Стилистический анализ текста( на примере текста Н. Сладкова
На примере текста Николая Сладкова “Апрель”
мы предлагаем наш вариант стилистического анализа текста. Предложенные материалы можно использовать на уроках в начальной школе, на уроках РКИ, а также в 5-6 классах на занятиях по развитию речи или в рамках спецкурса по стилистике. С помощью подобных разработок можно постепенно готовить учащихся к сдаче ЕГЭ(задание В8).
Николай Сладков
А П Р Е Л Ь
На всех снежных проталинах рыжие пятна проталины.
День ото дня их всё больше и больше. Не успеешь и глазом моргнуть, как все эти маленькие веснушки сольются в одну большую весну.
Всю долгую зиму в лесах и полях пахло снегом. Сейчас оттаяли новые запахи. Где ползком, а где на лёгких струйках ветра понеслись они над землёй.
Чёрные пласты оттаявшей пашни, как чёрные гряды волн, пахнут землёй и ветром. В лесу пахнет прелыми листьями и нагретой корой.
Запахи сочатся отовсюду: из оттаявшей земли, сквозь первую зелёную щетину травы, сквозь первые цветы, похожие на брызги солнца. Струйками стекают с первых клейких листочков берёз, капают вместе с берёзовым соком.
По их невидимым пахучим тропинкам торопятся к цветам первые пчёлы и мчатся первые бабочки. Зайчишки так и шмыгают носами чуют зелёную травку!
В прошлый раз мы с вами познакомились с различными тропами и фигурами речи. Давайте посмотрим, сможем ли мы найти их в новом тексте.
ЭПИТЕТЫ - лёгкие струйки; невидимые пахучие тропинки.
СРАВНЕНИЯ - как чёрные гряды волн; похожие на брызги солнца; струйками стекают.
МЕТАФОРЫ - маленькие веснушки сольются в одну большую весну; оттаяли запахи; струйки ветра; пахнут землёй и ветром; запахи сочатся; щетину травы;
ГИПЕРБОЛА - не успеешь и глазом моргнуть.
Посмотрите, теперь перед нами совсем другой текст. Обратите внимание на то, что, описывая апрель, автор не просто рисует красивые картины природы, а пытается передать движение, динамику. Мы чувствуем, что началась весна, что природа проснулась, весь мир объят движением и уже ничто не может заставить природу пребывать в покое и созерцании. Чтобы показать бурное наступление весны, автору уже недостаточно знакомых нам тропов и фигур речи. Ему нужны новые средства художественной выразительности.
Для усиления выразительности речи можно использовать различные лексические средства. Важнейшую роль, например, играют синонимы.
СИНОНИМЫ – слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по значению. Например: смотреть – глядеть; храбрый – отважный, бесстрашный, смелый и т. д.
СИНОНИМЫ в тексте:
А) понеслись – нестись
торопятся – торопиться
мчатся – мчаться
Б) стекают - капают
Для того чтобы сделать текст более эмоциональным, часто используют однородные члены. Перечисление придает тексту особую музыкальность, гармоничность звучания.
ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову, произносятся с интонацией перечисления. Например: В саду росли астры, георгины, розы; В Москве мы побывали в музеях и на выставках.
ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ в тексте:
А) пахло в лесах и полях
Б) пахнет землёй и ветром
В) пахнет листьями и корой
Г) сочатся сквозь щетину, сквозь цветы
Д) стекают, капают
Автор не только использует в тексте синонимы и однородные члены, но и прибегает к такому приему, как лексический повтор.
ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР - намеренное повторение одного и того же слова. Таким способом можно выделить самое важное, ключевое слово, на значение которого нужно обратить особое внимание. Например: Лениво дышит полдень мглистый, лениво катится река. И в тверди пламенной и чистой лениво тают облака.
ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР в тексте:
А) больше и больше, большую весну
Б) чёрные пласты, чёрные гряды
В) первую щетину, первые цветы, первых листочков, первые пчёлы, первые бабочки.
Особую эмоциональность, выразительность придают речи фразеологизмы.
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ – устойчивые сочетания слов, смысл которых нельзя понять из значений слов, входящих в этот оборот. Например: класть зубы на полку; делать из мухи слона; ни пуха ни пера.
Иногда для усиления эмоциональности, выразительности в фразеологизмах используют однокоренные слова или повторы. Например: яснее ясного; горе горькое; шутки шутить; лицом к лицу; с минуты на минуту.
Такой же фразеологизм используется в тексте «Апрель».
День ото дня – с каждым днём, постепенно. Например: А как стала первого ноября зима, так ни одной оттепели не было, и стужа день ото дня всё больше и больше свирепеет.
А теперь нужно проверить, смогли ли вы запомнить, что такое синонимы и фразеологизмы.
1. ЗАГАДКИ
Отгадайте, какие фразеологизмы имеются в виду?
1. Его вешают, приходя в уныние; задирают – зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело, за него можно водить, им можно клевать.
2. Не цветы, а вянут; не белье, а развешивают.
3. Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, туда бросают слова, деньги.
4. В них можно пускать пыль, их можно открыть кому-нибудь, ими можно хлопать и их можно мозолить.
5. Их можно унести, на них можно встать, с них можно падать и сбиваться, под ними можно путаться, одна из них может оказаться здесь, а другая - совсем в другом месте.
6. Его можно проглотить, прикусить, можно держать за зубами, и он даже может довести до Киева.
7. Ее можно морочить, кружить, она может идти кругом, иногда ее трудно носить, а время от времени на нее падает снег.
8. Их можно заговаривать, скалить, сквозь них можно говорить и, к сожалению, их даже можно положить на полку.
2.ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ ЗООПАРК
Отгадайте, какие животные живут в фразеологизмах.
Взять.. за рога.
Пишет как.. лапой.
.. на ухо наступил.
Как .. языком слизала.
Вот где .. зарыта.
Лить .. слезы.
Когда .. на горе свистнет.
Биться, как .. об лед. Как .. в воде.
Купить .. в мешке.
На сердце ..... скребут
3. СИНОНИМЫ
Подберите синонимы к словам и разгадайте кроссворд.
ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
Враг
Торжество
Гиппопотам
Грустный
Смелый
Маленький
ПО ВЕРТИКАЛИ:
Азбука
Друг
Огонь
Большой
Раздевалка
Ум, разум
Запах
7
8
1
9
10
2
11
3
4
12
13
5
6
А теперь давайте проверим, как вы справились с заданиями.
1.ЗАГАДКИ
1. Нос – вешать нос; задирать нос; совать нос, водить за нос, клевать носом.
2. Уши – уши вянут; уши развесить.
3. Ветер – ветер в голове; ищи ветра в поле; бросать что-н. на ветер.
4. Глаза – пускать пыль в глаза, открыть глаза (кому-нибудь), хлопать глазами; мозолить глаза (кому-нибудь).
5. Ноги - унести ноги; встать на ноги; падать с ног; сбиться с ног; путаться под ногами; одна нога здесь, другая там.
6. Язык - язык проглотил; прикусить язык; держать язык за зубами; язык до Киева доведет.
7. Голова - морочить голову кому-нибудь; вскружить голову; голова идет кругом; не сносить головы; как снег на голову.
8. Зубы - зубы заговаривать; скалить зубы; говорить сквозь зубы; положить зубы на полку.
2. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ ЗООПАРК
Бык
Курица
Медведь
Корова
Собака
Крокодил
Рак
Рыба
Кот
Кошки
3. КРОССВОРД
7
А
8
Л
1
П
Р
О
Т
И
В
Н
И
К
9
Ф
Р
10
2
П
Р
А
З
Д
Н
И
К
Г
Л
В
Я
11
И
А
И
Т
Г
3
Б
Е
Г
Е
М
О
Т
4
П
Е
Ч
А
Л
Ь
Н
Ы
Й
А
Я
12
Л
Р
Н
13
И
Ь
Д
5
Б
Е
С
С
Т
Р
А
Ш
Н
Ы
Й
Е
С
Р
Т
Р
6
К
Р
О
Ш
Е
Ч
Н
Ы
Й
О
И
М
Л
Б
Й
А
Л
Т
Е
К
Т