Методические рекомендации на тему Педагогический метод «Мозговой штурм» в преподавании предмета «Основы экономики»
Педагогический метод «Мозговой штурм» в преподавании предмета «Основы экономики»При реализации практико-ориентированного обучения учащихся используются разнообразные педагогические технологии. При изучении темы «Бизнес, социально-экономическая сущность и организация» в рамках учебной дисциплины «Основы экономики» я использую универсальный педагогический метод «Мозговой штурм».
Мозговой штурм – универсальный педагогический метод по свободной выработке множество идей на заданную тему.
Призван подтолкнуть учащихся, занятых решением проблемы, к выдвижению большего числа идей, в т.ч. самых невероятных и фантастических.
Цели: активизировать учащихся, использовать силу малой группы для генерирования идей.
Пошаговое описание метода.
Рассаживаем учащихся в непринужденной манере.
Готовим доску или большие листы бумаги для записи идей.
Записью на доске или листе бумаги обозначаем проблему мозгового штурма.
Проводим мозговой штурм, предварительно определив правила проведения.
Все идеи учащихся фиксируются ведущим (преподавателем, учащимся) и записываются в ее первоначальной формулировке.
Убедившись, что идеи иссякли, упорядочим полученный перечень (т.е. убираем повторы, снимаем после обсуждения то, что не относится к проблеме.)
Проверяем перечень на полноту описания (тщательно обсудив каждую формулировку, проверив, служит ли она описанию данной проблемы).
Спрашиваем учащихся, можно ли принять перечень в данной редакции как свидетельство достижения цели.
Правила «Мозгового штурма».
Всякая идея позволительна.
Не допускается критика идей, их оценка до прекращения поступления предложений.
Все предложения фиксируются (без поправок или критики предлагаемых формулировок).
Советы преподавателю.
Ведущий в ходе мозгового штурма может поощрять и поддерживать все мысли и высказывания, но при этом никакой оценки идей.
Если в ходе обсуждения полученного перечня обнаружатся новые формулировки, которые описывают дополнительные общие цели, выведите их из перечня, чтобы анализировать отдельно.
Стимулируйте новые идеи, при необходимости предлагая собственные варианты. Не допускайте смеха, ироничных комментариев, насмешек над идеями других.
Изложение темы «Бизнес, социально-экономическая сущность и организация» с помощью педагогического метода «Мозговой штурм».
Перед учащимися ставится проблема: на основе имеющихся знаний и прошлого опыта путем коллективной работы в малой группе дать характеристику бизнеса и предпринимательства, определить их цели и разновидности, способы организации, описать личность предпринимателя.
На первом этапе все учащиеся разделяются на 5 малых групп и получают задание – подобрать, вспомнить как можно больше слов, словосочетаний, с которыми у них ассоциируется понятие «бизнес». В течение 10-15´ все малые группы составляют списки слов, затем по очереди представители каждой группы записывают их на доске, стараясь не повторяться.
На втором этапе выдается следующее задание: произвести классификацию всех тех слов, которые в изобилии представлены на доске, то есть разбить их на группы в соответствии, например, с такими признаками (относящимися к понятию бизнеса).
- Что? (то есть понятие, трактовка, толкование)
- Зачем? (какие цели преследует)
- Какой? (то есть, каким он может быть по своему виду, как образовываться?)
- Когда? (в какой ситуации, какие условия способствуют этому?)
- Отдельно сделать выборку наиболее значимых черт характера предпринимателя: деловых, профессиональных, личностных.
Каждая малая группа должна составить перечень слов по одному признаку.
Спустя еще 10 минут, представители каждой группы зачитывают или для наглядности пишут на доске свой список.
И, наконец, опираясь на представленный материал, каждая группа получает задание: дать развёрнутую характеристику предпринимательства, (а можно даже назвать это громче - написать статью для энциклопедии).
После выполнения этой работы зачитываются разработанные эссе, которые бурно обсуждаются всеми учащимися.
В заключение хочется сделать вывод о том, что практико-ориентированное обучение обладает образовательными возможностями и позволяет процесс обучения учащихся сделать познавательным творческим процессом, в котором учебная деятельность учащихся является успешной, а знания - востребованными, так как:
• организация содержания учебного материала предполагает отношение к учащемуся как к собеседнику, партнеру, имеющему право на принятие собственного решения;
• происходит осознание учащимися социально-личностной необходимости приобретаемых знаний;
• отбор практико-ориентированного учебного материала, усиливающего практическую направленность содержания образования, находится в тесной связи с использованием эмоционально-образного компонента, позволяет сформировать устойчивый познавательный интерес, увеличить поток информации и обеспечивает прочное усвоение изучаемого материала.