Подробное изложение по произведению Н. Сладкова «Осенняя ёлочка». (3 класс)
Г. Кунгур
Учитель начальных классов
Казаринова Л.Е.
Урок проведен 20 октября 2016 г.
Проект урока
Предмет: русский язык
Класс: 3 класс (1 четверть).
Тема урока: Подробное изложение по произведению Н. Сладкова «Осенняя ёлочка».
Технология: деятельностный подход, дифференцированное обучение.
Тип урока: урок развития речи.
Цель урока: умение пересказывать, используя в изложении языковые средства выразительности, умение определять главную мысль текста.
Планируемый результат: Дети научатся выделять главную мысль текста и использовать в речи языковые средства выразительности.
Ход урока.
Мотивация. Постановка речевой задачи.
Сегодня на уроке мы будем писать изложение. Давайте вспомним, что означает слово «изложить»? (Пересказать, описать, передать письменной речью). Когда нам бывает нужно письменно пересказывать текст? (Когда пишем письма, ). Каким должно быть письмо, чтобы его было интересно читать? Определите задачу урока. (Будем учиться пересказывать)
Формулирование цели урока.
Представьте, что мы хотим пересказать своему другу в письме интересную историю. Как это надо сделать? (Пересказать историю так, чтобы человек составил о ней правильное представление, понял отношение автора.) Что для этого нужно? (Использовать выразительные средства, которые употребляет в тексте автор)
Значит, для передачи содержания будем учиться использовать средства выразительности, применяемые автором.
Вступительное слово об авторе, создание установки на восприятие исходного текста.
Чтобы красиво говорить, правильно и грамотно оформлять свои мысли, нужно учиться у мастеров слова. Одним из таких мастеров является Николай Сладков. Вспомните, какие произведения этого автора мы читали. О чём они?
Попробуйте догадаться, о чём будет текст, который мы будем писать (о природе).
Николай Сладков написал много замечательных произведений для детей о природе. Это был очень наблюдательный человек. Ведь только внимательный человек, имеющий богатую фантазию, может в обычном для нас явлении увидеть необычное.
Послушайте текст. Ваша задача – слушать текст так, чтобы потом точно восстановить все описанные в нем события, написать хорошее изложение. Какое изложение можно считать хорошим? (Хорошее изложение точно передает содержание и выразительность авторского текста)
Чтение текста.
Чтение текста учителем (или прослушивание магнитофонной записи);
Анализ содержания.
Что вы представили, когда слушали текст. Какие картинки можно нарисовать?
Ответы детей:
1 картинка. Лес весной и летом – голубое небо, яркое жёлтое солнце, все деревья зелёные, ёлочку на их фоне не заметно;
2 картинка. Лес осенью – небо серое, все деревья в разноцветных узорах, ёлочка выделяется среди них;
3 картинка. Ёлочка, на ветках которой лежат разноцветные листья разных деревьев.
Рассматривание иллюстрации в учебнике. Сравнение своих представлений с рисунком художника.
Какой заголовок соответствует содержанию текста? Докажите.
Ёлочка.
Осенний наряд деревьев.
Осенняя ёлочка.
Что отражено в этом заголовке тема или главная мысль текста? (Тема)
Зачем автор написал этот текст? Что он хотел сказать? (У ёлочки много друзей. Они помнят о ней, дарят ей подарки. Благодаря их подаркам, ёлочка стоит нарядная).
Анализ структуры текста. Работа с планом.
Определите стиль речи. (Художественный)
Тип текста (Повествование с элементами описания)
Сколько частей в тексте? (Три.)
Выявление микротем текста. О чем будем говорить в первой, второй, третьей части? (о появлении ёлочки, о подарках, о том, какая стала ёлочка)
Предлагается расставить пункты вопросного плана в соответствии с текстом.
Что дарят ёлочке осина, клён, ива, берёза?
Когда не было видно ёлочки?
3. Во что наряжена ёлочка?
Лексическая работа.
Лексическая работа проводится при открытых учебниках. Она направлена на выявление ярких, точных слов и синтаксических конструкций, на предупреждение речевых недочетов учащихся в текстах их собственных изложений.
Работа в парах. Какие выразительные средства автор использует в тексте?
Олицетворение, сравнение (примеры)
Синонимичный ряд: дарит, засыпает, забрасывает, роняет.
Синонимичный ряд: жёлтый, бронзовый, золотой.
Как можно назвать ёлочку ещё? (деревце, она)
Выделите главные слова каждой части:
Первая часть.
Опорные слова: весной, летом, осенью.
Вторая часть.
Опорные слова:
китайские фонарики, золотые звёзды, бронзовые рыбки, жёлтые конфетти
Третья часть.
Опорные слова:
Колючая, хвойная, мягкая, лиственная
Шитьё, багрянец, бронза.
Орфографическая подготовка.
Найдите в тексте слова с разделительным ь.
Найдите слова, которые нельзя проверить.
Определите орфограмму, подберите проверочные слова:
Всна - _______________
оснь - _______________
древья - ____________
злтые - ____________
рыки – ________________
мякий - ________________
Повторное чтение.
Параллельное прослушивание текста и чтение про себя (комбинированный прием работы).
Даётся время на то, чтобы дети пересказали текст про себя, пользуясь планом и опорными словами. При возникших затруднениях оказывается индивидуальная помощь.
Написание изложения детьми.
Проговариваются критерии оценивания:
Умение передать содержание текста;
Использование в изложении авторских средств выразительности;
Аккуратность и грамотность.
Самопроверка.
Проверь изложение, пользуясь памяткой.
Прочитай текст полностью, чтобы понять: удалось ли тебе передать содержание текста.
Проверь, все ли опорные слова использованы.
Прочитай текст ещё раз.
Читай медленно, по одному предложению.
Начало предложения пиши с большой буквы, в конце - ставь точку.
Найди слова, которые нужно запомнить или проверить. Проверь.
Рефлексия.
Вспомните, в начале урока мы говорили о том, что хотели бы написать другу письмо. Подумайте, кому бы вы отправили своё письмо-изложение. Интересно ли будет его читать? После того как я проверю ваши изложения, у вас будет такая возможность.
Компетентностно-ориентированное задание
по теме «Буквы и звуки»
Предмет: русский язык
Элемент структуры
Пример
Компетенция
Аспект
самоорганизационная
определение проблемы
Стимул
Мы идем в зоопарк. Нужно составить маршрут так, чтобы не потеряться и не подходить к одному вольеру дважды.
Задачная формулировка
Определи закономерность, в соответствии с которой располагаются животные в зоопарке. Ответь на вопрос:
К какому следующему животному мы отправимся?
Распредели слова в соответствии с данной закономерностью.
Источник информации
Текст задания
Бланк выполнения задания (если необходим)
Продолжи ряд:
Верблюд, дикобраз, заяц, цапля,________________________________
Слова для справок: носуха, лев, тигр, як, аист, козёл, ворон, рысь.
Инструмент проверки
Инструмент проверки (модельный ответ)
Задание рассчитано на обучающихся 1 класса.
2 балла – карточки располагаются в следующем порядке: як, козёл, лев, ворон, носуха, аист, тигр, рысь.
1 балл – Верно найдено хотя бы одно слово.
0 баллов – Слова располагаются в другом порядке.
Компетентностно-ориентированное задание
по теме «Правописание безударных гласных в корне слова»
Предмет: русский язык
Элемент структуры
Пример
Компетенция
Аспект
учебно-познавательная
переработка, использование информации для решения учебных задач.
Стимул
В школе объявлен день самоуправления. Нам доверили составить карточку для учащихся 2 класса по теме «Правописание безударных гласных в корне слова».
Задачная формулировка
Разбить слова на две группы по признаку проверяемая безударная гласная в корне слова и непроверяемая безударная гласная в корне слова. Дополнить каждую группу одним своим примером, подобрать проверочное слово, когда это возможно.
Источник информации
Русский язык. Учебник для 2 класса. Текст задания
Бланк выполнения задания (если необходим)
Собака, гора, трава, овощи, река, страна, аптека, молоко, осенний, горячий.
Инструмент проверки
модельный ответ и критерии оценки выполненного задания
Модельный ответ:
проверяемая безударная гласная в корне слова
непроверяемая безударная гласная в корне слова
Гора – горы
Собака
Трава – травы
овощи
Река – реки
аптека
Страна – страны
молоко
Осенний – осень
горячий
Критерии оценки выполненного задания:
Правильное распределение слов по группам - 10 баллов (по 1 баллу за каждое слово).
Каждый столбик таблицы дополнен одним своим примером – 4 балла (по 2 балла за каждый пример).
За правильно подобранное проверочное слово – 6 баллов (по 1 баллу за каждое слово).
Максимальное количество баллов – 20 баллов.
«5» - 20 баллов;
«4» - от 15 до 19 баллов;
«3» - от 10 до 14 баллов;
«2» - менее 10 баллов.
vђЗаголовок 215