Анализ работы по военно-патриотическому воспитанию в МБОУ « Соболевская СОШ» в 2013-2014 учебном году.

Анализ работы по военно-патриотическому воспитанию в МБОУ
« Соболевская СОШ» в 2013-2014 учебном году.
Военно-патриотическое воспитание является одним из основных направлений деятельности Соболевской средней школы.
В воспитательном плане школы данное направление работы выделено, имеется план мероприятий. Основные цели и задачи направлены на воспитание у учащихся важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, беззаветной любви и преданности своей Родине, готовности к ее защите, подготовка к военной службе, пропаганда здорового образа жизни. Разработан план военно – патриотических мероприятий.
ДАННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ СЛЕДУЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (шефство над братским захоронением; вахта памяти - выставление почетного караула на братском захоронении, над которым шефствует наша школа; выставление почетного караула у памятника Героям Великой Отечественной войны, возложение гирлянды Славы; проведение митингов и других патриотических мероприятий на братском захоронении и в других памятных местах).
Проведение экскурсий, уроков Мужества, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Поздравление и выступление с концертами перед ветеранами войны и труда.
Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов.
Проведение конкурсов военно-патриотической песни, а также других праздничных мероприятий (концертов) посвященных великим праздникам.

5.Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (шефство над братским захоронением; вахта памяти - выставление почетного караула на братском захоронении, над которым шефствует наша школа; выставление почетного караула у памятника ГЕРОЯМ Великой Отечественной войны, возложение гирлянды Славы; проведение митингов и других патриотических мероприятий на братском захоронении и в других памятных местах).
6.Проведение экскурсий, уроков Мужества, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Поздравление и выступление с концертами перед ветеранами войны и труда.
7.Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов.
8.Проведение конкурсов военно-патриотической песни, а также других праздничных мероприятий (концертов) посвященных великим праздникам.
Планомерно проводилась работа на уроках истории, учащиеся выступали с рефератами на тему: «Великая Отечественная война в моей семье», а на уроках русского языка прошел конкурс сочинений, посвященный Памятным Дням России. Большая работа проводится совместно с Районным отделением ДОСААФ России, районным военным комиссариатом, РОВД, сельской администрацией, сельским домом культуры. Благодаря такому тесному сотрудничеству в нашей школе открыт кабинет по основам безопасности жизнедеятельности, на базе которого создаётся материально – техническая база для подготовки и проведения военно – патриотических мероприятий. Благодаря помощи со стороны главы сельской администрации, Третьякова С.Н, были выделены денежные средства на которые приобретена военная и спортивная форма, спортивный инвентарь, оказывалась помощь в создании школьного музея, выделяется транспорт для выезда на экскурсии и соревнования. Учащиеся нашей школы принимают активное участие в военно- патриотических мероприятиях.
1.Проводились занятия в военно-патриотическом объединении «Юная гвардия» по военной подготовке.
2.Работает кружок «Меткий стрелок» - в составе 15 учащихся, руководитель, Покусай Г.Ю.- преподаватель- организатор ОБЖ,
3.В школе работает первичная организация ДОСААФ России, члены – учащиеся 5-11 классов. Они принимают участие в школьных и районных военно - спортивных мероприятиях.
4.В школе систематически оформляется наглядная агитация по историиВооруженных Сил и о ветеранах войн, по профориентационной работе среди учащихся, которые желают поступать в военные учебные заведения. Большая работа проведена в период месячника оборонно-массовой и спортивной работы, посвящённого: « Дню защитника Отечества»

№п\п мероприятия дата Ответственные
1 Открытие месячника в с\к «Яик» конкурс «А ну-ка, парни»! 25.01. Покусай Г.Ю., «Юная гвардия».
2 Открытие месячника в школе, на линейке. 21.01. Алтухова Г.Г., Покусай Г.Ю.,
Неверова.С.В.
3 Соревнования по стрельбе среди 5-7 классов 02.02 Покусай Г.Ю.
4 Соревнования по стрельбе среди 9-11 классов 03.02 Покусай Г.Ю.
5 Беседа « Отчизны верные сыны ». 07.02 Неверова СВ.
6 Викторина среди учащихся 5-6 классов «Защитники Отечества» 08..02. Покусай Г.Ю.
7 Классные часы, военно – патриотические ( по планам кл. рук – лей) Весь период Классные руководители
8 Шашечный турнир среди 5-7 классов. 10.02. Неверова СВ.
9 Шахматный турнир среди 5-11 классов. 14.02 Алтухова Г.Г.,
10 Спортивные соревнования По спец. Плану Баймашкин А.Н.
11 Военно – патриотический смотр « Строя и песни». 1-4 классы. 15.02. Неверова С.В, Классные руководители,
12 Соревнования «Весёлые старты».5-7 классы. 16.02. Неверова С.В, Классные р, гид.
13 Военно- спортивная игра «Зарница» 5-11 классы. 18.02. Алтухова Г.Г, Покусай Г.Ю, Неверова С.В, Баймашкин А.Н, Классные руководители
14 Конкурс «А ну-ка, парни».9-11 класс, сельская молодёжь. 21.02. Алтухова Г.Г, Покусай Г.Ю, Баймашкин А.Н, Шарипова Г.Ш.
15 Оформление стендов, выпуск газет к Дню защитников Отечества. Весь период Классные руководители
16 Закрытие месячника в школе и районе.
23.02. Алтухова Г.Г., Покусай Г.Ю., Неверова СВ.
Классные руководители с 1 – 11 классов проводили классные часы, посвящён- ные памятным дням России.
Проведены спортивные соревнования: среди учащихся 1 – 4 классов. Среди уч-ся 5-7кл,8 – 11 классов соревнования по волейболу и победители были награждены грамотами. ( учитель физвоспитания – Баймашкин А.Н.)
Среди уч- ся 1 – 4 классов, 5 – 8 классов проведены соревнования «Весёлые старты», очень организованно по специальной программе разработанной старшей вожатой Неверовой С.В. Все победители были награждены. Увлекательно прошли соревнования по шашкам и шахматам среди учащихся 5 – 8 классов.
Соревнования по стрельбе из пневматической винтовки прошли в 2 этапа, среди уч – ся 5 – 7 классов и среди уч – ся 8 – 11 классов. От каждого класса участвовали по 3 мальчика и 2 девочки, Победители в командном зачёте: 1 место – 6,11 классы, 2 место – 7, 8 классы, 3 место – 5,10 классы.
В личном зачёте среди юношей: 1 место - Печкин Артём – 9 кл, 2 место - Зобнин Алексей – 9 кл, 3 место – Бочаров Николай -11 кл. Среди девушек, победители по стрельбе, 1 место -Третьякова Татьяна- 10 класс, 2 место – Сулейменова Асель из 10 класса, 3 место – Болдырева Ирина ученица 11 класса. Среди членов кружка « Меткий стрелок» 1 место занял Третьяков Александр , 2 место Никифоров Андрей и 3 место Печкин Артём.
Ко « Дню Защитника Отечества» в сельском доме культуры прошёл конкурс « А ну – ка, парни! Приняли участие 3 команды: « Юная гвардия» из 8 класса, « Патриоты» из 9 класса, «Голубые береты» из 10 класса.
Все команды выступали в военной форме, с эмблемами. В программе было 5 конкурсов. «Историческая викторина» , « Визитка», « Капитанский», « Разборка и сборка автомата Калашникова» и конкурс « Поднятие гирь»
Жюри присудило 1 место команде 8 класса, 2 место заняла команда 10 класса, 3 место занял 9 класс.
Все участники были награждены почётными грамотами и ценными подарками от спонсоров- предпринимателей Зобниных, Абдуллаевых и Никифоровых.Традиционная военно – спортивная игра «Зарница» была подготовлена. и проводилась 19 февраля. В ней приняли участие учащиеся с 5 – 11 классы.
В районных соревнованиях по стрельбе на закрытии месячника приняли участие 5 учащиеся школы, заняли 6 общекомандное место.
Регулярно проводились занятия кружка « Меткий стрелок», на занятиях которого принимали участие все желающие учащиеся из 5 – 11 классов в стрельбе из пневматической винтовки и пистолета, разборке и сборке автомата Калашникова, просматривали фильмы о Великой Отечественной войне, оформляли стенды по истории Вооружённых сил России. Учащиеся старших классов оказывали помощь ветеранам войны и труда.
В школе работает исторический музей « Истоки», в котором собран богатый краеведческий материал по истории села Соболево ( руководитель – учитель истории Клевцова Нина Петровна).На базе музея проводятся беседы и экскурсии с учащимися школы, ведётся систематическая подготовка учащихся к районной военно – спортивной игре « Зарница», готовится альбом « Вахта Памяти». Школа шефствует над памятниками села, регулярно занимаясь их благоустройством.
На протяжении многих лет в школе успешно работает кружок « ЮИД», участники которого ежегодно занимают призовые места на районных соревнованиях.
Данное направление работы является составной частью военно- патриотической программы школы.
У нашего села давние исторические традиции, которые отражаются в работе военно – патриотического клуба « Юная гвардия», это встреча с казачеством Первомайского района, участие в казачьем круге, где рассматриваются вопросы военно – патриотического воспитания молодёжи. В этом году учащиеся нашей школы заняли 1 место по разборке и сборке автомата Калашникова, были отмечены грамотами главы сельской администрации.
Систематически проводится подготовка юношей 10 класса к 5 дневным, военно – полевым сборам, по специальной программе «Основы военной службы», в этом году все 4 уч-ся получили положительные оценки и 2 уч-ся в составе сборной области участвовали в областных военно-полевых сборах.


На базе школы создан ансамбль «Затея» (руководитель Пенькова Людмила Евгеньевна). В репертуаре ансамбля военно – патриотические песни. В 2014 году ансамбль участвовал в районном смотре конкурсе военно – патриотической песни и удостоен диплома 1 степени. Ежегодно музыкальные коллективы школы участвуют в межрегиональном смотре – конкурсе в городе Оренбурге « Долг, Честь, Родина» и завоёвывают высокие награды лауреатов. Это ансамбли «Берегиня», «Родные напевы», В 2014 году честь района защищал ансамбль «Затея».

Не умоляя роли внеклассной и внешкольной работы с учащимися по военно – патриотическому воспитанию, считаю, что урок стоит во главе всего воспитательного процесса. Специальный раздел в предмете ОБЖ – Основы военной службы призван закрепить уже имеющиеся у обучающихся знания по допризывной подготовке, применять на практике, полученные на уроках знания и умения – иными словами, сформировать умения и навыки военно- прикладного характера. В настоящее время кабинет ОБЖ в школе, является центром углубленного изучения раздела « Основы военной службы» и учащиеся занимаются подготовкой к военной службе, учатся разборке и сборке автомата Калашникова, основам стрельбы из пневматического оружия, строевым упражнениям, подготовке к школьным и районным соревнованиям, организован просмотр военно- патриотических фильмов. В кабинете имеется видео и аудио- аппаратура, компьютер, имеются видеокассеты и фильмы военно – патриотической тематики. Уроки по разделу ОВС являются особенным звеном в системе военно – патриотического воспитания школьников, так как охватывают, в отличие от других предметов, не весь контингент учащихся школы. Кроме того программа предполагает не только военную подготовку, но и психологическую. Уроки носят как обучающий, так и воспитывающий, развивающий характер. Для обеспечения более полной реализации целей учебно – воспитательного процесса необходимо наличие хорошо оснащённого кабинета по основам военной службы. В школе имеется кабинет ОБЖ ,который оформлен стендами по темам: «Основы военной службы», «Структура Вооружённых Сил России», «Гражданская оборона»,
«Святое дело Родине служить», «Герои Великой Отечественной войны», методическая литература и оборудование.
В апреле 2014 года на базе нашей школы прошёл районный семинар учителей ОБЖ по вопросам военно-патриотического воспитания и пропаганде здорового образа жизни.

Заключение
В свете этих задач повышается значимость военно-патриотического воспитания молодежи, так как именно оно должно внести весомый вклад, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело подготовки умелых и сильных защитников Родины.
Военно-патриотическое воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма. Военно-патриотическое воспитание – образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку. Ведь смелость, твердость характера, физическая выносливость необходимы как защитнику Родины, так и врачу, инженеру. В школе, ребята получают первую профориентацию, нередко и практически знакомятся с будущей военной специальностью связиста, кинолога, водителя, санинструктора. Ведь освоение штатной боевой техники в войсках пойдет успешнее, если молодой человек до призыва на службу в ряды Российской армии уже ознакомился с устройством и эксплуатацией мотоцикла, автомобиля, трактора. Разве не укрепляют силу воли, не вырабатывают у молодых людей терпение походы, состязания, военизированные игры.
Задача подготовки защитников Родины, стоящая перед нами, педагогами, весьма сложная и ответственная. Каждый учитель в школе должен пересмотреть как, с помощью каких средств, методов и приемов привить современному школьнику чувство патриотизма, которое гарантировало бы укрепление территориальной целостности России; любовь к ней; защиту Родины, как в мирное, так и в военное время (а не предательство и уклонение от службы в армии).
Военно-патриотическая работа со школьниками – это проверенный временем способ внушения молодым поколениям глубокого понимания нашей силы и веры в планетарную устойчивость России.