Рабочая программа по МХК 9 класс
Содержание
Стр
Пояснительная записка ……………………………………………………2-4
Содержание учебного предмета ………………………………………… 5-7
Календарно – тематическое планирование …………………………… 8-10
Перечень материально – технического обеспечения ………………… 11
Пояснительная записка
Рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе Примерной программы основного общего образования в соответствии с требованиями ФК ГОС основного общего образования, основной образовательной программы МОУ Овсянковской СОШ и учебного плана МОУ Овсянковской СОШ.
Рабочая программа составлена на основе УМК: учебник для общеобразовательных школ: «Мировая художественная культура 7-9 класс». Москва: Просвещение, 2011 г. Автор Данилова Г.И. Выбор данной образовательной программы обусловлен современными целями и задачами изучения искусства (МХК). В данном УМК реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной парадигме.
Программа рассчитана на активное использование знаний, полученных учащимися на уроках в области гуманитарного цикла. Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в начальной и основной школе на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике ее развития в исторической перспективе, о ее месте в жизни общества и каждого человека. Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатленные в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию – исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приемов анализа произведений искусства. Цели курса:
- развитие чувств, эмоций, образно – ассоциативного мышления и художественно – творческих способностей;
- воспитание художественно – эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры;
- освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
- овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
- использование приобретённых знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Задачи программы:
•развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности и художественно-творческих способностей учащихся;
•воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры (культуры восприятия произведений искусства, толерантности, уважения к культурным традициям народов России и других стран мира), культуры восприятия произведений отечественного и зарубежного искусства, «родственного внимания» к миру, чувству сопереживания к другому человеку, творческой самостоятельности в решении личностно и/или общественно значимых проблем;
•освоение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о его выразительных средствах и социальных функциях; о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре (о специфике языка разных видов искусства);
•овладение умениями и навыками анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение, использовать язык различных видов искусства в самостоятельном художественном творчестве;
•формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
•использованию приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному образовательному плану образовательных учреждений РФ всего на изучение мировой художественной культуры в 9-ом классе выделяется 35 часов (35 учебных недель). Учебный план в школе на изучение мировой художественной культуры отводит 35 часов в год по 1 часу в неделю через Федеральный Компонент базисного учебного плана.
В результате изучения курса мировой художественной культуры 8 класса ученик должен:
Знать / понимать:
•изученные виды и жанры искусства;
•шедевры мировой художественной культуры;
•особенности языка различных видов искусства.
Уметь:
•узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;
•устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
•пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
•выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения, презентации).
Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для•выбора путей своего культурного развития;
•организации личного и коллективного досуга;
•выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
•самостоятельного художественного творчества
Достичь данных результатов обучения позволит следующая организация образовательного процесса:
Технологии, используемые в учебном процессе:
1.Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования ; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения.
2 Технологии реализации межпредметных связей в учебном процессе.
3.Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала учащимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса.
4.Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей учащихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала.
Методы и приёмы обучения:
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- индивидуальный устный опрос;
- фронтальный опрос.
Формы организации образовательного процесса: поурочная система обучения с использованием объяснительно - иллюстративного, репродуктивного, частично-поискового методов обучения. А также такие формы обучения: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра. Виды и формы контроля: тестовые задания, описания-сравнения, текстовые контрольные работы, проекты.
Содержание учебного предмета
Введение (1 ч)
Понятия «культура», «искусство», «мировая художественная культура», «виды культуры и их взаимосвязь».
Раздел 1. Мир и человек в художественных образах (16 ч)
Идеал человека в культуре народов мира. Понятие об идеале. Идеал человека в религиях мира.
Святые и святость. Герой и защитник Отечества. Георгий Победоносец- доблестный защитник Отечества. Идеал благородного рыцарства. Александр Невский – патриот Земли Русской.
Образ женщины-матери сквозь века. «Венеры» первых художников Земли. Священный лик Богоматери. Мадонны титанов Возрождения. Величавая славянка в творчестве Венецианова А. Г. Женщина-мать в искусстве XX века.
Человек в мире природы. Общество. Время. Человек и природа. Взгляд через века. Пространство и время в зеркале мифов. Человек эпохи Римской империи. Человек в «центре мира» (эпоха Возрождения). Человек нового времени.
Контрольная работа «Мир и человек в художественных образах».
Знать:
- основные понятия;
- наиболее почитаемых в народе святых;
- шедевры византийской и древнерусской иконописи;
- творчество Венецианова и поэзию Кольцова, Некрасова;
- образ женщины-матери в разные исторические эпохи, у разных народов.
Уметь:
- сопоставить представления об идеале человека в эпоху Римской империи и нового времени;
- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
- определять особенности художественной культуры.
Раздел 2. Художественные традиции народов мира (18 ч)
Героический эпос народов мира. Понятие о героическом эпосе. Герои и темы народного эпоса.
Праздники и обряды народов мира. Всякая душа празднику рада. Религиозные праздники и обряды народов мира.
Своеобразие архитектурных традиций. Особенности храмового зодчества. Дом-жилище человека.
Изобразительное искусство народов мира. Искусство византийской мозаики. Древнерусская иконопись.
Своеобразие музыкальной культуры. Музыка в храме. В песне – душа народа.
Театр народов мира. Рождение русской народной драмы. В музыкальных театрах мира. Искусство кукольного театра.
Самобытность танцевальной культуры. Страстные ритмы фламенко…Под звуки тамтамов (танцы народов Африки). Искусство индийского танца. Радуга русского танца.
Тест «Художественные традиции народов мира».
Проект «Праздники и обряды народов мира».
Знать:
- основные понятия;
- историю русских народных песен, исполнителей русских народных песен;
- традиции и характерные особенности русской народной драмы;
- историю возникновения и развития кукольного театра;
- своеобразие танцевальной культуры народов России;
- разнообразие танцевального искусства народов Африки, характерные черты.
Уметь:
- сравнивать особенности культуры различных народов;
- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
- определять особенности художественной культуры.
Нормы оценки знаний по мировой художественной культуре.
Оценка проектов
Критерии оценки оценка
максимальная Фактическая
(Заполняет жюри)
Актуальность выбранной темы 5 Практическая значимость 5 Аргументированность целей работы 5 Умение отбирать информацию 5 Соответствие содержания теме 5 Логичность и последовательность изложения 5 Четкость формулировок и выводов 5 Доступность для понимания 5 Эстетика оформления результатов 5 Качество доклада 5 Объем и глубина знаний по теме 5 Культура речи 5 Чувство времени 5 итого 65 Баллы 52 – 65 39 – 64 Менее 39
оценка отлично хорошо удовлетворительно
Критерии оценивания презентаций
Критерии оценивания Параметры Оценка
Дизайн презентации — общий дизайн
– оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики и не противоречит содержанию презентации;
— диаграмма и рисунки
– изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;
— текст, цвет, фон
– текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;
— списки и таблицы
– списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;
—ссылки –все ссылки работают
Средняя оценка по дизайну
Содержание — раскрыты все аспекты темы;
— материал изложен в доступной форме;
— систематизированный набор оригинальных рисунков;
— слайды расположены в логической последовательности;
— заключительный слайд с выводами;
— библиография с перечислением всех использованных ресурсов.
Средняя оценка по содержанию
Защита проекта — речь учащегося чёткая и логичная;
— ученик владеет материалом своей темы;
Оценка«5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям. Оценка«4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям. Оценка«3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации. Оценка«2» ставится во всех остальных возможных случаях.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УРОКОВ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
9 КЛАСС
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ЗА ГОД: 35
1 ЧАС В НЕДЕЛЮ
№
урока Тема урока Дата Предполагаемые результаты
ЗУН ОУУН
Введение. 8.09 Знать: основные теоретические понятия
Уметь: извлекать информацию из различных источников - Находить разные способы решения учебной задачи
Раздел 1. Мир и человек в художественных образах (16 ч)
Идеал человека в культуре народов мира. Понятие об идеале. 15.09 Знать: основные теоретические понятия
- наиболее почитаемых в народе святых;
- шедевры византийской и древнерусской иконописи;
- творчество Венецианова и поэзию Кольцова, Некрасова;
- образ женщины-матери в разные исторические эпохи, у разных народов.
Уметь: пользоваться различными справочными изданиями;
сопоставить представления об идеале человека в эпоху Римской империи и нового времени;
- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
- определять особенности художественной культуры.
- Делать выводы по сказанному
- Находить разные способы решения учебной задачи
- Сравнивать факты, явления, события по заданным критериям
- Устанавливать причинно – следственные связи
Идеал человека в религиях мира. 22.09 Святые и святость. 29.09 Георгий Победоносец – доблестный защитник Отечества. 6.10 Идеал благородного рыцарства. 13.10 Александр Невский – патриот Земли Русской. 20.10 Образ женщины-матери сквозь века. «Венеры» первых художников Земли. 27.10 Священный лик Богоматери. 1.11 Мадонны титанов Возрождения. 10.11 Величавая славянка в творчестве Венецианова А. Г. Религиозные верования и их отражение в искусстве. 17.11 Женщина-мать в искусстве XX века. 24.11 Человек в мире природы. Общество. Время. Человек и природа. Взгляд через века. 1.12 Пространство и время в зеркале мифов. 8.12 Человек эпохи Римской империи. Человек в «центре мира» (эпоха Возрождения). 15.12 Человек нового времени. 22.12 Контрольная работа «Мир и человек в художественных образах». 29.12 Раздел 2. Художественные традиции народов мира (18ч)
Героический эпос народов мира. Понятие о героическом эпосе. 12.01 Знать: основные теоретические понятия;
основные виды и жанры искусства;
- историю русских народных песен, исполнителей русских народных песен;
- традиции и характерные особенности русской народной драмы;
- историю возникновения и развития кукольного театра;
- своеобразие танцевальной культуры народов России;
- разнообразие танцевального искусства народов Африки, характерные черты.
Уметь: пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; пользоваться различными справочными изданиями;
- сравнивать особенности культуры различных народов;
- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
- определять особенности художественной культуры.
Устанавливать причинно – следственные связи
- Делать выводы по сказанному
Находить разные способы решения учебной задачи
- Сравнивать факты, явления, события по заданным критериям
Герои и темы народного эпоса. 19.01 Праздники и обряды народов мира. Всякая душа празднику рада. 26.01 Религиозные праздники и обряды народов мира. 2.02 Защита проектов «Праздники и обряды народов мира». 9.02 Своеобразие архитектурных традиций. Особенности храмового зодчества 16.02 Дом-жилище человека. 23.02 Изобразительное искусство народов мира. Искусство византийской мозаики. Искусство книжной миниатюры Востока. 2.03 Древнерусская иконопись. 9.03 Своеобразие музыкальной культуры. Музыка в храме. 16.03 В песне – душа народа. 30.03 Театр народов мира. Рождение русской народной драмы. 6.04 В музыкальных театрах мира. 13.04 Искусство кукольного театра. 20.04 Самобытность танцевальной культуры.
Страстные ритмы фламенко… 27.04 Под звуки тамтамов (танцы народов Африки). Искусство индийского танца. 4.05 Радуга русского танца. 11.05 Обобщающее повторение. Тест «Художественные традиции народов мира». 18.05 ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
№/пМатериально техническое оснащение Наличие
I.Литература
1 Учебник. Г.И.Данилова Мировая художественная культура. 7-9 классы – М.: Дрофа, 2011. +
2 Поурочные планы по учебнику Даниловой Г.И. Составитель Н.Н.Куцман. – Волгоград: издательский торговый дом «Корифей» , 2007 год. +
3 Большая энциклопедия живописи. Крупнейшие музеи мира. Издательство «Полигон», Санкт-Петербург, 2008 год. +
II. Информационно – коммуникационные средства
4 Презентации по изучаемым темам +
5 Фильм (формат DVD) «Древний Рим» +
III. Технические средства обучения Системный блок +
6 Монитор +
7 Колонки +
8 Проектор +