Урок литературы в 6 классе. Драматические повороты в судьбах героев: метель как символ стихии жизни, в которой человеку необходимо отыскать свой путь Два урока по повести А.С.Пушкина «Метель» («Повести Белкина»)
Драматические повороты в судьбах героев: метель как символ стихии жизни,
в которой человеку необходимо отыскать свой путь
Два урока по повести А.С.Пушкина «Метель» («Повести Белкина»)
Цели:
1) познакомить учащихся с миром прозаических произведений А.С.Пушкина;
2) рассмотреть композицию повести, ее элементы;
3) помочь учащимся выявить основные черты характера главных героев и мотивы их поступков;
4) помочь понять судьбоносное значение метели в жизни героев повести.
Задачи:
формировать навыки работы с характеристикой литературных героев;
обучать учащихся отвечать на проблемный вопрос, строить связное высказывание;
воспитывать внимание и интерес к писательскому слову, стилю, обогащать словарный запас.
Методические приемы:
аналитическая беседа.
Словарная работа:
эпитет, эпиграф, ирония, умолчание, авантюра, повеса.
Оборудование урока:
портрет А.С.Пушкина (слайд1), иллюстрации к повести (в том числе учеников данного класса), компьютер, интерактивная доска, презентация, музыка композитора Г.Свиридова к повести «Метель»; раздаточный материал с определениями литературоведческих терминов и толкованием новых слов, домашним заданием (потом вклеивается в рабочую тетрадь по литературе каждого учащегося), текст повести А.С.Пушкина «Метель».
Ход урока
1. Слово учителя.
Тема зимы и связи человека с природой продолжится на этом уроке. Слайд 2.
До сих пор мы изучали с вами только поэтические произведения А.С.Пушкина. Давайте вспомним их названия. (Сказки, поэма «Руслан и Людмила», стихотворения «Няне», «Зимнее утро», «Узник», «Пущину…» и др.) Но у гения русской поэзии есть и прозаические произведения. Он заинтересовался возможностью писать повести, романы в очень важный период своей жизни. Романтичный парень превратился в серьёзного мужчину, которому очень хотелось писать прозой. Глубокие думы о своей жизни и жизни всего русского общества тревожили его. С мыслями и чувствами зрелого, уже опытного, но всё ещё молодого Пушкина читатель знакомится в повестях, написанных чудесной осенью 1830 года. В них аристократ Пушкин написал о дворянстве провинциальном, о мещанах, мелких чиновниках, даже крестьянах.
Слайд 3. Лета к суровой прозе клонят,
Лета шалунью рифму гонят…
Другие, хладные мечты,
Другие, строгие заботы
И в шуме света и в тиши
Тревожат сон моей души…
«Евгений Онегин», 6 глава
Как вы понимаете эти слова поэта?
Какими эпитетами «награждает» Пушкин понятия рифмы и прозы? Почему?
Да, проза сурова. Но вы читали повести «Барышня-крестьянка» и «Метель», вы почувствовали, что автора заботят суровые, строгие, «хладные» мечты? Что в этих произведениях Пушкин поднимает серьёзные, важные проблемы?
Вам кажется, что повести написаны для лёгкого чтения, не надо думать о характерах героев, о сюжете, о нравственном выборе... Послушайте, что написал Л.Н.Толстой в письме своему другу: «Вы не поверите, что я с восторгом, давно уже мною не испытываемым, читал это последнее время повести Белкина в седьмой раз в моей жизни. Писателю надо не переставая изучать это сокровище. На меня это изучение произвело сильное действие».
Да, все пять повестей сборника – произведения ёмкие и глубокие по смыслу, их надо не просто читать, но серьёзно изучать. Понять и обсудить идею написанного, найти ответы на вопросы, разобраться во взаимоотношениях героев «Метели», узнать позицию автора – вот эти цели сегодня стоят перед нами.
Вам понравилась повесть «Метель»?
Я помню, что у многих из вас возникли вопросы. Вы хотели знать, кто такой Белкин. Вы спрашивали, на самом ли деле происходили события, описанные в повестях. Вопросов было много. Пришло время найти на них ответы.
Слайд 4. Летом 1830 года Пушкин приезжает в Болдино, небольшое имение, подаренное отцом к свадьбе. Поэт собирается стать мужем Натальи Николаевны Гончаровой, одной из самых красивых женщин в светского общества. Он едет в Болдино, чтобы принять хозяйство, привести в порядок барский дом – приют новой семьи. Вдруг разражается эпидемия холеры, правительством принимаются меры не столько по борьбе с самой болезнью, сколько по недопущению её распространения. Все дороги в Петербург закрыты на три месяца, никакие старания Пушкина проникнуть в город не приводят к успеху. Вот так несчастливая случайность разлучила влюблённых. Но случайностей не бывает, все события в жизни закономерны. Не зря поэт остается так долго в одиночестве. Любящий Пушкин в эту волшебную болдинскую осень пишет около 300 творений. Никто в практике мировой поэзии не создал за три месяца столько шедевров. Это концовка романа «Евгений Онегин», драмы, маленькие трагедии, сказки, поэмы, стихотворения и… «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Слайд 5.
В предисловии Пушкин писал, что он всего лишь издатель «Повестей Белкина», и поставил свои инициалы «А.П.». Автором же повестей назвал провинциального помещика Ивана Петровича Белкина, который, в свою очередь, переложил на бумагу истории, рассказанные ему другими лицами. А вот его портрет: «Иван Петрович был роста среднего, глаза имел серые, волосы русые, нос прямой, лицом был бел и худощав…». Вскоре он простудился и умер в возрасте 30 лет, оставив после себя множество рукописей. Так был ли Белкин? Нет. Он вымышленное лицо. Пушкин долго не признавался в авторстве повестей. В светском обществе все знали, что Пушкин – поэт, но у него сложные отношения с царём, следовательно, было принято его произведения критиковать, а над автором посмеиваться. Например, могли сказать и так: ему надоело писать вольнолюбивые стихи, он испугался царской немилости.., поэт-аристократ так безнадёжно пал, что пишет прозу, да ещё и про жизнь простых людей.., у него кончились рифмы.., а какие странные названия: «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка» - и всё о низких сословиях… Пушкин не хотел всё это выслушивать, у него была своя цель: показать жизнь такой, какая она есть на самом деле; научится самому и, может, научить других писать в прозе.
Как бы там ни было, но книга вышла в свет, и читатели были в восторге.
II. Обсуждение повести «Метель». Слайд 6.
Повесть, которой посвящён урок, называется «Метель». Нам предстоит узнать, какую роль сыграла метель в жизни героев.
Понравилась вам повесть?
Назовите главных героев.
Дайте краткий пересказ. В повести две сюжетные линии, каждая имеет завязку, развитие действия, кульминацию, развязку. Назовите их. Слайд 7.
I часть можно условно назвать «Марья Гавриловна и Владимир Николаевич».
Завязка: «Марья Гавриловна была воспитана на французских романах и следственно была влюблена. Предмет, избранный ею, был бедный армейский прапорщик, находившийся в отпуску в своей деревне».Развитие действия даётся до того момента, когда Владимир, добирается утром до Жадрина.
Кульминацией можно назвать тот момент, когда замученный Владимир получает какое-то крайне неприятное известие. И пока читатель не знает, какое это известие, развязка не наступает. Позже становится известно о смерти Владимира и одиночестве Марьи Гавриловны, это и есть развязка первого сюжета.
II часть – «Марья Гавриловна и Бурмин».Завязкой второго сюжета является возвращение Бурмина с войны и его знакомство с Марьей.
Кульминация, то есть момент наивысшего напряжения в развитии действия, наступает в сцене объяснения.
Финальные слова «Бурмин побледнел… и бросился к ее ногам…» – развязка повести «Метель».
Что такое эпиграф? Каким смыслом, настроением наполнены строки эпиграфа? Слайд 8.
Эпиграф – краткий отрывок из произведения другого автора, фраза, стих, который помещается писателем в начале его произведения или отдельных глав для пояснения основной мысли, содержания, темы.
Разберём первую часть повести, названную нами «Марья Гавриловна и Владимир Николаевич». В какой обстановке росла Марья Гавриловна? Кто или что больше всего повлияло на формирование её характера, поведение?
Девушка росла в доброй, достаточно богатой, гостеприимной семье провинциальных дворян. Получила соответствующее её положению и требованиям того времени воспитание и образование. Пушкин подчёркивает, что воображение её было взращено на французских романах, что наложило свой отпечаток на манеры и поведение уездной барышни 17 лет.
Что мы знаем о Владимире? Достаточно ли в повести информации, чтобы составить о нём свое мнение? Почему родители Марьи против их брака с Владимиром?
Владимир Николаевич - молодой прапорщик, он беден, и поэтому родители Марьи Гавриловны не дают согласие на их брак. Владимир - порывистый и мечтающий молодой человек, который находится во власти молодецкой удали и романтических поступков.
Описывая взаимоотношения влюблённых, Пушкин часто употребляет слова со значением высокой степени уверенности: разумеется, конечно, слово следственно. Что это значит? Я просила найти вас в тексте предложения с этими словами, прочтите их.
«Марья Гавриловна была воспитана на французских романах и следственно была влюблена», «само собой разумеется, что молодой человек пылал равною страстию…», «…разговаривая таким образом, они (что весьма естественно) дошли до следующего рассуждения…», «разумеется, что эта счастливая мысль…», «…которые, конечно, будут тронуты…» и др. В этих предложениях скрыт отрицательный подтекст. На самом деле настоящей любви нет, она надумана или навеяна впечатлениями от французских романов.
Что вы можете сказать об отношении автора к своим героям?
Слайд 9. Пушкин насмешлив, ироничен. 1. Ирония - изображение отрицательного явления в положительном виде, чтобы осмеять данное явление, обратить внимание на его недостаток. 2. Ирония – употребление слов в отрицательном смысле, прямо противоположном буквальному. Пример: «Ну ты храбрец!», «Умён-умён…». Здесь положительные высказывания имеют отрицательный подтекст.
Сочувствуете ли вы Марье и Владимиру, которым не дают жениться? Как вы относитесь к их решению бежать?
Всё как во французских романах о любви: бедный он любит богатую её, иногда наоборот; родители препятствуют их счастью, молодые бегут из дома ночью и тайно женятся…
Решение молодых неправильное, надуманное. Это не выход. Жизнь не роман.
Это какая-то авантюра. Слайд 10. Слово авантюра обозначает — рискованное и сомнительное дело, предпринятое в надежде на случайный успех (по словарю Ожегова), приключение, опасное по своей природе; сомнительное по своей честности дело; имеет отношение к обману.
Представьте, что им удалось задуманное. Какое будущее их ждёт?
Предполагается скорое возвращение «под родительское крылышко». У Владимира нет средств содержать Марью, а если ещё и дети пойдут, то ничего другого не остаётся, как только смиренно пасть к ногам богатых родственников жены.
Венчание – дело серьёзное, нужны свидетели. Каких людей Владимир выбирает на эту роль, найдите в тексте отрывок с описанием будущих свидетелей бракосочетания. Прочитайте, обратите внимание на их отношение к предстоящему событию.
«Первый, к кому явился он, отставной сорокалетний корнет Дравин, согласился с охотою. Это приключение, уверял он, напоминало ему прежнее время и гусарские проказы. Он уговорил Владимира остаться у него отобедать, и уверил его, что за другими двумя свидетелями дело не станет. В самом деле, тотчас после обеда явились землемер Шмит в усах и шпорах и сын капитан-исправника, мальчик лет шестнадцати, недавно поступивший в уланы. Они не только приняли предложение Владимира, но даже клялись ему в готовности жертвовать для него жизнию. Владимир обнял их с восторгом, и поехал домой приготовляться».
«Они не только приняли предложение Владимира, но даже клялись ему в готовности жертвовать для него жизнию». Что за восторг такой, разве сорокалетний Дравин и землемер с немецкой фамилией Шмит не понимают, что это чистая авантюра?
Понимают, но все они имеют отношение к военной службе, как и Владимир. С одной стороны, они проявляют солидарность, хотят помочь влюблённому, с другой, эта авантюра для них не что иное, как весёленькое приключение, да ещё с романтическим «оттенком»– ничего плохого, по их мнению, они не делают. Эти люди легкомысленны.
А что чувствует Марья? Перескажите её сны. Слайд 11.
Она сильно переживает, даже сны видит пророческие. «То казалось ей, что в самую минуту, как она садилась в сани, чтоб ехать венчаться, отец ее останавливал ее, с мучительной быстротою тащил ее по снегу и бросал в темное, бездонное подземелие… и она летела стремглав с неизъяснимым замиранием сердца; то видела она Владимира, лежащего на траве, бледного, окровавленного. Он, умирая, молил ее пронзительным голосом поспешать с ним обвенчаться…».
Для неё предстоящая ночь судьбоносная, ей нельзя ошибаться, но и она не уверена в своём решении. Марья верит Владимиру и оставляет родителей.
Какой случай не позволил Владимиру вовремя приехать в Жадрино? И случайность ли это?
Этим случаем была метель. Она вмешалась в ход событий. Намерение Владимира жениться было решением не серьёзного мужчины, готового брать на себя ответственность за жизнь девушки. Он поступает как мальчишка, которому запретили что-то, а он с этим не может смириться.
С чем пришлось Владимиру столкнуться, даже сразиться? Прочитайте описание метели. С какой целью автор вводит в повествование образ метели?
В судьбы людей вмешалась сама природа, метель, необузданная стихия. Она будто специально мешает Марье выехать из дома, а Владимиру найти дорогу. «Но едва Владимир выехал за околицу…<…>…лошадь ободрилась, и Владимир успокоился». Метель сыграла роль судьбы, на которую положился Пушкин: «Поручив барышню попечению судьбы и искусству Терешки-кучера, обратимся к молодому нашему любовнику».
Вам жаль Владимира? Он так любил, так настойчиво упрашивал Марью Гавриловну бежать с ним, так «тщательно» готовился к венчанию… Неужели метель смогла разрушить его планы, его счастье, его судьбу? Как военный человек мог заблудиться в небольшом пространстве, ведь он находился гораздо ближе к Жадрину, чем кучер Терёшка, вёзший Марью?
Владимир не уверен, что хочет жениться, он слишком молод. Он с удовольствием остаётся обедать и веселиться у Дравина до позднего вечера, в то время как Марья весь день переживает. Попытка бороться с судьбой бесполезна, Владимир нашел дорогу, приехал, но поздно.
Сообщает ли автор читателю, какое известие получил он от жадринского священника? Нет! Почему?
Ради сохранения интриги до конца повествования автор использует приём умолчания. Слайд 12. УМОЛЧАНИЕ – стилистический прием, при котором выражение мысли остается незаконченным, ограничивается намеком, начатая речь прерывается в расчете на догадку читателя.
Но что означает его «полусумасшедшее письмо» с отказом быть в доме родителей Марьи и просьбой забыть о нём, «для которого смерть остаётся единою надеждой»?
Владимир обиделся: невеста его не дождалась, венчалась с другим. Он никогда больше не появился в Ненарадове. Письмо было резким – парень пережил шок.
Какова дальнейшая судьба героя? Согласны ли вы, ребята, с таким решением автора?
Пушкин уготовил ему благородную судьбу «отличившегося и тяжело раненого под Бородиным» офицера, вскоре умершего. Жениться он всё равно не мог, иначе какую роль должна была играть метель, вынесенная в название повести?
Что было с Марьей Гавриловной после той ночи?
Утром глубоко несчастная девушка вернулась домой, а «…в ночь Маша занемогла. <…> Открылась сильная горячка, и бедная больная две недели находилась у края гроба»
Слайд 13. Молодые герои пережили настоящую драму, метель навсегда разлучила их.
«Метель (её описание) относится к самым лучшим, самым живым страницам повести, сыгравшим столь роковую роль в судьбе Марьи Гавриловны и несчастного Владимира. Человек отчаянно борется с метелью, которая преграждает ему путь к счастью, и это придаёт описанию метели жуткий, драматический характер». Так пишет о роли метели в повести литературовед А.Л.Слонимский. Она всё перевернула, но в то же время поставила на свои места: легкомыслие наказано, дочь остается с родителями, Владимир едет служить. Метель сыграла с Владимиром злую шутку, но не дала свершиться ошибке-герои не любили друг друга.
Как Пушкин относится к своим героям? За что наказывает?
С иронией. Наказывает не автор, а судьба. Во-первых, за надуманные чувства, во-вторых, за то, как они могли поступить с родителями девушки. А Владимир наказан ещё и за то, что он так и не осознал своей вины (письмо тому доказательство).
ВЫВОД. Закончился целый этап в жизни героев. Пушкин подверг Марью Гавриловну и Владимира Николаевича своеобразному испытанию стихией. Последний не смог пройти его с честью. Не такому человеку должна была принадлежать Марья. Он оказался беспомощным, не способным преодолеть препятствия на пути к избраннице, которая, кстати, оказалась в очень неприятной ситуации по его милости. Сомнительно, что он по-настоящему любил, иначе бы не смирился с браком Марьи с подставным лицом. Автор больше не находит для романтичного Владимира места в своем повествовании, Пушкин делает из него героя войны, но живым домой не возвращает. Марья хранит о нём светлую память. Начинается новая жизнь, в повести появляется новое лицо. Слайд14.
Что разделяет два этапа жизни героини? Слайд15.
Война.
Почему Пушкин выбирает именно это событие, а не ограничивается обычным «прошло несколько лет»? Найдите и прочитайте строки, посвящённые победе русского оружия.
Не забудем, что Белкин – ровесник Пушкина – не может не упомянуть войну, её нельзя вычеркнуть из жизни персонажей, для которых она явилась испытанием, трагическим событием. К Отечественной войне 1812 года и её героям Пушкин относится без тени иронии, очень серьёзно. Он патриот, переживший вместе с народом восторг от победы русской армии. Следующий герой его повести должен был знать, что такое война.
«Между тем война со славою была кончена. Полки наши возвращались из-за границы. <…> Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове отечество! Как сладки были слезы свидания! С каким единодушием мы соединяли чувства народной гордости и любви к государю! А для него, какая была минута!».
Вторую часть повести мы условно назвали «Марья Гавриловна и Бурмин». Что происходит в жизни Марьи Гавриловны? Через какие испытания она проходит? Почему богатая и красивая девушка ещё не вышла замуж?
Роковая зимняя ночь и последующие события в жизни (смерть Владимира и отца) всё-таки повлияли на взросление девушки, она всё ещё представляла себя «настоящей героинею романа», но обетов никаких не давала. В её жизни появилась тайна, которая могла навсегда остаться нераскрытой, у нее есть муж, и его имени она не знает.
В повести появляется новое лицо – гусарский полковник Бурмин. Найдите его портрет в тексте и прочтите.
«…явился в её замке раненый гусарский полковник Бурмин, с Георгием в петлице и с интересной бледностию…<…>…но молва уверяла, что некогда он был ужасным повесою…». Пушкин не дает подробного описания внешности героя, здесь гораздо важнее его поведение и манеры.
Каково значение слова «повеса»? Пофантазируйте, как мог жить повеса Бурмин некогда. Что и почему так изменило его, превратило в человека «нрава тихого и скромного»? Почему Бурмин тянул с объяснением в любви? Слайд 16.
«Повеса (разг., неодобр.) – молодой человек, проводящий время в легкомысленных затеях, проказах; бездельник». Такое толкование слова «повеса» мы находим в «Словаре русского языка» С.И.Ожегова.
Да, и Бурмин был когда-то молод, легкомыслен, праздно проводил время и проказил так, что мог случайно жениться на незнакомой девушке по дороге к месту службы. Но война изменила этого человека, заставила переосмыслить свое поведение, перевернула душу повесы. Пусть ему и теперь всего лишь двадцать шесть лет от роду, но он больше не позволит себе играть чужими судьбами.
Три года назад он по глупости женился, брак, который Бурмин назвал непонятной, непростительной ветреностью, можно было бы считать недействительным, в церковной книге он не был записан. И если бы не война, Бурмин, может, историю с женитьбой даже не вспомнил бы. Но теперь он желает нести бремя вины и ответственности перед той девушкой, «над которой подшутил…так жестоко». Он считает себя связанным словом, данным перед богом, а герой-полковник умеет отвечать за свои слова и поступки. Переживший войну знает цену легкомыслию.
Как вы считаете, почему Бурмин оказался тогда в Жадринской церкви?
Что-то вело его туда, это ощущал сам герой: «…непонятное беспокойство овладело мною; казалось, кто-то меня так и толкал. Между тем метель не унималась; я не вытерпел, приказал опять закладывать и поехал в самую бурю». Сама судьба–метель вела Бурмина к Марье Гавриловне.
Какую сцену можно считать развязкой истории?
Сцену объяснения Бурмина с Марьей Гавриловной.
Вот несколько предложений из той части текста, которая предшествует развязке: сначала мы видим Марью «у пруда, под ивою, с книгою в руках и белом платье, настоящей героиней романа». «После первых вопросов Марья Гавриловна нарочно перестала поддерживать разговор, усиливая таким образом взаимное замешательство…»; «…Марья Гавриловна вспомнила первое письмо St.-Preux…» (Сен-Прё (фр.) — герой романа Ж.-Ж. Руссо «Юлия, или Новая Элоиза). Развязка истории – сцена признания Бурмина в любви. Это такой важный, судьбоносный момент. Как ведёт себя Марья Гавриловна? Опять как героиня романа! Когда же она предстанет в своём естественном обличии?
Девушка узнаёт, что же на самом деле произошло в ту странную ночь, она видит перед собой любимого человека, оказавшегося её мужем. Вот тогда Марья Гавриловна перестаёт играть роль, и тут её, потрясённую и растерянную, Пушкин оставляет наедине с предназначенным ей судьбой человеком. «– Боже мой, боже мой! – сказала Марья Гавриловна, схватив его руку, – так это были вы! И вы не узнаете меня?
Бурмин побледнел… и бросился к ее ногам…»
Слайд 17. И снова А.С.Пушкин использует излюбленный приём умолчания, предоставляя нам возможность самим домысливать, что же будет с героями потом. Но конец счастливый. Чем герои повести заслужили своё счастье?
Сначала судьба наказала каждого за легкомыслие, но потом вознаградила: Марью – за раскаянье и верность брачному обету; Бурмина – за умение переосмыслить жизнь и взять на себя ответственность за свои поступки.
ВЫВОД. Итак, в повести Пушкина «Метель» два сюжета, и каждый имеет свою завязку, кульминацию, развязку. Все нити повествования связаны в единое целое образом главной героини и образом метели-судьбы, которая вольна наказывать и вознаграждать человека. Владимир не нашел свою дорогу, заблудился, он обречён на гибель. На Бурмина сильно повлияла война. Некогда шалун и повеса, способный на жестокие шутки, стал настоящим мужчиной, сильным и ответственным. Такой Бурмин достоин счастья. Его искренность заставила Марью Гавриловну окончательно сбросить с себя наносное, надуманное, вычитанное из романов. Судьба подарила взаимную любовь Марье Гавриловне и Бурмину и соединила случайных супругов.
А. С. Пушкин верил в решающую роль случая, от которого зависит судьба человека. Когда он вступает не на свой путь, случай (в данном случае метель) направляет его к истине.
Повесть написана не для праздного чтения. «Метель» – это глубокое размышление гения о достижении человеком счастья. Каждому, кто прочитал «Повести Белкина», писатель предлагает подумать о роли случая в жизни человека, о судьбе, о любви…
2. Подведение итогов урока.
Слайд 18. А.С. Пушкин – гений. Его поэтические и прозаические произведения будут любимы всегда. «Пушкин как художник тем именно дорог и замечателен…, что он всегда искренен, всегда прост, всегда свободен, никогда не позирует, не рисуется, не нянчится, не носится со своим «я»,- так писал А.С.Аксаков.
Впечатления, полученные вами от чтения повести «Метель» вы выразили в рисунках. Слайд 19. Они замечательны. Повесть вдохновила на создание художественных произведений многих великих кинорежиссёров, художников, композиторов. Я желаю вам открыть для себя все «Повести Белкина» не только в чтении, но и в просмотре их экранизаций и постановок на сцене. Домашние задания напечатаны в раздаточных листах. Вам предстоит письменно ответить на вопрос «Какую роль играет метель в жизни героев повести?» или составить план ответа на вопрос «Как построена повесть «Метель?». Спасибо за урок.
Слайд 20.
3. 1. Домашнее задание после первого урока:
иллюстрировать эпизоды повести «Метель» или составить тестовые задания
по тексту повести.
3. 2. Домашнее задание после второго урока:
1) выучить определения литературоведческих терминов (ирония, умолчание);
2) творческая работа: письменно ответить на вопрос «Какую роль играет
метель в жизни героев повести?»;
3) (для слабых учащихся) составить план ответа на вопрос «Как построена
повесть «Метель?»
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. А.С.Пушкин. «Повести Белкина». М.: Детская литература, 1969г.
2. Э.Гальперина. А.С.Пушкин в изобразительном искусстве. М.: Изогиз, 1961г.
3. Литература в школе. Просвещение, 1980 №5. М.Мирзоян. «Повести Белкина» на факультативных занятиях в VIII классе.
4. Ю.Тынянов. Пушкин. М.: «Художественная литература», 1987г.
5. И.Новиков. Пушкин в изгнании. М.: Советский писатель, 1949г.
6. Интернет ресурсы.