Урок русского языка на тему: Правописание слов с разделительными твёрдым и мягким знаками (1 класс)
Тема: Правописание слов с разделительными твёрдым и мягким знаками.
Цели урока:
закрепить знания учащихся о разделительных ъ и ь;
развивать умения отличать эти знаки друг от друга, употреблять в устной и письменной речи слова с разделительными ъ и ь;
развивать у учащихся интерес к предмету, речь, память, воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: презентация к уроку, карточки с заданием.
Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков мягким знаком, твёрдость согласных звуков твёрдым знаком; соотносить количество звуков и букв в словах с твёрдым и мягким знаками. Ход урока:
Организационный момент.
Учитель: Занимаем свои места, нас ждет интересный урок.
Музыка «Бу-ра-ти-но».
Стук в дверь, входит Буратино.
- Здравствуйте! Вы меня узнали? Я пришёл к вам за помощью, Мальвина сказала, что я совсем не умею писать и отправила меня в школу. Помогите мне пожалуйста.
Учитель:
- Конечно же поможем, а что случилось?
Буратино:
- Я написал Мальвине письмо, а она засмеялась и отправила меня к вам.
Письмо на доске:
Я не приду. Лёт сильный дожд. Палто промокло. У подезда лужи.
Учитель:
- Ребята, чем мы можем помочь нашему гостю?
Дети: Научить правильно вставлять в слова Ъ и Ь знаки.
Учитель: Проходи Буратино, будешь у нас почётным гостем, мы поможем тебе разобраться с этими загадочными буквами, которые стоят ближе к концу алфавита и не умеют «говорить».
Сообщение темы и цели урока.
Учитель: Молодцы, ребята! Правильно узнали в чём мы поможем нашему гостю. А теперь попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.
Дети: Правописание слов с разделительным твердым и мягким знаком.
Учитель: А что вы знаете о букве ь ?Дети:
- Буква ь - показатель мягкости согласного звука на письме
- Буква ь пишется на конце слов после согласных и в середине слова между согласными
- Разделительный ь пишется после согласных перед гласными е, ё, ю, я, и.
Мягкий знак, мягкий знак –
Без него нельзя никак!
Без него не написать
Тридцать, двадцать, десять, пять.
Вместо шесть получим шест,
Вместо есть напишем ест,
Станут пенками пеньки,
Уголками – угольки,
Банька в банку превратится,
Вот, что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.
Учитель: Что вы знаете о разделительном ъ?
Давайте прослушаем рассказ о споре букв в алфавите.
- Не чересчур ли ты добряк?
Так знаку Мягкому промолвил Твердый знак.
- Слова и буквы ты всегда
Смягчить стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!
- Кто б говорил, но ты б уж помолчал!
Знак Мягкий Твердому на это отвечал.
- Ты тверд и груб, как суковатый дуб.
Давным-давно пора, как букву «ять»,
Тебя из азбуки изъять…
- Друзья! Ваш разговор – никчемные слова.
Услышав этот спор, сказала буква А.
- Вы оба хороши, достойны оба чести,
Когда стоите оба в нужном месте!
Учитель: Ребята, как разрешить спор букв?
Дети: Надо писать их в нужном месте.
Учитель: Какие же цели мы поставим перед собой?
Дети: Научиться писать слова с разделительными ъ и ь, различать эти знаки между собой.
Учитель: Да. Этому мы и посвятим наш урок.
Давайте исправим ошибки в письме у Буратино.
На доске: Я не приду. Льёт сильный дождь. Пальто промокло. У подъезда лужи.
Чистописание.
Учитель: Запишите второе предложение из письма Буратино.
Я тетрадочку открою,
Уголочком положу.
Вам, друзья, секрет открою:
Ручку правильно держу.
Сяду ровно, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Работа по теме урока.
Наблюдения над словами с Ъ и Ь знаками.
Запись на доске: …раз отмерь, один раз отрежь.
- Прочитайте. Кто догадался, какая это пословица? Какое слово пропущено? (Семь раз отмерь, один раз отрежь.)
- Объясните смысл данной пословицы. Когда так говорят?
- Назовите звуки в слове – семь.
- Что можно сказать о согласных звуках в слове? (Они мягкие.)
- Какой буквой обозначена мягкость согласного звука [С]? (Гласной буквой – е.)
- Какой буквой обозначена мягкость согласного звука [М]? (Мягким знаком.)
- А теперь такую же работу попробуем провести со словом – съел.
- Давайте вспомним друзей Буратино.(Мальвина, Пьеро)
5. Физкультминутка.
6. Закрепление изученного материала.
Самостоятельная работа по вариантам.
- Перед вами на каждой парте есть карточки со словами, первый вариант должен выписать слова с мягким знаком, а второй вариант слова с твёрдым знаком.
Карточка: Пью, льёт, съест, вьюга, въезд, жильё, съехал, семья, объяснить, подъезд.
Проверка выполненного задания.
- Что вы можете сказать про все эти слова? (В каждом слове Ъ и Ь знаки являются разделительными.)
7. Итоги урока
Учитель: Вот и подошел к концу наш урок. Давайте проанализируем нашу работу.
Какие задачи ставили перед собой?
Удалось ли эти задачи решить?
Что самое важное для себя нужно запомнить из сегодняшнего урока?
Работа со знаками самооценки.(Зелёный, жёлтый, красный круги.)
Учитель: Ну что, Буратино, нам удалось помочь тебе?
Буратино: Да друзья я очень рад, что пришёл к вам на урок, теперь я могу писать письма без ошибок!
Учитель: Молодцы, ребята! Спасибо вам за хорошую и дружную работу на уроке.