Урок географии на тему Соленость вод Мирового океана.

Тема: Свойства вод Мирового океана.
Цель: сформировать представления о свойствах вод Мирового океана и познакомить учащихся с факторами природы, влияющими на них.
Планируемые результаты:
Личностные: развитие интереса и познавательной деятельности путем связи теоретического материала с ежедневными явлениями в жизни учеников, формировать умения работать в группах, повышать интерес к изучению предмета; развивать самостоятельность, умение работать в коллективе.
Метапредметные: развивать умения представлять информацию в разных формах и уметь ее читать; учить находить ту информацию, которая необходима для решения учебных задач.
Предметные: сформировать представление детей о свойствах океанической воды: солености, температуре, прозрачности; развивать навыки высчитывать соленость вод Мирового океана; показать взаимосвязь между свойствами вод Мирового океана и географической широтой.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: эвристический, объяснительно-иллюстративный, проблемный.
Формы работы учащихся: коллективная, групповая, работа в парах.
Оборудование: физическая карта полушарий, презентация, компьютер, соль, вода, предметное стекло.
Ход урока:
Организационный момент (приветствие учащихся).
- Здравствуйте! Так обычно звучит приветствие, которое имеет глубокий смысл: «Здороваться – это значит желать здоровья!» Поприветствуйте друг друга, улыбнитесь. Присаживайтесь, следите за своей осанкой.
- Итак, мы продолжаем с вами изучать тему Мировой океан. Посмотрите на доску. К сожалению, тему урока « размыло водой».
(на доске написана тема урока, но слова в теме пропущены, кроме слова ВОД)
- Ребята, вам надо помочь восстановить мне её. Для этого давайте с вами предстоит решить задания на карточках. И составить из первых букв терминов слово.
(каждому ряду раздаю карточки, которые они решают коллективом и составляют слово)
Актуализация ранее изученного.
Карточка №1
Твердые осадки, выпадающие в холодное время года. (Снег)
Колебательные движения воды. (Волны)
Видимые скопления капель воды и кристалликов льда, находящиеся в тропосфере. (Облака)
Лекарство, которым обрабатывают раны (Йод)
Расстояние от гребня волны до подошвы (Склон)
Нижний слой атмосферы (Тропосфера).
Единственное вещество на Земле, которое находится в трех состояниях (Вода).
Скопление островов (Архипелаг).
Карточка №2
Ветры, меняющие направление на противоположное два раза в год (Муссоны).
Тонкий слой ледяных кристаллов, осаждающихся из водяного пара атмосферы на охлажденной поверхности почвы, травы, предметов (Иней).
Капли воды, оседающие на поверхность земли, растения, предметы при конденсации водяного пара в воздухе (Роса).
Вся влага, выпавшая из атмосферы на землю (Осадки).
Колебательные движения воды (Волны).
Видимые скопления капель воды и кристалликов льда, находящиеся в тропосфере (Облака).
Водная оболочка Земли (Гидросфера).
Небольшой участок суши, со всех сторон окруженный водой (Остров).
Карточка №3
Небольшой участок суши, со всех сторон окруженный водой (Остров).
Многолетний режим погоды, характерный для той или иной местности (Климат).
Самый большой материк (Евразия).
Разница между самой высокой и самой низкой температурой (Амплитуда).
Равнина, расположенная на высоте от 0 до 200 метров от уровня моря (Низменность).
Самый холодный материк на Земле (Антарктида).
-Молодцы, ребята! Вы правильно решили свои карточки и определили тему нашего сегодняшнего урока «Свойства вод Мирового океана». Эта тема не на столько новая, потому что вы смотрите телепередачи, читаете книги, путешествуете с родителями и имеете представления о морской воде. Какие же ассоциации возникают у вас, когда слышите эти слова (ответы детей)
- Хорошо, а давайте теперь с вами сформулируем цель нашего урока. (Дети формулируют цели урока, я высвечиваю их на слайде в презентации)
Изучение нового материала.
Беседа с учащимися с опорой на известный материал:
- Какая вода в океане на вкус? Почему?
- Найдите ответ на вопрос в параграфе вашего учебника. (Работа с учебником)
- Итак что же такое соленость, найдите определение этого термина в учебнике. (Зачитывают определение)
- Соленость измеряется в промилле - %0. На какую единицу похожа промилле? (на %)
- Что показывает солёность? (сколько соли содержится в воде)
- Средняя соленость Мирового океана – 35 промилле. Что это значит? (В одном литре океанической воды содержится 35 грамм соли).
- Сможем ли мы сейчас сделать воду со средней соленостью Мирового океана?
- Можем!!! А попробуйте навести среднюю соленость океана 35 промилле в литровой банке (в 1 столовой ложке – 30 граммов соли, в 1 чайной ложке – 10 граммов).
(учащиеся проделывают опыт)
Это одно из свойств вод Мирового океана.
- А теперь послушайте сообщение о Красном море и выясните, какими еще свойствами обладают воды Мирового океана.
(учащийся подготовил сообщение о Красном море)
- О каких же свойствах шла речь в сообщении, кроме солености. Правильно, это температура, прозрачность. Но главное из этих свойств СОЛЕНОСТЬ.
- Давайте же составим кластер.
Свойства

? ? ?
- А теперь давайте решим задачу.
Решение задачи на определение солености.
Сколько граммов соли различных веществ можно получить из 1 тонны черноморской воды, если ее соленость 18 промилле? Во сколько раз меньше будет ее количество, чем из 1 тонны воды Красного моря, соленость которого 42 промилле?
V=1 т.
Соленость Черного моря – 18 промилле
Соленость Красного моря – 42 промилле
Найти: сколько соли можно получить из 1 т воды этих морей.
1 т – 1000 л.
1000*18=18000 (кг) – масса соли, которую можно получить из черноморской воды.
1000*42=42000=42 кг.
42/18=2,3
Ответ: из воды Красного моря можно получить в 2,3 раза больше соли, чем из воды Черного моря.
Физкультминутка. «Шум дождя»
- Дождь начинается - потираем ладоши;
- Дождь идет сильнее – хлопаем в ладоши;
- Дождь идет ещё сильнее – хлопки по передней части ног;
- Начался ливень – топаем ногами;
- Дождь постепенно утихает – повторяется всё в обратном порядке.

- Итак, напомните, пожалуйста, соленость Красного моря и соленость Черного моря (18 и 42 промилле)
- А еще сравните – средняя соленость Балтийского моря – 11 промилле, в центрально части – 6-8 промилле, в Финском заливе до 1 промилле. Какой вывод напрашивается? (соленость в разных морях разная).
- Ка вы думаете, на какие вопросы мы должны еще ответить сегодня на уроке? (Почему солёность в разных частях Мирового океана разная? Какие причины влияют на соленость?)
Самостоятельная работа учащихся.
- Эту задачу вы будете решать самостоятельно, работая с учебником. Внимательно прочитайте текст и заполните схему, время на работу - 5 минут.
- Заполните кластер у доски.
Температура испарения Количество осадков
СОЛЕНОСТЬ
Образование льдов Количество и полноводность рек
Анализ данных.
-Еще одно не менее важное свойство морской воды – это температура.
(Слайд)
Широта
Температура

90° с.ш.
-1,5

60° с.ш
+4,8

30° с.ш
+21


+27


- Какой вывод можно сделать на основе этих данных? (При движении от экватора к полюсам температура понижается так же, как на суше).
- А теперь посмотрите на эти данные, о чем они говорят:
Глубина
Температура

0
+16

200
+15,5

1000
+3,8

2000
+3,1

3000
+2,8

5000
+2,5


4. Рефлексия.
- Итак, мы изучили тему. Какую тему на уроке мы с вами изучили?
Что нового узнали на уроке?
Чему научились?


Какие были трудности?
Что хотели бы узнать дополнительно?
Подведение итогов:
-Итак, мы с вами закончили урок, узнали, какими свойствами обладает морская вода и от чего они зависят. Вы хорошо поработали и получили следующие оценки.
(Комментирую и выставляет оценки за урок).
Задание на дом:§32, р.т

15