Урок по окружающему миру с интеграцией в ОЗОЖ. 1 класс. Тема: «Здоровая пища. ОЗОЖ. Органы пищеварения.»
Комитет образования
администрации Балаковского муниципального района
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №25»
г. Балаково Саратовской области
Урок по окружающему миру
с интеграцией в ОЗОЖ. 1 класс.
Тема: «Здоровая пища. ОЗОЖ.
Органы пищеварения.»
Автор:
Сафиуллина Ольга Ивановна, учитель начальных классов
МАОУ «СОШ № 25» г.Балаково
2014г.
Использование массажного шарика «Су-Джок»
Су Джок терапия это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах («Су» кисть, «Джок» стопа).
Массажер “Су-Джок” ( “Су”-кисть, “Джок”-стопа) представляет собой массажный шарик в комплекте с двумя металлическими кольцами. “Су-Джок” – последнее достижение Восточной медицины. Эффективен, безопасен и прост в применении. В работе с детьми полезно использовать самомассаж кистей. На кисти руки существует множество энергетических точек. Каждая точка имеет свое название и назначение. Использование массажера способствует активизации деятельности у заторможенных детей и наоборот успокаивает гиперактивных. Кроме того, этот метод развивает мелкую моторику. Массажер “Су-Джок” – это уникальная тактильная гимнастика, которая оказывает тотальное воздействие на кору головного мозга, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Игровой самомассаж с массажером проводится в виде 5-ти минутных упражнений между основными частями занятия (динамических пауз).
Прямолинейные движения колючего шарика:
– По тыльной и ладонной стороне кисти рук (предварительно попросить ребенка изобразить солнышко, расправив пальцы массирующей руки). Направление движения – от кончиков пальцев к лучезапястному суставу.
Круговые движения по ладони:
– Сначала одной руки;
– Потом другой руки.
Спиралевидные движения:
– По тыльной и ладонной поверхностей кисти руки подушечками двух-пяти пальцев (от кончиков пальцев до лучезапястного сустава).
Зигзагообразные движения:
– По ладоням обеих рук (можно использовать игровой образ в общении с детьми: обратить внимание ребенка на то, что рука напоминает дерево: предплечье – это ствол, а кисть с растопыренными пальцами – крона).
Упражнения с применением металлических колец массажера “Су-Джок”:
– с помощью колец, ребенок массирует каждый палец (опуская кольцо от кончика пальца до лучезапястного сустава, и возвращая его на палец.
Тема: Здоровая пища. ОЗОЖ. Органы пищеварения.
Цели: 1) Познакомить с понятиями: здоровая пища, вредные продукты,
полезные продукты; с золотыми правилами питания.
Познакомить с органами пищеварения и определить их
основные функции.
2) Развивать умение анализировать, сопоставлять, выявлять
причинно-следственные связи.
3) Воспитывать культуру питания.
Оборудование: учебник «Окружающий мир»,1 класс. Н.Ф. Виноградовой,
тетрадь «Окружающий мир»,1 класс. Н.Ф. Виноградовой,
презентация «Питание и органы пищеварения». Карточки
«Прежде, чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть»,
памятки «Золотые правила питания», картинки фруктов.
Ход урока
Организационный момент
Мы живём в стране большой, щедрой и богатой!
И не жалко ничего ей для вас, ребята!
Стадионы новые дарят вам не зря!
Чтобы вы здоровыми выросли, друзья!
Сообщение темы и цели урока.
- Учёные нашего времени установили, что здоровье человека зависит
от 4-х факторов: на 50%- от здорового образа жизни , на 20%- от
наследственности, на 20%- от экологической обстановки и на 10%-
от здравоохранения.
- Другими словами в наших интересах удержать 50% собственного
здоровья.
- Как же это сделать? (ответы детей)
- Я считаю, все заболевания от незнаний. Сегодня мы попробуем
разобраться в такой проблеме: помогают ли знания о процессах
пищеварения и правильное питание сохранению здоровья.
(презентация, слайды 1-4)
Работа над новым материалом.
Обсуждение проблемных вопросов.
- Чтобы наш организм нормально существовал, его нужно кормить. Как машина без бензина не будет ехать, так и человек, чтобы жить и работать, должен питаться.
а) Выступление школьного стоматолога.
- Пища попадает в рот, во рту смачивается слюной, мы жуём её зубами. Зубы – первая ступень пищеварительной системы. Именно от их состояния зависит здоровье всех органов пищеварения, а, значит, и наше здоровье. Зубы имеют разную форму, в связи с этим они выполняют и разную работу. Резцы откусывают, отрезают пищу. Клыки разрывают пищу. Коренные зубы предназначены для переваривания и перетирания пищи. Считается, что зубы - самые твёрдые части организма. Твёрдость им предаёт эмаль, которой они покрыты. (Демонстрация модели зуба). Но, как не тверды зубы, они болят и разрушаются. Если не чистить зубы. Не полоскать рот, на зубах образуется налёт, в котором скапливаются микробы. Они способствуют разрушению зубов. Кроме того, микробы, которые мы проглатываем вместе с пищей, могут вызывать болезни органов пищеварения. Значит, здоровые зубы сохраняют здоровье человека. (Презентация, слайд 5)
Опыт (Вата и расчёска).
- Чтобы сохранить зубы белыми и здоровыми, их надо не менее 2 минут обрабатывать зубной пастой со всех сторон. Как это делается, я вам покажу. Возьмём расческу и начешем на неё вату так. Чтобы часть её волокон застряла между зубьями расчёски. А теперь попробуем удалить вату, двигая зубной щёткой слева направо так. Как часто это делаете вы. Что происходит? Вата не удаляется.
А теперь выполним те же движения, но от основания зубьев расчёски к их краям. Вата легко удаляется. Делать это следует 2 раза в день. Но и этого не достаточно. Два раза в год надо посещать зубного врача, даже тогда, когда зубы не болят. Это ваше лекарство против кариеса.
б) Выступление школьного врача.
- Когда мы пережёвываем пищу, наши зубы сначала разделяют её на мелкие кусочки, потом растирают в однородную массу. С этой массой смешивается слюна и склеивает её в пищевые комки. В работу включается язык. Он ощупывает, перемешивает и подкладывает кусочки пищи под «жернова» зубов. Язык и зубы замечают всё, что нельзя пропустить в пищевод. Вы знаете, что жевать надо тщательно и никогда не набивать рот едой. Когда вы пытаетесь проглотить большой кусок неразжёванной пищи, он может застрять в горле. Это опасно. Когда мы жуём тщательно и медленно, то перемалываем зубами крупные куски пищи. Она успевает как следует перемешаться со слюной и после этого спокойно проходит изо рта в пищевод, а затем в желудок.
Непереваренные вещества продвигаются в последний отдел пищеварительной системы в толстую кишку. Всё, что от неё осталось - вода и вредные вещества. Вода впитывается в стенки толстой кишки и оттуда поступает в наши ткани. (Презентация, слайды 6-11)
Проделаем опыт.
Нальем воду на поверхность. Теперь возьмём полотенце и положим его прямо на воду. Подождём несколько секунд, затем поднимем полотенце. Что произошло с водой? Её больше нет - она впиталась в ткань. То же самое происходит и в кишечнике. Нашему организму для нормальной работы необходимо много воды.
Непереваренные остатки продвигаются вниз в прямую кишку, и удаляются из организма. (Презентация,слайд12)
В пищеварительной системе все органы могут подвергаться заболеваниям. Распространённые заболевания: печень - панкреатит, желудок-гастрит. Поджелудочная железа - холецистит. Их надо оберегать от различных инфекций: вирусы легко могут попасть в органы и вызвать их воспаление.
Физминутка с использованием массажёра Су-джок.
– Используя шарик и колечки, мы можем помочь нашим органам пищеварения, так как ладонь является проекцией органов пищеварения.
Шарик я в руке катаю.
Между пальчиков верчу,
Непременно каждый орган
Быть здоровым научу.
Круговые движения по ладони:
– Сначала одной руки;
– Потом другой руки.
Упражнения с применением металлических колец массажера “Су-Джок”:
– с помощью колец, ребенок массирует каждый палец (опуская кольцо от кончика пальца до лучезапястного сустава, и возвращая его на палец.
Продолжение работы над новым материалом.
- Для того, чтобы органы работали хорошо, необходимо много минеральных веществ, витаминов, а также жиров, белков, углеводов. Поэтому ребёнок всегда должен хорошо питаться.
(Инсценировка стихотворения. С.Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала».) Беседа по содержанию.
Юля плохо кушает, никого не слушает.
Съешь яичко, Юлечка!
Не хочу, мамулечка!
Съешь с колбаской бутерброд.
Прикрывает Юля рот.
Супик?
Нет.
Котлетку?
Нет.
Стынет Юлечкин обед.
Что с тобою, Юлечка?
Ничего, мамулечка!
Сделай, внученька, глоточек,
Проглоти еще кусочек!
Пожалей нас, Юлечка!
- Не могу, бабулечка!
Мама с бабушкой в слезах
Тает Юля на глазах!
Появился детский врач-
Глеб Сергеевич Пугач.
Смотрит строго и сердито:
Нет у Юли аппетита?
Только вижу, что она,
Безусловно, не больна.
А тебе скажу, девица,
Все едят: и зверь, и птица-,
От зайчат и до котят
Все на свете есть хотят.
С хрустом Конь жует овес,
Кость грызет дворовый Пес.
Воробьи зерно клюют
Там, где только достают.
Утром завтракает Слон
Обожает фрукты он.
Бурый Мишка лижет мед.
В норке завтракает Крот.
Обезьяна ест банан.
Ищет желуди Кабан.
Ловит мошку ловкий Стриж.
Сыр и сало любит Мышь.
Попрощался с Юлей врач
Глеб Сергеевич Пугач,
И сказала громко Юля:
Накорми меня, мамуля!
- Чтобы правильно питаться, нужно выполнять два условия: умеренность и разнообразие. (Презентация, слайд14)
- Что означает умеренность?
Древним людям принадлежат мудрые слова: «Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть». Переедать очень вредно, желудок и кишечник не успевают все переварить.
Что значит «разнообразие»? Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать (мед, гречка, геркулес, изюм, масло). Другие помогают строить организм и сделать его более сильным (творог, рыба, мясо, яйца, орехи). А третьи фрукты и овощи содержат много витаминов и минеральных веществ, которые и помогают организму расти и развиваться (ягоды, зелень, капуста, морковь, бананы).
(На доске появляются рисунки овощей и фруктов)
Отгадайте загадки.
На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков (Горох).
Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели. (Лук)
Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
На грядке нет сочнее (Помидора)
Что красно снаружи,
Бело внутри
С зелёным хохолком на голове.(Редиска)
Летом - в огороде,
Свежие, зелёные,
А зимою - в бочке,
Крепкие, солёные.(Огурцы)
Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это? (Репка)
Как назвать всё это одним словом?
Близнецы на тонкой ветке-
Все лозы родные детки.
Гостю каждый в доме рад.
Это сладкий (Виноград)
Младший брат апельсина. (Мандарин)
Маленькая печка с красными угольками.(Гранат)
Всё о ней боксёры знают,С ней удар свой развивают.
Хоть она и неуклюжа,
Но на фрукт похожа (Груша)
Жёлтый цитрусовый плод
В странах солнечных растёт.
Но на вкус кислейший он,
А зовут его (Лимон)
С виду он как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь.
В нём полезный витамин-
Это спелый (Апельсин)
Далеко на юге где-то
Он растёт зимой и летом.
Удивит собою нас
Толстокожий (Ананас)
Как назвать одним словом?
Работа в тетрадях.
Задание в рабочей тетради. С. 67.
- Чем полезны овощи и фрукты? (Презентация, слайд 15)
Слово «витамин» придумал американский ученый-биохимик Казимир Функ. Он открыл, что вещество («амин»), содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо. Соединив латинское слово vita («жизнь») с «амин», получилось слово «витамин». Детям 67 лет надо съедать в день 500600 г овощей и фруктов.
Выступление учащихся, переодетых витаминами.
Витамин А
Помни истину простую-Лучше видит только тот.Кто жует морковь сыруюИли пьёт морковный сок.
Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы, вам нужен витамин А. Он содержится в капусте, моркови, помидорах
Витамин В
Очень важно спозаранкуЕсть за завтраком овсянку.Черный хлеб полезен нам-И не только по утрам.
Если вы хотите быть сильным, иметь хороший аппетит и не хотите плакать и огорчаться по пустякам, вам нужен витамин В. Он содержится в свекле, яблоках, редиске, зелени салата.
Витамин С
От простуды и ангиныПомогают апельсины.Ну, а лучше есть лимон,Хоть и очень кислый он.
Если вы хотите быть реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать при болезни, вам нужен витамин С, Он содержится в чёрной и красной смородине, лимоне, апельсине, луке, яблоке, перце, киви.
( Исполнение песни на мотив «Облака»)
Витамины здоровье нам дают,
Витамины и с дерева, и с грядки.
Все болезни отступят и уйдут,
Прочь умчаться болезни без оглядки.
А, В, С – витамины для здоровья,
А, В, С – дарят овощи и фрукты.
Нам простуды и инфекции нестрашны.
И лекарства и микстуры нам не нужны.
Закрепление материала.
А) Задание в тетради. С.67.
Б) Работа с учебником. С.151
- Одинаковую ли пищу они едят? (Нет.)
- Как вы думаете, кто из ребят ест здоровую пищу. (Предположения учащихся).
- А как нам проверить, кто из вас прав? (Нужно прочитать в учебнике тексты рядом с картинками.)
- Прочитаем тексты. (Чтение текстов.)
- Кто же из ребят ест здоровую пищу? (Коля.)
- Почему? (Он ест кашу и творог, а в них много витаминов.)
- Верно. Здоровая пища – это пища, в которой много витаминов. Витамины очень важны для организма человека.
В) Работа с карточками.
Выбери полезные продукты. Что полезно отметьте знаком «+». Если считаете. Что продукт не приносит пользы, поставьте знак «-».
Чипсы
-
Морковь
+
Капуста
+
Яблоки
+
Пепси
-
Торты
-
Рыба
+
Лук
+
«Сникерс»
-
Майонез
-
Кефир
+
Геркулес
+
Жирное мясо
-
Сок
-
Г) Работа с учебником с.152
VII. Итог урока.
- Молодцы. Что же такое здоровая пища? (Это пища, которая приносит пользу организму.)
- Какие полезные вещества содержит здоровая пища? (Витамины.)
- О каком важном витамине вы сегодня узнали? (О витамине С.)
- Какие советы по правильному питанию вы запомнили? (Ответы учащихся.)
(Автор стихов Л.Зильберг).
Ребенок 1-й:
Я думаю, ты, без сомнения знаешь,Что пользу приносит не все, что съедаешь
Ребенок 2-й:
Запомни и всем объясни очень ясно:Желудок нельзя обижать понапрасну.
Ребенок 3-й:
Холодная пища ему не нужна,И очень горячая тоже вредна.
Ребенок 4-й:
А сладостей разных и чипсов, и “колы”Желудок боится, как дети уколов.
Ребенок 5-й:
Большими кусками не стоит глотать,А тщательно надо еду прожевать.
Ребенок 6-й:
И помни - желудок у тех не болел,Кто с детства его понимал и жалел!
(Дети получают памятки)
Золотые правила питания.
Главное – не переедайте.
Ешьте в одно и то же время простую, свежеприготовленную пищу, которая легко усваивается и соответствует потребностям организма.
Тщательно пережевывайте пищу, не спешите глотать.
Мойте фрукты и овощи перед едой.
Перед приемом пищи мысленно поблагодарите всех, кто принял участие в создании продуктов, из которых приготовлена пища. И конечно, тех, кто приготовил вам еду.( презентация, слайд16)
- Молодцы. Хорошо сегодня поработали. Наш урок окончен.
Список литературы:
Л.А.Обухова и др. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы.
Н.Ф. Виноградова, учебник «Окружающий мир»,1 класс.
Н.Ф. Виноградова, тетрадь «Окружающий мир»,1 класс.
Т.В.Бут, Н.В.Лободина, Окружающий мир. Планирование уроков. 1 класс.
Заголовок 2Заголовок 315