Дидактические игры второй группы направлены на решение задач мыслительного блока для детей средней группы



Дидактические игры II группы направлены на решение задач мыслительного блока для детей средней группы


Серия игры-«эксперементы, игры-опыты» Данная серия игр предполагает решить следить задачи: - формирование у детей умение видеть многообразие мира; - развитие собственного практического, познавательного, творческого опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств(эталонов, символов, условных заменителей, алгоритмов, моделей). – расширение перспектив преобразовательной деятельности путем включения детей в мыслительные, моделирующие действия.
«Игры с соломинкой» Штампики из разрезанной соломинки: Дидактическая задача. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования. Развивать воображение, мышление, побудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру. Материал: Разрезная соломинка. ХОД ИГРЫ Рисовать можно чем угодно и как угодно! Ребенок любит быстро достигать результата в своей работе, а нетрадиционные техники помогают этому. Воспитатель предлагает детям необычные коктельные соломинки на конце разрезанные в виде цветочка и объясняет, что мокнув в краску можно на листе поставить разноцветные отпечатки получив разноцветный салют, цветы на поляне и.т.д.
Игра на развитие слухового восприятия «Что звучит?».
Дидактическая задача .Развитие слухового внимания. Материал: музыкальными инструментами . ХОД ИГРЫ За ширмой воспитатель звучит разными музыкальными инструментами, а дети должны угадать, что звучало.
«Бумага-какая она?» Цель: помочь детям с помощью разнообразных приемов определить свойства бумаги: бумага бывает белая, красная, синяя и всяких других цветов, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая; бумага шуршит, легко мнется, смятую бумагу трудно распрямить; бумага легко рвется и расползается в воде, она непрочная.
Задачи: формировать знания детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах, истории ее создании. Развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно-следственные связи между качеством бумаги и ее назначением. Материал: бумага с разными свойствами. Беседа о бумаге: Воспитатель: - Для чего нужна бумага? (Ответы детей) - Как вы думаете, а бумага была всегда? (Ответы детей) - На чем писали древние люди? (На камнях) Древние люди вместо бумаги использовали бересту. Береста- это наружная часть березовой коры. Люди составляли грамоты, писали письма. Выцарапывали буквы костяными инструментами. Но такой способ письма был не удобен. Люди придумали листы из тонкой кожи животных и назвали его «пергамент». Это очень прочный материал, но тяжеловат при оформлении на нем текста, труден для переплета. Появился новый материал, который тоньше пергамента и более удобный - бумага. Воспитатель: ребята, как вы думаете, из чего делают бумагу? (Ответы детей) (Из дерева) - Где ее изготавливают? (На бумажной фабрике) Опытно-исследовательская деятельность «Бумага, какая она? » У каждого ребенка на подносе находятся кусочки разных видов бумаги. Дети рассматривают их. - Как определить какая бумага - гладкая или шершавая, тонкая или толстая, мягкая или жесткая? (Дети рассматривают, определяют качества бумаги) Воспитатель демонстрирует опыты с горением, намоканием, непрочности бумаги. Дети приходят к выводу о качествах и свойствах бумаги: мнется, рвется, режется, непрочная, намокает, горит.
«Что в коробке» Дидактическая задача. Познакомить детей со значением света, его источниками(солнце, фонарик, лампа), установить что свет не проходит через непрозрачные предметы. Материал: коробка . ХОД ИГРЫ В этой игре воспитатель предлагает детям узнать, что находится в коробке и как это можно обнаружить(открыть прорезь или снять крышку, чтобы свет попал в коробку и осветил предметы внутри нее).Дети открывают прорезь и рассказывают о других источниках света: фонарике и лампе.
Метод «Системный оператор» по программе РТВ-ТРИЗ «Системный подход: компонентный» - изучает состав системы и частью чего она является (вертикальная трехэкранка – система, ее подсистема и надсистема: родовая-классификация, и по месту расположения) Дидактическая задача. Учить детей умению видеть, воспринимать и представлять как единое целое систему со всеми ее связями, изменениями в сочетании разных подходов. ХОД ИГРЫ Вертикальная трехэкранка: система(стул); надсистема(родовое понятие: « мебель»; по месту расположения: в доме, кафе, детский сад); подсистема( четыре ножки, спинка, сиденье) .
«Системный подход: генетический»(прошлое-настоящее-будущее)
Дидактическая задача .Формируем у ребенка представление об изменениях объекта во времени. ХОД ИГРЫ В зависимости от возраста увеличиваем длину цепочки – в 2-3 года достаточно двух-трех вариантов. Для демонстрации можно использовать, например, паровозик с вагонами. В окошко вагонов вставляем картинки или схематично рисуем постепенное изменение объекта во времени.

Икра → головастик → лягушка Яйцо → гусеница → куколка → бабочка Семя → росток → саженец → маленькое деревце → большое дерево Яйцо – цыпленок – курица «Что сначала, что потом» Это упражнение может использоваться с детьми 2-3 лет, постепенно усложняясь, и помогает закрепить последовательность времен года, частей суток, дней недели и т.п.- Сначала осень, а потом? – Зима. – А потом? – Весна. – А потом? – Лето. Сначала вторник, а потом? – Среда.
- Сначала вечер, а потом? – Ночь. – Сначала завтрак, а потом? – Обед.