Урок географии на тему Значение Мирового океана для природы и человека
Разработка урока
Предмет: география
Класс: 5
Тема урока. Значение Мирового океана для природы и человека
Учебник. География. Введение в географию. 5 класс. Издательство «Русское слово», авторы Е.М.Домогацких, Э.Л.Введенских, А.А.Плешаков
Цель: cформировать представление о значении Мирового океана для природы и человека
Задачи:
образовательные:
- познакомиться с обитателями Мирового океана, со значением и использованием Мирового океана
- научиться отличать живые организмы друг от друга, давать их характеристику, уметь распределять по группам
развивающие:
- развивать пространственное мышление;
- развивать навыки применения географических знаний и умений в различных жизненных ситуациях, в том числе для использования Мирового океана
воспитательные:
- формирование целеустремленности в выполнении учебных заданий;
- формирование коммуникативных умений: формулировать высказывание, слушать, объяснять свою точку зрения.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
- овладеть навыками применения географических знаний и умений в различных жизненных ситуациях, в частности для решения географических задач;
Предметные: научиться:
- формулировать характеристику обитателей океана
- объяснять условия обитания и группирования организмов, населяющих океан
- анализировать и применять в жизненных ситуациях географическую информацию;
- определять роль океана в жизни планеты
- сравнивать разнообразие живого мира океана
уметь показывать на карте территории с различной глубиной
Метапредметные:
личностные:
- осваивать новые социальные роли (роль учителя) и правила, учиться критически оценивать себя и товарищей, сочувствовать;
познавательные:
- обобщать и структурировать полученную информацию;
- выявлять причинно- следственные связи между объектами
- использовать карту для извлечения необходимой информации;
- развивать пространственное мышление;
регулятивные:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- выдвигать версии, обосновывать их;
коммуникативные:
- формулировать высказывание, слушать, объяснять свою точку зрения; корректировать свои ошибки
Решаемые учебные проблемы:
Кто живет в Мировом океане
Можно ли по картам определить глубину океана?
На какие группы можно разделить всех обитателей океана?
Какие полезные ископаемые добываются в прибрежных водах?
Каково значение Мирового океана для планеты?
Основные понятия, изучаемые на уроке:
Условия обитания
Живой мир
Оборудование: учебник, атлас, настенные физические карты России и полушарий, карточки с заданиями, компьютер, мультимедийная установка
Образовательные интернет-ресурсы:
Электронное пособие к урокам географии, диск Кирилла и Мефодия, 6 класс;
Структура урока
№ Этап урока Содержание Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 Актуализация Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый наш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений
И вместе проведем урок!
Мы знаем, что Мировой океан – источник продуктов питания и полезных ископаемых, поставщик влаги и среда обитания живых организмов, участвующих в формировании климата на Земле. Жизнь в океане распределена неравномерно, поэтому все организмы можно разделить на три группы. Формулирует вопросы, корректирует ответы, побуждает учащихся к продуктивному диалогу.
Вспоминают ранее изученный материал (П),
формулируют ответы (К),
слушают других (К),
дополняют ответы товарищей (К), определяют направления, расстояния, географические координаты (П)
2 Создание проблемной ситуации Как вы думаете, почему на физических картах океан окрашен в разный цвет? Выскажите свои предположения, что означают эти цвета?
В какой части океана обитателей больше и почему? Задает вопрос, который обнаруживает незнание ответа и выявляет разные мнения
учеников класса.
Рассматривают физические карты (П), выдвигают версии (Р, К), формулируют высказывания (К), слушают высказывания одноклассников (К).
Проверим свои догадки:
на карте материков и океанов мы видим, что некоторые части океана окрашены в ярко-голубой цвет, а рядом океан с темно- синей окраской.
Задает вопрос, который обнажает ошибочное представление учеников. Рассматривают изображения на слайдах (П), выявляют проблему недостатка знаний (П, Р) и осознают её (Л).
3 Целеполагание Рассмотрите рисунки 57,58, 59, 60 п. 20 учебника и поясните каждый рисунок Предлагает сформулировать учащимся тему урока. Рассматривают рисунки (П), отвечают на вопрос учителя (П,К). Формулируют тему (П,К),
записывают в тетрадь.
4 Планирование Как вы думаете, а можно ли по картам узнать глубину Мирового океана? Зависит ли разнообразие живых организмов, полезных ископаемых от глубины и температуры воды?
Какова роль океана в жизни планеты?
Какими источниками географической информации мы будем пользоваться, чтобы ответить на эти вопросы? Создает готовность к деятельности по открытию новых знаний.
Мотивирует к планированию учебной деятельности, использованию различных видов оборудования. Предполагают (П,Р) и называют виды знаний и умений, которые будут приобретены на уроке (К).
Перечисляют источники географической информации (П,К).
5 Открытие нового знания
Прочитайте текст учебника п.20 и найдите ответы на вопросы:
- Кто живет в Мировом океане?
- Как должен относиться человек к ресурсам океана?
-Как происходит остывание и нагрев Мирового океана
Формулирует вопросы и корректирует ответы.
Работают с текстом (П),
выделяют в нем главное (П), отвечают на вопросы (П,К).
Записывают в тетрадь схему деления организмов, населяющих океан
-Найдите на карте в атласе и покажите на настенной карте полезные ископаемые, находящиеся в океане
Развивает пространственное мышление, умение показывать объекты на карте у доски.
Находят объекты в тексте учебника, на картах атласа и настенной карте (П). Обучаются культуре показа географических объектов на настенной карте (П, Р).
Какие из показанных нами полезных ископаемых есть в нашей стране? В нашем крае? В каких морях и океанах их добывают?
Формулирует вопросы, корректирует ответы
Называют полезные ископаемые (П, К).
Что Вас удивило? Задает проблемный вопрос, решение которого можно отложить на следующий урок, чтобы дать время подумать, может быть, привлечь родителей. Формулируют свои версии ответа на проблемный вопрос (П,Р), слушают версии одноклассников (К), оценивают их (Л,К).
Обратите внимание, какие полезные ископаемые Вы видите на карте? Формулирует вопрос.
Называют полезные ископаемые, которые добывают в морях и океанах (П,К).
Посмотрите еще раз внимательно на рисунки 57,58,59,60 и ответьте на вопрос: как можно использовать Мировой океан, какие обитатели его населяют?
Развивает пространственное мышление, умение формулировать вывод, подводит к пониманию значения Мирового океана для жизни людей на планете Рассматривают рисунки (П), отвечают на вопрос учителя (П,К). Формулируют выводы по результатам своих наблюдений (П,К).
Как вы думаете, от каких факторов зависит существование организмов в Мировом океане? Предлагает вопрос, корректирует ответы Рассматривают рисунки в учебнике, картинки на мультимедийной установке (П), формулируют ответ (П,К), обосновывают его (Р,К).
Объясните, как по карте можно определить, насколько заселена территория океана живыми организмами? Задает вопрос на установление закономерности между глубиной, температурой воды и живыми организмами Анализируют, формулируют закономерность (П), развивают пространственное воображение (Л).
Актиния, кораллы, морская звезда - морские обитатели. Продолжите данный список
Формулирует вопрос, ориентирует проводить поиск в учебнике и на страницах атласа Высказывают предположения (П,К), определяют источник географической информации (П), учатся находить животных и растения (П), называют их и показывают (П,К).
Итак, мы назвали обитателей Мирового океана, которых человек может употреблять даже в пищу. А какое есть сырье в океане для использования в промышленности? Формулирует вопросы, корректирует ответы.
Рассуждают (П), высказывают свою точку зрения (П, К), слушают ответы одноклассников (Р, К), комментируют их (Р,К).
Мы уже знаем, что организмов, населяющих океан, можно разделить на три группы. А можем ли мы определить по три представителя от каждой группы? Дает задание, предполагающее работу по группам, самостоятельный выбор источников информации. Работают в группах (К), определяют источники географической информации (текст учебника, карта атласа, Интернет) (П), выполняют поиск заданной информации (П), представляют результат работы (К).
6 Применение нового знания Итак, что нового мы узнали на уроке сегодня?
Какие новые понятия?
Перечислите, как может использовать человек Мировой океан, дайте определение понятиям «условия обитания» и «живой мир». Формулирует вопросы, комментирует ответы. Вспоминают (П), формулируют высказывания (П, К),
слушают (К), дополняют ответы одноклассников (П,Р,К).
Сегодня на уроке мы называли много нового о значении Мирового океана. В какие группы можно объединить его обитателей? Можно ли нам уже сегодня бережно относиться к ресурсам Мирового океана? Как бы вы это сделали? Предлагает назвать организмы по группам;
Вспоминают (П), предлагают свои признаки для классификации объектов (П,К).
6.1.
Классификация Составьте правила охраны Мирового океана Объясняет задание, предлагает работать в группах, помогает при составлении схем в формулировании названий колонок
Корректирует результаты работы. Выбирают правила охраны Мирового океана, (П), выполняют работу в группах, (П, К).
Озвучивают результаты своей работы (К).
6.2.
Самоконтроль
Проверочная работа. (Приложение 1) Предлагает учащимся задания на проверку новых знаний и умений (географический диктант)
Организует взаимопроверку, показывает ответы учителю.
Побуждает учащихся оценить работу одноклассников и прокомментировать её. Выполняют работу (П), обмениваются с соседом по парте (К), проводят взаимопроверку по образцу (ответы озвучивает учитель) (Р).
Оценивают одноклассников (Л,К), комментируют ответы (К).
6.3.
Взаимоконтроль Творческая работа (кроссворд) по проверке и закреплению знаний и умений. (Приложение №2) Предлагает учащимся по группам подготовить задание для одноклассников, чтобы проверить умение работать с учебником. Создает условия для работы учащихся в роли учителя, для взаимодействия в группах. Взаимодействуют в группах (К), формулируют вопросы для одноклассников (П), выступают в роли учителя (Л), оценивают ответы (П, К).
Отвечают на вопросы одноклассников (П, К), сопереживают товарищам (К).
7 Рефлексия (итог урока) Оцените, что вам сегодня удалось, а что не очень?
Что нужно доработать дома?
Кто, по вашему мнению, сегодня заслуживает оценки и какой? Обоснуйте свое мнение.
Учащиеся могут определить свое место на лестнице успеха в освоении знаний и практических навыков на данном уроке.
Я уверен в своих знаниях
Мне комфортно_____
Я испытываю проблемы--------. Побуждает учащихся оценить работу свою и товарищей. Учит давать объективные оценки и аргументировать свою точку зрения. Выставляет оценки. Оценивают свою работу, свое участие в изучении новой темы (Л). Определяют зону знания и незнания (Р). Дают оценку работе одноклассников, учатся сопереживать (Л, К).
8 Домашнее задание §20, письменно ответить на вопрос: «Объясните значение фразы «Океан – кормилец человечества» Задает домашнее задание, комментирует его Записывают задание в дневник (Р).
Приложение 1.
Географический диктант
Одинаковы или различны условия обитания организмов в океане?
На сколько групп можно разделить обитателей Мирового океана?
Что можно изготовить из водорослей?
Продолжите фразу: «Океан – поставщик - ….»
Полезное ископаемое, добываемое в океане Приложение 2
Кроссворд
По горизонтали:
1.Самый большой резервуар с водой
2. Что делится в океане на три группы
3. Какое полезное ископаемое добывают в прибрежных водах Юго-Западной Африки
По вертикали:
Один из организмов, находящийся в толще воды и неспособный к активному перемещению
Каким словом можно назвать организмы в океане
Какой продукт получает человек из воды морей и океанов