Конспект урока по развитию речи русский язык 3 класс Подробное изложение повествовательного текста «Кукушка»
Конспект урока развития речи по русскому языку 3 класс
«Школа 2100» МБОУ «ООШ №10», г. Таштагола
Провела: Казакова Е.В.
Тема: Подробное изложение повествовательного текста «Кукушка»
Тип: урок развития речи. Изложение.
Цель: продолжать работу над развитием умений писать изложение по составленному плану.
Задачи: 1. Образовательная – учить подробно письменно пересказывать повествовательный текст; формировать навыки устного и письменного пересказа текста; формировать умения слушать и анализировать текст.
2. Развивающая – развивать умения связно излагать мысли; развивать умения писать изложение по коллективно составленному плану; развивать устную, письменную речь, логику, память.
3. Воспитательная – воспитывать трудолюбие аккуратность; воспитывать интерес к русскому языку, родной природе.
Оборудование: мультимедиа, текст изложения.
Ход урока:
Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечания
1.Организация класса на работу
(1-2 мин)
(Метод- словесный; прием- слово учителя )
2.Подготовка учащихся к восприятию текста
(8-10 мин)
(методы- словесно – практический, словесно – образный; приемы – беседа, работа по слайдам.)
3.Самостоятельное восприятие текста учащимися (5 мин)
(метод – самостоятельная работа; прием – чтение текста)
4. Анализ текста
(2-3 мин)
(метод – словесно- практический; прием - беседа)
5. Составление плана (деление текста на части и озаглавливание их)
(2-3 мин)
(метод – частично-поисковый; прием – составление плана)
6. Языковая подготовка
(2-3 мин)
(метод – словесно-практический; прием – беседа, работа с текстом)
7. Установка на письменный пересказ (1 мин)
(метод – словесный; прием – беседа)
8. Запись изложения
(15-20 мин)
(метод – самостоятельная работа; прием – запись изложения)
9. Самопроверка
(2-3 мин)
(метод – самостоятельная работа; прием – проверка работы, слово учителя) - Ребята, у нас русский язык. Уберите все лишнее со стола. У вас должны остаться только ваши черновики и текст. Сегодня мы с вами пишем изложение.
а) Отгадайте загадку:
Не ворона, не синица, -
Как зовется эта птица?
Примостилась на суку –
Раздалось в лесу «ку-ку».
- Почему так решили?
б) Установка на первичное чтение текста:
- У вас на столах лежит текст, прочитайте его. Представьте себе, как события, описанные в рассказе, происходили в жизни.
- Ребята, скажите, о каких птицах идет речь в тексте?
- Посмотрите на экран, сравните этих птиц, что вы можете о них сказать?
- Прочитайте еще раз текст
- Чем были заняты птицы в роще?
- Что заботило кукушку?
- Чьё гнездо она выбрала?
- Как она подбросила свое яйцо в гнездо мухоловки?
а) Повторное чтение текста
- Разделите текст на части
б) Определение границ каждой части:
- Сколько частей в тексте?
- О чем говорится в первой части?
- Как можно её озаглавить?
- О чем говорится во второй части?
- Как её можно озаглавить?
- О чём говорится в третьей части?
- Как можно её озаглавить?
- Запишите план на ваши листочки
а) Разбор опорных слов
- Прочитайте первую часть, какие опорные слова мы можем из нее взять?
- Прочитайте вторую часть, какие здесь опорные слова мы можем выделить?
- Какие опорные слова из третьей части можно выделить?
б) Работа над речевыми особенностями:
- Какие материалы использовали птицы для строительства?
- Какие слова использует автор, называя процесс строительства гнезд?
в) Пунктуационная работа:
- Обратите внимание на такие слова, как перья, мох, траву, что стоит между этими словами?
- Посмотрите, а как пишутся слова строить, вить, лепить?
- Ребята, перед тем как вы приступите к самостоятельной работе, прочитайте еще раз текст.
- Ребята, как мы выделим каждую часть на письме?
- Приступаем к работе
- Если вы написали, проверьте свою работу.
- Ребята, урок окончен, сдайте свои черновики, на следующем уроке вы перепишите вашу работу в тетради. - Кукушка
Чтение текста, пересказ от первого лица
О кукушке и мухоловке
Читают текст
Таскали перья, мох, траву
Кукушка искала гнездо
Она выбрала гнездо мухоловки
Снесла яйцо на землю, потом взяла его в клюв и осторожно опустила туда яйцо
Читают еще раз
Они использовали перья, мох, траву
Автор использует такие слова, как: строить, вить, лепить
Между этими словами стоят запятые
Эти слова пишутся тоже через запятые
Будем писать с красной строки
Пишут изложение
Проверяют Текст у каждого ребенка на столе (текст приложен)
Слайд 1
План изложения приложен
Слайд 2
Опорные слова появляются на слайде, дети их не записывают
Ребята, которые написали изложение раньше и проверили его, получили задание сделать фонетический разбор слова КУКУШКА
План:
1.Птицы готовятся выводить птенцов
Спокойно сидела,
Между деревьями,
Должны вывестись,
Перья, мох, траву
Спешили строить, вить, лепить
2.Кукушка ищет лучшее гнездо
Яйцо, воспитывать, подбросить
3.Кукушка подбрасывает яйцо в надежное место
Мухоловка, следила, осторожно, опустила, снесла прямо на землю, пристроила птенца.