Урок русского языка Правописание слов с разделительными твердым и мягкими знаками(4 класс)


Урок русского языка в 4 классе по теме «Правописание слов с разделительными твёрдым и мягким знаками»
Цели урока: Предметные:
1.Наблюдение за позицией написания разделительных ъ и ь знаков, решение орфографической задачи – в каких случаях пишется разделительный ъ. а в каких разделительный ь.
2. Развитие умения применять теоретический материал в письменной речи, развитие логического мышления.
3. Обогащение словарного запаса учащихся. Развитие связной речи.
4. Воспитание интереса к предмету через содержание учебного материала.
Формирование УУД
Познавательные: использование знаково-символические средства моделирования для решения задач, осуществление анализа и синтеза объектов.
Личностные: развитие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу. Ориентация на самоанализ и самоконтроль результата, способность к самооценке.
Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.Коммуникативные: воспитывать способность сохранять доброжелательные отношения друг к другу. Умение аргументировать своё предложение.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Подравнялись. Настроились на работу.
2.Мотивация учебной деятельности.
-Отгадайте загадку:
Он, конечно, самый главный
Озорник-шалун забавный.
Он в огромной синей шляпе
Неумеха и растяпа. (Незнайка)
3.Актуализация знаний.
-В одной из повести Незнайка летал на Луну. А сегодня он встретил жителей страны Грамматики, которые очень сильно поспорили. Послушайте спор!
Не через чур ли ты добряк? –
Так знаку мягкому промолвил твёрдый знак.
- Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься.
Не, в алфавит ты не годишься!
Кто б говорил, но ты б уж помолчал! –
Знак Ь твёрдому на это отвечал.
- Ты твёрд и груб, как суковатый дуб.
Давным-давно пора, как букву ять, тебя из азбуки изъять!..
- Друзья! Никчёмные слова – ваш разговор –
Незнайка им сказал, услышав этот спор.
- Вы оба хороши, достойны чести,
Когда стоите в нужном месте!
Мы должны помирить ъ и ь знаки.
-Над какой темой будем работать?
-Какие цели вы поставите перед собой? ( повторить и сравнить правила написания ъ и ь знаков; научиться различать ъ и ь знаки при написании и не путать их на письме)
- Откроем тетради, запишем число. ( Восемнадцатое октября)
На доске:
Друзья, ученье нас объединяет.
-Как понимаете смысл?
-Что записано на доске?
-Из чего оно состоит?
-Что выражает это предложение? ( законченную мысль)
-Какое это предложение по цели высказывания?(побудительное)
-А по интонации? ( восклицательное)
- Объясните запятую в этом предложении? ( обращение)
- На какие группы можно разделить слова этого предложения, учитывая тему нашего урока?
1 группа (друзья, ученье)
2 группа (объединяет)
4.Усвоение новых знаний и способов действий.
Чтобы объяснить почему в одних словах пишется ъ и ь знаки, проведем наблюдения.
Сейчас вы поработаете в парах.
Я раздаю вам карточки, вы должны вставить ъ и ь знаки и доказать , когда эти буквы пишутся.
Под _ ехал, об_ яснить, в_юга, под_ём, обез_яна, пред_юбилейный.
Проверка. Взяли карандаш. Слушаем первую пару, какие буквы вы вставили, докажите.
Вывод: ъ пишется только после приставок, которые заканчиваются на согласную, пере гласными е,ё,ю,я.
Ь пишется после согласных в корне перед гласными е, ё, ю, я, и.
-Вернемся к нашим словам, кто объяснит, почему в словах друзья и ученье пишется ь знак, а в слове объединяет ъ знак?
5.Физкультминутка.
Я называю слова, в которых нужно писать ъ знак мы садимся, а если нужно написать ь знак встаем.
Воробьи, подъезд, съемка, семья, колья, съехал, полозья.
Лексическое значение слова полозья - загнутые спереди гладкие полоски снизу саней, на которых они скользят по снегу.
6.Закрепление изученного материала.
Работа по учебнику
Стр.65. упр.108.
7.Рефлексия.
Какую цель мы ставили перед собой? Достигли ли мы её? Когда пишется ъ? В каких словах пишется ь?
Прокомментируйте свою работу на уроке, продолжив предложения:
У меня получилось…..
Больше всего мне понравилось….
Я смог правильно….
Было трудно….
8.Домашнее задание.
стр.64 правило, стр.65 упр. 107