частях;
2) тренировать умение работать с текстом учебника, работать с картами, схемами;
3) тренировать умение анализировать, сравнивать и рассуждать, умение оценивать свою деятельность;
4) тренировать коммуникативные умения, слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, работать в группах;
5) сформировать знания о рельефе дна океанов.
Этапы работы Деятельность урока Деятельность учащихся
1. 1. Самоопределение к учебной деятельности.
1. Фронтальная работа.
– На физической карте высоту суши и глубину океана относительно уровня моря показывают оттенками разных цветов. Что можно сказать о разнообразии рельефа суши и дна океана?
– Какой вопрос у вас возникает?
Почему на дне океана рельеф менее разнообразнее, чем на суше?
. – Какие у вас будут гипотезы?
Сегодня мы продолжим разговор о рельефе. Каждый из вас на уроке постарается самостоятельно сделать еще один шаг вперед. Возможно, у кого-то будут ошибки, но вы знаете, что, только преодолев собственные ошибки, вы сможете открыть новые знания для самих себя. Вам предстоит интересная работа! Я желаю вам успехов!
− Как вы будете открывать новые знания?
– Что такое рельеф?
– Как называются формы рельефа океана?
– Какова наибольшая глубина океана и где она расположена? Дают ответы.
2. 2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Фронтальная работа, работа в парах.
− Прежде чем приступить к изучению новой темы, что надо сделать?
– Что такое рельеф?
-Как мы можем на карте найти абсолютную и относительную высоту?
- Как распознать на физической карте в атласе разные форм рельефа?
− Что вы сейчас повторили и узнали?
− Теперь попробуйте выполнить новое для вас задание. Как вы думаете, с какой целью я вам предлагаю новое задание?
− Такое задание называется пробным заданием. Проследите изменение глубин в Индийском океане вдоль экватора
-изобразите в тетради схематический разрез дна океана вдоль данной параллели
-подпишите основные формы рельефа океанического дна.
− У кого нет результата? Что вы не смогли сделать?
− Кто построил график, вы можете доказать, что выполнили задание правильно?
− Что вы не можете сделать? (Надо повторить то, что нам сегодня потребуется для открытия нового.)
(Чтобы мы поняли, что мы не знаем, и поняли, какая тема будете сегодня на уроке.)
(Мы не смогли изобразить в тетради схематический разрез дна океана вдоль данной параллели; подписать основные формы рельефа океанического дна)
(Мы не можем доказать, что выполнили задание правильно, то есть правильно изобразить в тетради схематический разрез дна океана вдоль данной параллели и подписать основные формы рельефа океанического дна)
3. 3. Выявление причины затруднения.
− Что вы должны были сделать?
− Чем вы пользовались при работе?
− Почему у вас возникли затруднения?
− Сформулируйте причину невозможности выполнить такое задание для любой реки. (изобразить в тетради схематический разрез дна океана вдоль данной параллели и подписать основные формы рельефа океанического дна)
(Мы пользовались атласом.)
(Мы не знаем последовательности построения схематического разреза дна Мирового океана; не знаем основные формы рельефа океанического дна)
(Не знаем последовательности построения разреза дна Мирового океана; не знаем основные формы рельефа океанического дна.)
4. 4. Построение проекта выхода из затруднения. − В таком случае, какова цель ваших дальнейших действий?
− Какова же будет тема урока?
На доске тема урока: «Рельеф дна Мирового океана».
Для того чтобы вы смогли построить общий алгоритм, вам надо будет выполнить следующее задание:
1.Используя текст параграфа 30 заполните схему в тетради рельеф дна океана.
рельеф дна океана.
Формы рельефа_________ __________ __________ __________ __________ __________
Средние глубины_______ __________ __________ __________ __________ _________
2.Использовать атлас. Шкалу глубин.
3. Начертить систему координат.
4. Построить алгоритм, используя полученные данные (Изучить основные формы рельефа, построить алгоритм действий для построения схематического разреза дна Мирового океана,.)(«Рельеф дна Мирового океана».)
− Запишем тему урока в тетрадь.
1.Заполнение схемы
2.Использовать атлас. Шкалу глубин.
3. Начертить систему координат.
4. Построить алгоритм, используя полученные данные
5. 5. Реализация построенного проекта.
. − Работать вы будете в парах.
На доске открывается алгоритм:
Способ определения построения в тетради профиля дна Индийского океана по экватору.
1. Найти на карте экватор между Африкой и Австралией.
2. По шкале глубин узнать глубину.(по цвету)
3. Начертить систему координат, ноль находится в верхнем левом углу. По горизонтали-длина цветовых отрезков. По вертикали-глубина в метрах.
4. Линейкой отмеряем первый цветовой отрезок иотмечаем его по горизонтали.
5.Находим глубину первого цветового отрезка и проводим отрезок по вертикали.
6.Совершаем эти операции с другими цветовыми отрезками.
7.Соединяем получившиеся отрезки плавными линиями.
8. Сопоставить данные об изменениях глубин океана и определить местонахождение океанических хребтов, материковой отмели, материкового склона.

− Вы получили способ выявления изменений глубины океанов.
− Что теперь необходимо сделать? Одна пара, по желанию, проговаривает свой вариант. Остальные дополняют, уточняют. По результатам обсуждений фиксируется алгоритм (способ) определения водного режима реки.
(Надо потренироваться в применении построенного способа.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Фронтальная работа, работа в парах.
− Я предлагаю вам задание на тренировку. Постарайтесь выполнить его, проговаривая друг другу каждый шаг ваших действий. Полученный результат запишите в тетрадь.
1) Построить схематический разрез дна Индийского океана вдоль 20 градусов ю.ш..
Результат проверяется по эталону для самопроверки.
Профиль

ЗОНА ИЗМЕНЕНИЕ ДОЛГОТЫ (восточная) СРЕДНЯЯ ГЛУБИНА, мЦВЕТ ОКРАСКИ НА ФИЗИЧЕСКОЙ КАРТЕ ПОЛУШАРИЙ
1 42-43° 0-200 светлый
2 43-45° 2000-4000 светло-голубой
3 45-65° 4000-6000 голубой4 65-75° 2000-4000 светло-голубой
5 75-89° 4000-6000 голубой6 89-91° 2000-4000 светло-голубой
7 91-97° 4000-6000 голубой8 97-98° 2000-4000 светло-голубой
9 98-100° 0-200 светлый
В результате анализа данных таблицы учащиеся устанавливают, что 1, 9 – зоны шельфа, 3, 5, 7 – зоны наибольшей глубины, 4, 6 – зоны океанических хребтов. Следует обратить внимание учащихся на резкое изменение глубин при переходе из 1-й во 2-ю и из 8-й в 9-ю зоны и еще раз объяснить понятия "материковый склон" и "ложе океана".


зв
л
о

Проверяется задание на сопоставление данных об изменениях глубин океана и определении местонахождение океанических хребтов, материковой отмели, материкового склона.
ЗОНА ИЗМЕНЕНИЕ ДОЛГОТЫ (восточная) СРЕДНЯЯ ГЛУБИНА, мЦВЕТ ОКРАСКИ НА ФИЗИЧЕСКОЙ КАРТЕ ПОЛУШАРИЙ
1 42-43° 0-200 светлый
2 43-45° 2000-4000 светло-голубой
3 45-65° 4000-6000 голубой4 65-75° 2000-4000 светло-голубой
5 75-89° 4000-6000 голубой6 89-91° 2000-4000 светло-голубой
7 91-97° 4000-6000 голубой8 97-98° 2000-4000 светло-голубой
9 98-100° 0-200 светлый
В результате анализа данных таблицы учащиеся устанавливают, что 1, 9 – зоны шельфа, 3, 5, 7 – зоны наибольшей глубины, 4, 6 – зоны океанических хребтов.
2) Продолжить работу по закреплению новых знаний.
Следует обратить внимание учащихся на резкое изменение глубин при переходе из 1-й во 2-ю и из 8-й в 9-ю зоны и попросить детей объяснить понятия "материковый склон" и "ложе океана".
Учащиеся проговаривают друг другу каждый шаг, опираясь на эталон. График изображают в тетрадях. Затем один ученик проговаривает вслух, фиксирует результат на доске. Ответ уточняется, дополняется, изменяется другими детьми
Анализируют данные таблицы
7. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Самостоятельная работа.
− Вы готовы поработать самостоятельно, проверить свое понимание, как использовать построенный способ при выполнении заданий?
Учащимся предлагается карточка-задание: Проследите изменение глубин в Индийском океане вдоль экватора. Изобразите в тетради схематический разрез дна океана вдоль данной параллели
Проверьте себя по эталону для самопроверки и зафиксируйте результат проверки при помощи знаков «+» или «?».
− Что вы использовали при выполнении задания?
− У кого были затруднения при выполнении этого задания?
− На каком шаге было затруднение?
− Используя эталон для самопроверки, исправьте ошибки.
− У кого не было затруднений и работа выполнена верно?
− Молодцы! Вы хорошо справились с работой!
(Да.)
Изобразите в тетради схематический разрез дна океана вдоль данной параллели
Проверяют себя по эталону самопроверки.
(Построенный алгоритм, физическую карту мира.)
8. Включение в систему знаний и повторение.
Форма работы индивидуальная и парами.
Сопоставьте расположения крупных форм рельефа дна океана с границами литосферных плит.
Объясните образование срединно-океанических хребтов, глубоководных желобов.
Приведите примеры срединно-океанических хребтов
Найдите на карте наибольшую глубину Мирового океана.
Покажите на карте основные формы рельефа дна океана.
9. Рефлексия учебной деятельности.
− Что нового вы узнали сегодня на уроке?
− Какое затруднение вы испытали?
− Как вы смогли его преодолеть?
− Состоялось ли самостоятельное открытие нового знания?
− Как вы считаете, достигли ли вы поставленной цели?
− Помогла вам работа в парах? Поблагодарите друг друга за помощь в совместной работе. − Проанализируйте свою работу на уроке.
Учащимся предлагаются карточки:
1.Усвоил новое знание и научился применять его на практике.
2.Усвоил новое знание, но нужна помощь.
3.Испытываю затруднения
4.На уроке было трудно, ничего не понял. Учащиеся анализируют свою работу на уроке.
Домашнее задание: 1. Рабочая тетрадь по теме.
2. Параграф 18 отвечать на вопросы.
3. В чем сходство рельефа дна всех океанов Земли?

Запись в дневник д/з.