Конспект урока по русскому языку «Работа с текстом: тема, заголовок, план составление характеристики человека на основе текста и репродукции» (4 класс)


Урок русского языка в 4 классе Ерёменко Н.Г., учитель начальных классов МБОУ: Романовская СОШ
УМК «Занкова»
Тема «Работа с текстом: тема, заголовок, план; составление характеристики человека на основе текста и репродукции»
Тип урока: комбинированный
Цели: образовательные
ознакомление учащихся с языковыми и речевыми понятиями, с правилами языка и речи;
определение темы текста, его главной мысли;
составление плана.
Развивающие
развитие коммуникативной компетенции учащихся, умения строить речевое высказывание;
осуществлять поиск нужной информации.
Воспитательные
формирование  у учащихся чувства патриотизма;
развитие и углубление знаний об истории и культуре России;
воспитание интереса к будущей профессии;
воспитание личностных качеств школьников.
Этап урока  Деятельность учителя Деятельность учащихся Универсальные учебные действия
Мотивация к учебной деятельности. Ребята, сегодня на уроке я вам желаю быть внимательными, сообразительными. Регулятивные:
-организация  своего рабочего  места.
Подготовка к основному этапу. Прочитайте слова, записанные на доске. (Приложение № 1) Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? Что будем делать? Ответы учащихся Регулятивные:
-целеполагание.
Получение новых знаний. Работа по учебнику. (Приложение № 2)
Откройте упражнение 158.
Какие задания необходимо выполнить?
Какую мысль хочет донести автор до читателя?
Сколько частей в тексте?
Работа в парах. Составьте план.
Чей вариант вам показался более точным? Чтение текста. Определение его темы, основной мысли Оглавление текста.
Учащиеся, работая в парах, составляют план, зачитывают и обсуждают варианты. Коммуникативные:
-умение строить речевое высказывание;
-умение сотрудничать.
Познавательные:
-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним искать информацию, строить ответ в устной форме.
Работа со словарём. (Приложение № 3)
В справочнике эпитетов найдите статью на слово характер. Какие слова отражают качества Суворова, описанные в тексте?
Работа с репродукцией картины К. Штейнбен «А.В.Суворов». (Приложение № 4)
Какие качества Суворова передал художник в его портрете (с. 4)?
Как он отразил эти качества во взгляде, позе, одежде полководца, в фоне, на котором тот изображён? Учащиеся работают со словарём, называют эпитеты, характерные Суворову.

Учащиеся рассматривают репродукцию, находят общее в тексте и в портрете. Лексическая работа над словом поза.
Познавательные: 
- осуществлять поиск нужной информации.
Коммуникативные:
-умение выражать свои мысли полно и точно.
Физкультминутка Мы станем все военными, Шагают на месте. Большими, здоровенными. Руки вытянуть вверх, опустить через стороны. Будем в Армии служить,  Будем Родину любить. Движения повторяются. Сад и дом свой охранять, Наклон вперёд, смотрим в «бинокль». Будем мир мы защищать! Шагают на месте. Актуализация знаний.
Работа в группах.
Одна группа возвращается к тексту о Валентине Серове (упр. 87) (Приложение № 5), другая группа к тексту о том, что такое успех (упр. 131) (Приложение № 6)
Какой ваш личный результат, вы бы считали успехом?
Когда и в чём вы добивались успеха?
Как вы думаете, что помогло Суворову стать непобедимым полководцем?
Какие качества объединяют художника и военного? Первая группа определяет, какие качества характера Валентина Серова помогли ему добиться успеха.
Вторая группа отвечает на вопрос: «Почему одинаковый результат одним переживается как успех, а другим как неудача»
Учащиеся называют успешные результаты.
Ответы детей. Коммуникативные:
-умение слушать и слышать;
-умение сотрудничать;
--умение строить речевое высказывание.
Познавательные:
-смысловое чтение;
-установление причинно-следственных связей
-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.
Личностные:
-самопознание;
Рефлексия Кем вы мечтаете стать, когда вырастите? Какими качествами должен обладать человек этой профессии? Что нужно делать, чтобы развить эти качества? Личностные:
-самоопределение; Регулятивные:
-планирование
Итог урока Что было интересным на уроке? Приложение № 1
4754880277495заголовок
0заголовок

27940064770Суворов
00Суворов

текст
6477635116205портрет
портрет

характер тема
Приложение №2
40830523114000

Приложение № 3 Приложение № 4
Приложение № 5

Приложение № 6