Опыт работы на тему:« Выяснить каким видом рукоделия может самостоятельно, без посторонней помощи заниматься инвалид по зрению
Опыт работы
Корнеевой Татьяны Геннадьевны
преподавателя рукоделия
Железногорского филиала негосударственного образовательного учреждения «Центр реабилитации слепых» Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного знамени общество слепых»
г. Железногорска Курской области.
Ул. Гагарина 41/3
Тема: « Выяснить каким видом рукоделия может самостоятельно, без посторонней помощи заниматься инвалид по зрению»
Я, Корнеева Татьяна Геннадьевна, родилась в 1961 году, окончила в 1979 году Ейское педагогическое училище физического воспитания по специальности « учитель физического воспитания». Общий стаж работы - 33 года. Педагогический стаж 25 лет. В системе Всероссийского общества слепых работаю с 2002 года в качестве специалиста по рукоделию (ЖСТКИ ВОС), в данной должности с момента открытия филиала - 6 лет.
Целью моей работы является: разработать специальную методику для обучения инвалидов по зрению доступным видам рукодельного творчества.
Задачи моей педагогической деятельности:
- достижение личностных результатов слушателей;
- готовность и способность инвалидов к саморазвитию;
- сформировать мотивацию к обучению и познанию;
- достижение предметных результатов.
В основе моего педагогического опыта заложена идея комплексного развития творческого потенциала личности. Моя задача – увидеть индивидуальность каждого слушателя и сохранить ее, помочь инвалиду поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.
И чем больше я работаю с инвалидами по зрению, тем больше убеждаюсь в том, что при желании, даже без зрения можно сделать очень многое. Необходимо только помочь таким людям поверить в свои силы, раскрыть их возможности, дать нужные знания. Видя, какими приезжают к нам инвалиды, как не уверенны они в своих силах, как постепенно приходит вера в себя, как просыпается интерес к различным видам рукоделия - я верю, что потребность творить, реализовывать себя в чем-то есть в каждом человеке, независимо от того есть у него зрение или нет. Самое главное - огромное желание научиться всему и огромная любовь, которая вкладывается в каждую работу.
Существует много разных видов рукоделия. Мне интересно было понять, каким видом рукоделия можно заниматься инвалиду по зрению самостоятельно, не прибегая к помощи зрячего человека, разработать специальную методику, чтобы легче было научить таких людей, и они поверили в свои силы. На занятиях с инвалидами мы занимались лепкой из соленого теста и холодного фарфора, плетением из бисера, изготовлением оберегов, пошивом игрушек.
Специальной литературы по рукоделию для работы с инвалидами по зрению у меня не было, поэтому на начальном этапе пользовалась обычной литературой, своими знаниями и умениями. А чтобы правильно преподнести эти знания инвалидам, я закрывала глаза и на практике проверяла, как легче сделать и как доступнее объяснить это слепому человеку. Постепенно, методом проб и ошибок, сложилась определенная методика, которую я хочу изложить в этой работе.
Начать мне хотелось бы с занятий по плетению из бисера. Для меня было полной неожиданностью, что слепые люди могут с таким увлечением заниматься этим видом творчества. В основном занятия по рукоделию посещают женщины. Но не редко мужчины, увидев изделия, изготовленные женскими руками, выражают желание научиться этому тоже.
Королев Михаил.
Шатохин Валера.
Возраст здесь тоже не помеха. Единственное препятствие - это нарушение чувствительности пальцев рук. Но самое главное – это не отбить желание у учащихся. Необходимо сначала плести простые изделия, которые несложны в плетении и сборке. Это необходимо для того, чтобы инвалид быстрее поверил в свои силы и возможности. Когда у него в руках будет готовое изделие, которое он сам изготовил – появляется стимул к дальнейшей работе с бисером. Очень часто учащиеся, приходя впервые на занятия по бисерному плетению, заявляют, что ничего у них не получится, выражая полный скептицизм. Тут важно не настаивать, а мягко предложить просто попробовать нанизать бисер на проволоку. На это человек соглашается (хотя и с недоверием). После того, как на проволоке окажется немного бисера в ход идет похвала – это действует на всех нас положительно, а инвалиду необходима вдвойне. Неуверенность в своих силах, боязнь неудачного опыта у инвалида по зрению очень большая. Это мешает многим развиваться и пробовать свои силы. У меня была одна слушательница, инвалид второй группы, которая, как потом выяснилось, боялась, что у нее не получится работать с бисером и она наотрез отказалась даже пробовать себя в этом. В то время, когда все занимались бисерным плетением – она занималась шитьем, то есть тем, что умела делать. И вот когда осталось до окончания учебы недели три, были сшиты и фартуки, и прихватки, и игольницы - она не выдержала, смотря на изделия своих соседок по комнате и то, с каким увлечением они все свое свободное время посвящают бисеру и стала пробовать тоже. Поняв, что это в ее силах – попросила меня на занятии научить и ее. Для меня это было хорошим уроком и теперь, сталкиваясь с такими людьми, я предлагаю им не спешить отказываться сразу от бисера, а в течение двух - трех занятий попробовать работать с ним и потом решить для себя – плести или заняться другим видом рукоделия. После пробы своих сил на нескольких занятиях редко уже кто отказывается от бисерного плетения.
Начинать обучение лучше с более крупного бисера (№ 8). Когда учащиеся освоят основные приемы плетения - можно переходить к более мелкому бисеру (№ 11), т.к. работать с этим бисером сложнее и не все могут плести из него. В основном таким бисером могут работать инвалиды с хорошо развитым тактильным ощущением. Плести лучше начинать на проволоке (от 0,28 до 0,4 мм). Работать с леской можно после овладения техникой плетения на проволоке и приобретения определенных навыков.
Хранить бисер лучше в контейнерах с плотно закрывающейся крышкой. Чтобы не перепутать цвета, необходимо нанести метки. Их можно сделать с помощью азбуки Брайля (если учащийся ей владеет), или наклеить определенные фигурки, значки.
Люди, которые раньше видели, могут по памяти применять и сочетать цвета. Инвалиды по зрению с детства - очень часто не знают цвета. Значит нужно рассказать им о цветовой гамме, научить использовать ее в работе. Сначала нужно просто рассказать, какие цвета существуют в природе, какого цвета бывают растения (деревья, плоды, цветы). Затем научить пользоваться сочетанием цветов, выработанным на основе анализа современной практики работы с бисером.
Красный - черный, желтый, серый, коричневый, бежевый, оранжевый, синий, белый.
Синий- серый, голубой, бежевый, коричневый, желтый, розовый, золотистый.
Желтый - коричневый, черный, красный, оранжевый, серый, голубой, синий, фиолетовый.
Зеленый - темно-желтый, лимонный, салатный, серый, оранжевый, коричневый, черный, кремовый.
Фиолетовый - сиреневый, бежевый, розовый, серый, желтый, золотистый, черный.
Коричневый - бежевый, желтый, розовый, салатный, сиреневый, зеленый.
Столкнулась я в своей практике с тем, что многие не знают, как выглядят растения, цветы. Значит нужно быть готовым к тому, что бы показать образец или рассказать о растении.
Работать удобно на салфетке из ворсистой ткани, фланели, драпа или сукна. С такой ткани легко брать бисер, бусинки не будут раскатываться и подпрыгивать. Инвалидам с остаточным зрением удобно использовать ткань со светлым и темным рисунком. Тогда светлый бисер можно положить на темное место салфетки, а темный бисер - на ее светлый фон и работать будет легче.
Некоторым учащимся удобнее брать из широкой баночки, но не очень глубокой. Можно предложить инвалидам нанизывать бисер при помощи вертушки (спиннера). Готовый спиннер стоит дорого, да и найти его не так-то легко, поэтому я научила своих слушателей делать его самостоятельно.
Прежде, чем изучать разные способы плетения учащиеся должны отработать навыки нанизывания бисера на проволоку. Обычно с этим справляются быстро, порой хватает одного урока.
Из опыта работы с инвалидами я пришла к выводу, что первым изучать лучше параллельный способ плетения. Именно в этой технике инвалидам работать легче, так как эта техника позволяет сделать изделие аккуратным, если учащийся не ошибается в счете и хорошо затягивает концы проволоки. Методом параллельного плетения делают цветы и листья самых разнообразных форм. Формы и размеры лепестков определяются количеством рядов в схемах и их длиной. Этот метод позволяет создавать цветы и деревья, плоские и объемные фигурки насекомых и животных. Работать можно по схемам, описаниям или по самостоятельно сделанным трафаретам.
Схемы для инвалидов по зрению при обучении можно изготавливать несколькими способами. Для владеющих азбукой Брайля - сделать описание этим шрифтом. Для слабовидящих - использовать крупный шрифт. А в дополнение к описанию сделать схему, в которой каждый цвет бисера будет обозначать определенная фигурка (кружок, квадрат, треугольник и т.д.) из толстого картона. В дальнейшем близкие инвалида по зрению могут начитывать на диктофон схемы изготовления изделий и способы их сборки из специальной литературы, а так же на сайтах в интернете.
Плетение начинается сверху. Набрать на проволоку 3 бисеринки и разместить их посередине проволоки. Один из концов проволоки проденьте через 2 дальние от него бисеринки навстречу другому концу. Затяните концы проволоки таким образом, чтобы они оказались одной длины. Если один конец проволоки оказался длиннее другого, то нужно оттянуть вверх бисерный ряд и затем подтянуть короткий конец. Первые два ряда готовы. Первый ряд получился из одной, а второй из двух бисерин.
Этот первоначальный ряд сделать сразу гораздо сложнее, чем выполнить последующее плетение. Поэтому, что на начальном этапе освоения этого способа не отбить желание у учащихся – я делаю первый ряд сама. А когда в руках учащегося окажется готовый листик и он убедится в своих возможностях – я начинаю постепенно учить его делать правильно первый ряд, чтобы концы с двух сторон были одинаковыми. Для этого я сделала поэтапные схемы - тренажеры плетения из довольно крупных бусин и применяя толстую проволоку. Так человеку без остаточного зрения гораздо понятнее разобраться в технике первого ряда.
Затем набрать на один конец проволоки 3 бисерины, а другой конец пропустить через них в противоположном направлении. Затянуть концы проволоки. Выполнены уже три ряда. Все последующие ряды выполняются так же, как и третий, но количество бисерин набирают согласно схемы,
Остроконечные листики начинаем плести с одной бисеринки.
Слегка округленные - с двух - трех, круглые с шести и более бисерин. Верхние ряды круглых листьев располагать не прямыми параллельными линиями, а выгнутыми вверх дугами. На этом этапе обучения я опять использую схемы – тренажеры.
Для того, чтобы изготовить листок сложной формы применяют спаренный способ плетения. Но выполнить этот способ слепому человеку невероятно сложно. Мы плели каждый фрагмент сложного листочка отдельно, а затем проволокой стягивали между собой (как выполняется шов " через край").
Вот такие работы выполняют инвалиды параллельным способом.
Работа Куянцевой Екатерины.
Работа Коробовой Ирины.
Работа Корабцовой Натальи.
Работа Шатохина Валерия
После освоения параллельного плетения можно переходить к способу плетения "коралл". Этот способ еще называют "игольчатым " плетением или веточками. При работе этим способом необходимо следить за тем, чтобы не было просветов в местах ответвлений. Длина веточек может быть разной.
Набрать на проволоку нужное количество бисерин и, минуя последнюю, протягиваем проволоку в обратном направлении. Это плетение учащиеся тоже отрабатывают на схемах тренажерах.
Концы веток можно оформить в виде листочков из петелек, заканчивать их крупными бусинами, бисером продолговатой формы, стеклярусом, применять бисер контрастных цветов. Способом "коралл " плетут цветы, ветки, ожерелья.
Работа Карасевой Надежды.
Работа Пивоваровой Лидии.
Есть еще один доступный для инвалидов способ плетения - это способ " скрутка ". Для работы здесь пригодится весь отбракованный бисер.
На отрезок проволоки длиной 30 -40 см набираем 7 бисеринок, складываем проволоку пополам, пальцами левой руки плотно сжимаем бисерины, а правой начинаем равномерно скручивать оба конца на длину " ножки". Дойдя до ствола, делаем еще 2-3 оборота вместе с ним. Снова набираем на длинный конец проволоки бисерины и скручиваем сначала " ножку ", а потом центральную часть ветки до расположения следующей боковой "ножки " и т. д. Кому тяжело выполнить этот способ - можно предложить более легкий путь: набрать на проволоку 7 бусинок и сделать посередине петлю. Затем на равном расстоянии справа от первой петли поочередно продолжаем накручивать такие же петли - примерно 5-6 штук. Тот же ход работы повторяем с левой стороны от первой петли. Складываем проволоку пополам и скручиваем между собой. Так получается плоская веточка.
Если нужна пышная ветвь, которую зрячие люди плетут сразу на 4 или 6 проволочках, то слепому человеку можно просто скрутить две уже готовые плоские веточки и расправить листочки на четыре стороны, т.к. плести способом «скрутка» объемные веточки сразу на четырех или на шести концах слепому человеку очень сложно.
Работа Герус Романа.
Быстро осваивают слушатели еще один способ – способ «низание петлями по кругу».
Нанизать 10 бусинок и скрутить петлю. Затем делаем второй оборот низкой бисера (примеряя ее вокруг первой ) против часовой стрелки, формируя вторую внешнюю петлю, фиксируем ее в основании первой петли. Получился лепесток. Таким способом можно плести различные цветы (ландыши, лютики, цветы яблони и т.д.).
Более сложный способ "низание дугами " или французскую технику плетения можно предложить изучить после приобретения определенных навыков в бисерном плетении.
Для изучения этого способа нужно взять два отрезка проволоки длиной 25 см и 1 метр. Скрутить их между собой в длину на 10 см. Проволока короткая - это центральная ось. Та, которая подлиннее - рабочая проволока. На центральную ось нанизать бисер на высоту 2 см. Затем придерживая центральную ось левой рукой, на рабочую проволоку нанизать бисеринок чуть-чуть больше и скрутить рабочую проволоку с центральной осью, закрепив ее. Получилась дуга. Далее вновь на рабочую проволоку наберем такое же количество бисера, скрутим ее с центральной осью, но уже в нижней части. Получилась вторая дуга - пара первой. Продолжать обматывать дугами центральную ось, постепенно увеличивая количество бисеринок в каждой последующей паре дуг.
Длину центральной оси и дуг вокруг нее можно варьировать, увеличивая или уменьшая количество бисеринок. Таким образом, можно получить лепестки и листья растений самой разной длины и конфигурации. Если нужно, чтобы листок был удлиненной формы, то нужно нанизать на центральную ось от одной до нескольких бисеринок между дугами.
Эта техника дается учащимся гораздо труднее, но освоив ее можно плести замечательные цветы (розы, гладиолусы, георгины и др.)
Работа Лазаренко Марии.
Работа Шатной Галины.
В бисерном плетении нет определенных стандартов. Один и тот же цветок можно сплести, применяя разные способы плетения. Зрячему человеку проще - он может просмотреть специальную литературу (которой сейчас огромное количество), зайти в интернет и найти мастер-классы с подробным описанием. У людей ослепших, не имеющих такой возможности, развивается фантазия. Они находят свои простые способы создания того или иного растения, применяя приемлемую для него технику.
Научить инвалида по зрению плетению - это еще не все. Им гораздо тяжелее собрать все в единое целое, красиво оформить свое изделие, создать интересную композицию.
Готовый цветок необходимо прикрепить на жесткую проволоку. Мы пользуемся проволокой, которую используют электросварщики. Декорировать ее можно несколькими способами.
1. Обмотать нитками. В нашем случае лучше взять "ирис ".
2. Обмотать узкой атласной лентой.
3. Нанизать на длинную проволоку бисер одного цвета с листьями и оплести этой низкой бисера стебель.
4. Обмотать флористической (цветочной) лентой.
Опробовали мы все способы – нитками слепому человеку аккуратно невозможно обмотать; атласной лентой тоже не очень удобно; оплетали нанизанным на проволоку бисером - получается толстовато для мелких цветов. Но, на наше счастье, в магазине появилась флористическая лента. В нашем случае это то, что нужно: удобно обматывать и аккуратно получается. Но при работе с ней руки быстро становятся липкими от клея, который нанесен на ленту. Поэтому нужно иметь при себе влажные салфетки и периодически вытирать руки, так как при попадании клея бисер может потускнеть, да и работать, когда руки липкие неприятно.
Готовый цветок можно поставить в вазочку или сделать композицию, закрепив ее в емкости, подставке с помощью затвердевающей глины, пенопласта или гипса (алебастра).
Хочется немного остановиться на гипсе с алебастром. Из опыта работы с ним стало ясно, что лучше использовать алебастр и разводить его холодной водой. Гипс быстрее застывает, а это не всегда нужно.
Собирать деревья сложнее, но возможно. В первую очередь нужно собрать отдельные веточки, обмотать их флористической лентой, а затем прикрутить их на жесткую проволоку (ствол). Для ствола используем электроды. После этого обмотать ветки и ствол флористической лентой, можно обмазать гипсом и покрасить краской. Но красить краской могут инвалиды с остаточным зрением, а учащиеся без остатка это сделать не смогут. Им необходима помощь зрячих людей. Чтобы не измазать изделие гипсом или краской необходимо закрыть фольгой веточки и цветы. После высыхания можно приступать к следующему этапу - крепежу.
В горшочке, который подготовили для деревца, необходимо заклеить отверстие широким скотчем.
Хочется немного остановиться на гипсе с алебастром. Из опыта работы с ним стало ясно, что лучше использовать алебастр и разводить его холодной водой. Гипс быстрее застывает, а это не всегда нужно.
Для того, чтобы развести гипс (алебастр) для заливки оснований изделий, взять стеклянную банку и на одну треть заполнить ее водой. От температуры воды зависит скорость загустения гипса (алебастра). Чем выше температура, тем быстрее он застынет. Ложкой аккуратно засыпать гипс в воду. Когда он осядет, а над ним останется примерно 1 -2 см слоя воды, начинать размешивать смесь по часовой стрелке до тех пор, пока все комочки не растворятся. Раствор должен быть сметанообразной консистенции. Этот способ разведения может оказаться трудным для слепого человека. Легче будет насыпать гипс сразу в банку и, постепенно вливая воду, осторожно помешивать, пока не добьется нужной консистенции.
Далее нужно залить раствор в горшочек и осторожно погрузить в него ствол. Несколько минут необходимо деревце подержать до застывания гипса. Для этого нужно подпереть крону со всех сторон - тогда деревце застынет ровно, не наклонится на бок.
Работа Коробовой Ирины.
Небольшие деревья можно укрепить и на гладкой подставке. Для этого слегка смазать любым кремом или вазелином поверхность. Ложкой выложить на подготовленную поверхность густой гипсовый раствор холмиком, воткнуть туда ствол дерева. Затем подпереть ствол и подровнять края холмика. Можно сделать имитацию камней на еще не полностью застывшем гипсе используя что - то твердое, например, ручку той же ложки. Холмик можно покрасить краской из баллончика (опять же прибегая к помощи зрячего человека).
В хозяйстве всегда остаются разные баночки из-под крема, кофе, йогуртов, которые можно использовать как емкости для цветов и деревьев. Нужно только немного фантазии и вот уже вместо баночки - красивый горшочек или вазочка. Этому тоже нужно научить слушателей. Способов преображения баночек огромное множество.
Вот несколько доступных для слепого человека способов:
1.Наклеить полоски бумаги шириной 2 -3 см на баночку с четырех сторон, а затем, постепенно проклеивая поверхность емкости клеем ПВА, прикладываем любой жгут, шпагат или пряжу и начинаем обкручивать им баночку, стараясь не делать пропусков. Сверху можно приклеить бусинки, пуговицы, зернышки кофе т. п.
Работа Артамоновой Нины.
2. Иногда попадаются баночки или бутылки очень красивой формы, но прозрачные или с рисунками. Тогда можно воспользоваться краской в баллончиках. Красиво выглядят емкости, покрашенные золотой или серебряной краской. Инвалиды с остаточным зрением могут спокойно сделать это сами, а слепые люди могут привлечь к этому своих родных.
Работа Абрамовой Юли.
3. Металлическую или пластиковую баночку нужного размера можно облепить массой для моделирования и, быстро, пока она не застыла, вдавить ракушки, камешки, бусины и т. д.
Конечно, всему за 40 часов отведенных на рукоделие, обучить инвалидов невозможно. Выручают часы кружковой работы. Но все же основные навыки инвалиды успевают приобрести и, уезжая домой, многие продолжают заниматься бисером, участвуют в выставках. Некоторые находят возможность продавать свои изделия. Кто-то обучает инвалидов в своих местных организациях.
Пробовали со слушателями лепку из соленого теста. Этот вид рукоделия тоже вполне доступен инвалиду по зрению, хотя и не каждому. Тесто замесить не трудно, но раскрасить изделия из теста слепому человеку нельзя. Поэтому мы шли по другому пути – тесто делили на комочки, добавляли немного краски (акварель, гуашь) и хорошо перемешивали. Таким образом, мы имели тесто нужной окраски. Пробовали вырезать фигурки по готовому лекалу из картона. Выдавливали рисунок подручным материалом – колпачками от ручки, спичками, резными пуговицами и т.д.
Работа Фатеева Василия.
Работа Лазаренко Марии.
Хорошо получались подковки, украшенные розами. Розы делали из лепешечек разного размера – это тоже большой сложности для инвалидов не представляет.
Работа Ишковой Ирины.
Сушить изделия из соленого теста инвалидам по зрению лучше на солнце или на отопительной батарее, т.к. в духовке им тяжело уследить за изделиями – они могут вздуться или подгореть.
Пробовали лепить из холодного фарфора. У кого есть умения в лепке, фантазия – можно заниматься этим, но самостоятельно сварить фарфор инвалиду по зрению тяжело.
Работа Поляковой Елены.
Делали обереги. Какие - то действия инвалид может выполнить самостоятельно, но полностью обойтись без помощи зрячего человека – невозможно.
Общая работа слушателей.
Общая работа слушателей.
Занимались шитьем игрушек, кухонных принадлежностей. Опять же - выкроить изделие, оформить лицо куклы или изделие - здесь без помощи зрячего человека не обойтись.
За время работы в центре реабилитации инвалидов по зрению я пришла к выводу, что бисером учащиеся занимаются с большим азартом и удовольствием. Регулярные занятия бисером способствуют развитию мелкой моторики рук, а это, в свою очередь способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, развивает творческие способности, способствует сохранению физического и психического здоровья. В прошлых веках пожилые людинамного реже страдали старческим слабоумием, склерозом и другими нервными расстройствами. Бабушки в деревнях до глубокой старости сохраняли живость ума, потому что вязали, вышивали, пряли, шили, занимались ручной работой.
Кроме, того у инвалидов улучшается пространственное ориентирование – ведь здесь необходимо хорошо обследовать предмет, с которым предстоит работать, ориентироваться в цветах и формах, находить свои ошибки в плетении и самостоятельно их исправлять.
Так что достоинства этого вида рукоделия налицо, но можно дать и эколого – экономическое обоснование. Бисероплетение не приносит никакого вреда экологии, так как это:
- практически безотходное производство, нет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, почву, водоемы;
- рациональное использование природных ресурсов;
- при работе нет вредного для организма человека запаха.
Бисероплетение - это экономия в семейном бюджете:
- изделия из бисера модны, востребованы;
- экономия денежных средств в отличие от предметов, украшений, приобретенных в ювелирных салонах.
Бисероплетение оказывает благоприятное влияние на внутреннее состояние:
- развитие творческого воображения;
- развитие самостоятельности;
- развитие моторики пальцев рук.
Это доступный вид рукоделия для слепого человека, где он, приобретя необходимые навыки и умения, может обойтись без помощи зрячего человека. А это немаловажный фактор в жизни инвалида. Чувствовать себя самостоятельным, уверенным в себе человеком, иметь любимое увлечение, приносить пользу и радость своим родным и близким – это то, что так необходимо нашим инвалидам. Посмотрев на фотографии ниже, вы увидите, какие у них одухотворенные и радостные лица. Это лишний раз доказывает, как необходимо инвалиду помочь понять, что он многое может, дать возможность почувствовать радость творчества.
Шатная Галина.
Ильминская Ксения.
Сотникова Светлана.
Литвинова Анита.
Мальцева Алла.
Нестерова Анна.
Мавлюдова Минура.
Скрынникова Елена.
Грищенко Нина Андреевна.