Технологическая карта урока географии в 5 классе по теме Воды суши. реки по ФГОС ( автор учебника А А Летягин)
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОГРАФИИ в 5 классе «Воды суши. Реки»
ФИО (полностью) Фатьянова Татьяна Николаевна
Место работы МБОУ Радищевская СОШ №1
Должность Учитель географии
Предмет География
Класс 5
Тема и номер урока в теме Урок 4. «Воды суши. Реки» в теме «Гидросфера»
Базовый учебник География. Начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Автор А.А.Летягин, под ред. В.П. Дронова, изд. «Вентана-Граф» 2014.
Тип урока Изучение нового материала. Урок – исследование.
Формы работы учащихся Проблемное изложение, чтение, исследование с опорой на географическую карту и текст учебника; организация коллективной учебной деятельности, проектная деятельность, составление синквейна, видео-обучение, путешествие.
Технологии ИКТ, уровневой дифференциации, учебного исследования, критического мышления.
Методы познания Картографический, статистический, анализа, оценки и прогноза, сравнения, проблемный, историко-географический, территориальный.
Необходимое техническое оборудование Физическая карта мира, России, Ульяновской области, атласы, учебник А.А. Летягин «География 5 класс», рабочая тетрадь « Дневник географа - следопыта», электронная презентация по теме, задания для учебных групп и для каждого ученика в виде опорного конспекта, компьютер, проектор, экран, видеослайды «Река Терешка» местного фотохудожника Селищева В. И.
Здоровье и психосберегающая среда Создаются на основе комфортных условий, активных форм изучения нового материала, смены видов и форм деятельности, соблюдения санитарно- гигиенических требований, САН-ПИНов в работе с ЭОР
Цели:
Формировать представление о частях реки, о крупнейших реках России с использованием новых информационно-коммуникационных технологий.
Расширить и углубить знания о водах суши – реках.
Продолжить формирование умения работать в группе, в паре и самостоятельно; умения провести самооценку; умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни; безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Задачи:
Образовательные:
формирование знаний о реках (частях реки, речной системе, бассейне, водоразделе и видах рек);
формирование умения работать с нетекстовым компонентом учебника, картой;
формирование умения составлять описание географического положения объекта;
формирование навыков по поиску информации, обработке ее, сравнения и описания по теме «Реки».
Развивающие:
развитие навыков работы с информационным материалом.
развитие навыков использования, обработки информационных ресурсов.
формирование критического мышления.
Воспитательные:
способствование осознанию красоты окружающего мира, необходимости бережного отношения к природе. Формирование чувства любви к родной природе.
Предполагаемые результаты обучения:
Личностные: повышение мотивации к обучению, саморазвитие, самоконтроль, формирование основ экологической культуры, любви к своей местности.
Метапредметные: формирование умения организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, при помощи электронных образовательных ресурсов (ЭОР) формирование умения чтения информации на снимках, формирование умения искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, оценивать достигнутые результаты; формирование навыков самоконтроля и самопроверки полученных знаний, анализ качества усвоенного материала.
Предметные: объяснять значение понятий: река, исток, устье, речная система, бассейн, водораздел; уметь находить и показывать реки на карте мира, России, области, наносить на контурную карту и правильно подписывать реки, различать горные и равнинные реки, составлять описание реки по плану.ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока Действия учителя Действия учащихся Личностные результаты Предметные результаты Метапредметные результаты
Актуализации и пробного учебного действия Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.
Включение в деловой ритм.
«С добрым утром. Начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и искать».
1.Использование технологии продуктивного чтения пункта «Разнообразие вод суши» параграф 17 стр. 96
Предположите, о чём текст?
Задаю вопросы по тексту
1.Какую часть гидросферы занимают воды суши?
2.На какие группы делятся воды суши?
3.Перечислите поверхностные воды.
Предлагаю проверить себя, заполняя пропуски в схеме №1 в Дневнике географа-следопыта стр.5. Слайд 1
Какое задание вы не смогли выполнить?- В чём затруднение?-Почему возникло затруднение? Отвечают учителю на приветствие, демонстрируют готовность к уроку.
Предполагают, читая заголовок, отвечают
Читают, отвечают на вопросы учителя
Выполняют задания в рабочей тетради
Варианты ответов
1. не знаю.2. Забыл материал начальной школы по этому вопросу Формировать
сотрудничество с учителем и одноклассниками, задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения Обеспечение глубокого понимания текста, формирование системы знаний о разнообразии внутренних вод Умение работать с различными источниками информации
Целеполагание и мотивация, формирование регулятивных УУД Демонстрация шума воды
Читаю стихотворение
Ты течешь, как море, широкаИ нетороплива и строга,И как будто 2 материка,Друг на друга смотрят берега.И опять весло, держа в рукеЯ встречаю над тобой рассвет,И чешуйка рыбья на пескеМне дороже золотых монет.
Р. Ругин слайд 2
Как вы думаете, о каком виде поверхностных вод данное стихотворение?
Попытайтесь сформулировать тему урока
Слайд 3- тема урока «Реки»
Какие реки вы знаете?
-Послушайте, как поэты описывают реки.
-«Щедрая, широкая, раздольная
Волга величавая течет»
«Терек воет, дик и злобен,
Меж утёсистых громад» слайд 4
- В чём вы видите разницу между этими двумя реками?
-Как вы думаете, что же мы должны узнать сегодня на уроке?
У вас на столах листы З-Х-У, в которых обозначены основные понятия темы.
Вам предлагается выбрать из списка те понятия, которые вам уже известны, и те понятия, о которых вы хотели бы узнать сегодня на уроке слайд 4а
Слайд 5
Повторим…
Узнаем….
Исследуем…
Используем….
Подберите существительные к глаголам
Какие ещё вопросы вам интересны?
-Что поможет открыть вам новые знания?
Где можно взять знания , которых у вас не хватает? Пробуют сформулировать тему основной части урока
Отвечают, что о реках, их разнообразии
Совместно с учителем выдвигаются уровневые цели, определяются источники информации, способы деятельности
Работают с листом З-Х-У слайд 4а
Подбирают существительные к глаголам
выстраивание индивидуальной образовательной проекции Формирование системы знаний Ставить учебные цели и задачи, обобщать понятия гидрология, гидролог
Получение новых знаний. Построение проекта по группам Предлагаю вам поработать в группах. Но прежде повторим правила работы в группе.
(Слайд 6)В группе должен быть ответственный.Работать должен каждый на результат.Один говорит, другие слушают.
Если не понял, переспроси.
Своё несогласие высказывай вежливо.
Попробуйте сделать вывод. Оценивать вы будете себя сами для этого у вас на столах лежат оценочные листы на которые вы по ходу будете приклеивать ярлыки голубого и жёлтого цвета голубой ярлык- сам сделал, отвечал у доски, жёлтый- отвечал с помощью соседа в группе.
Первое задание каждой группе одинаковое. Начнём с определения «река». На слайде представлены отдельные слова определения река. Используя предлоги и местоимения, составьте своё определение «река»
слайд 7
1-я группа изучает части реки, работая с текстом учебника, ЛОС
и презентацией «Части реки»
запоминают определение понятия река, исток реки, устье реки, речная система, речной бассейн. Продукт- заполненный ЛОС.
2 группа работает с атласом, изучая условные обозначения, связанные с реками. Как правильно показывать реки на карте? Работают с рисунком учебника 62 и рабочей тетрадью стр. 50-51
Решают проблему, демонстрируя знания, заполняют картосхему в рабочей тетради стр.50. продукт- составленный ЛОС по заданиям.
3-я группа работает с атласом, со схемой речных долин рис . 63 стр. 98, текстом учебника стр. 98.
4 группа. Изучают пороги и водопады, Узнают интересные факты о реках. Используют дополнительную литературу и создают фотоколлаж «Самый, самый.. «Формулируют вывод.
5группа. Работа с картой. Определяют, каким притоком является р. Терешка по отношению к р. Волга. Используют алгоритм на стр 96. Используя сведения из сборника научных статей Поволжья, узнают происхождение названия р Терешка.
Решают проблему, демонстрируя знания. Вывод: приток нужно определять по направлению течения “лицом к устью”, если река впадает справа, это правый приток, а если слева – левый
Время ограниченно и озвучивается. Управлять своим временем, принимать и сохранять учебную задачу Обучение выявлению особенностей природы, обеспечение глубокого понимания материала Выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач, работать в группе
Первичное закрепление материала. Реализация построенного проекта Учитель приглашает к доске одного ученика от группы, который комментирует вслух, остальные слушают, сверяя шаги по алгоритму, исправляют ошибки.-В чём ошибка? (Ученики называют, в чём ошиблись.) -Сделайте правильно.-Какой следующий шаг на уроке? (Проверим себя, справимся ли самостоятельно). По истечении времени ответственный ученик из каждой группы называет свои варианты ответов. После обобщения формулируют вывод и предлагают свой опорный сигнал к новым правилам, формулам. Формулируют вывод. Называют шаги алгоритма действий, проверки, решения.
Ответственные ученики защищают проект. Обобщая все предложения, составляем опорный сигнал
комментируют друг другу в парах, начиная с первого варианта. формирование уважительного отношения к другим ученикам, воспитание чувства ответственности Формирование умений давать качественные характеристики компонентов природы Использовать устную и письменную речь для аргументированного отстаивания своей точки зрения, применять ИКТ, корректировать свои действия
Первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Учитель: Сейчас обсуждаем задание первой группы
Слайд понятия на схеме-Проверьте по эталону. Слайд № 4 с заданиями-У кого возникли затруднения?-В каком шаге алгоритма вы ошиблись?-В чём причина вашей ошибки.-Напишите правильно. Наметьте дальнейшую работу, чтобы не делать ошибок. (Нужно ещё потренироваться)..-Кому всё удалось? Понятия
: Река, исток, устье, речная долина, речная система, водораздел.
Критерии оценивания
1) Нет ошибок – голубой жетон
2) есть ошибки, работал, но пользовался подсказкой своих одноклассников, и частично самостоятельно – жёлтый жетон
Поставьте себе оценку
Учитель: Вы хорошо поработали, идите дальше. Удачи Вам!
Следующее задание № 2. Работа в паре. Цель этой работы – закрепить знания о бассейне реки и водоразделе. (вопросы раздаются на листочках).
1. Обсудить вопрос, к бассейнам каких океанов относятся реки, пользуясь физической картой мира:
Замбези, Нил, Волга , Лена,
Амазонка , Меконг, Обь, Конго.
Следующее задание № 3. Работа в парах. Цель этой работы – закрепить знания о речных долинах. (вопросы раздаются на листочках).
Заполнение таблицы по схеме «речная долина»
Задание 4 Пользуясь атласом, найдите по одному правому и левому притоку рек:
Волга, Лена, Амазонка, Амур.
Физминутка.
Упражнение для мобилизации внимания. И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный. Готовность к самоконтролю Применение знаний в новой ситуации Класс делится детей на 3 группы.
Даёт задание: почувствуйте себя гидрологами. Познакомиться с материалами учебника : 1 группа- «Совершить путешествие по горной реке» (р. Терек)стр.100 ,
2 группа- «Совершить путешествие по равнинной реке» ( р Волга) стр. 101-102. По плану.( план предлагается)
1 На каком материке находится река.
2. Где берёт начало?
3. Общее направление течения
4 Куда впадает река.
5. Характер течения в зависимости от рельефа.
домашнее задание для удовольствия -Создать презентацию о реках Терек, Волга, используя предложенные ЭОР
3 группа - составить синквейн о горной или равнинной реке ( даётся схема синквейна). Пример.Выбираем из текста существительное, которое выражает основную мысль текста РЕКА.
Подбираем из текста 2 прилагательных, которые относятся к данному существительному и наиболее точно характеризует предмет, обозначенный существительным. ГОРНЫЕ, РАВНИННЫЕ.
Какими глаголами обозначим действия предмета. ЗАВИСЯТ, ТЕКУТ, ОБРАЗУЮТ.
Придумайте смысловую фразу о реках. КАК ВАЖНА ЭТА ГОЛУБАЯ КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА.
Слово синоним. ПОТОК.
Формирование уважительного отношения к природе, обучение навыкам коммуникативной компетенции Обучение выявлять особенности природы выбирать наиболее эффективный способ решения познавательных задач, умение работать с различными источниками
Включения в систему знаний и повторения При выполнении, каких заданий вы можете использовать новое правило? Предлагаю потренироваться
Проверьте свою работу, оцените свою работу по той же шкале оценок, что и в предыдущих заданиях задании № 2.
А сейчас проверяем задание группы 3
Дети 1 и 2 групп представляют свои работы по описанию реки у доски.
Получают информацию по исследованию в виде отчётов, осмысливают, анализируют, оценивают.
Читают синквейнФормирование научного мировоззрения Овладение навыками использования знаний Применять знания на практике
Подведение итогов урока Предлагает определить уровень своих достижений – вернуться к таблице «З-Х-У» («Знаю-Хочу знать - Узнал»); наметить перспективы работы при выполнении домашнего задания;
Помогает найти способы достижения этих целей Оценивают степень достижения целей урока. Определяют способы достижения целей при организации самостоятельной домашней работы. Самооценка и самоанализ проделанной работы Оценивание достигнутых результатов Рефлексия Что мы должны были узнать на уроке?
Мы это узнали?
Чему мы должны были научиться?
Что нового узнали? Отвечают на вопросы Самооценка и самоанализ проделанной работы Постановка новых учебных задач к следующему уроку, домашнее задание. Параграф 17, Обозначить на контурной карте крупнейшие реки России и мира: Волга, Обь, Енисей, Дон, Нева, Амур, Конго, Амазонка, Замбези, Меконг. Раздаются буклеты- в них указаны задания по карте, образцы выполнения работы на к/к , задания для удовольствия- составить презентацию о реках, фотоколлаж- «Водопады мира»