Подготовка к контрольному изложению с элементами сочинения
Конспект урока русского языка
Класс 5
Учитель Олейник Екатерина Павловна
Тема урока: Подготовка к контрольному изложению с элементами сочинения
Тип урока: урок развития речи
Цели урока:
- закрепить речеведческие понятия, известные учащимся;- развивать монологическую речь, образное и логическое мышление.- воспитывать чувство прекрасного.
Планируемые результаты:
Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
Познавательные: отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы.
Коммуникативные: уметь задавать уточняющие вопросы.
Личностные: положительная мотивация учебной деятельности
Ход урока
Организационный момент (запись числа, темы урока).
Вступительное слово учителя.
а) беседа с классом.
Ребята, на первом уроке мы с вами будем готовиться к написанию изложения по сказке Гаршина « Лягушка-путешественница». А на втором уроке будем писать изложение с элементами сочинения. Нам уже приходилось писать и изложения, и сочинения. Чем же они отличаются друг от друга? А для чего в школе учатся писать изложения и сочинения?
б) постановка целей урока (совместно с классом).
в) слово учителя
На уроке мы будем готовиться к написанию изложения с элементами сочинения. Изложения сжатого.
- Как вы понимаете этот термин?
(Да, отдельные фрагменты текста мы будем пересказывать кратко, другие - подробно.)
- Какие же кратко, а какие – подробно?
(Верно, сокращать будем те фрагменты, которые не несут особой смысловой нагрузки.)
Заключительная часть работы – написание сочинения-миниатюры, в котором каждый из вас выскажет собственную точку зрения, сделает выводы.
III. Объяснение нового материала.
Слово о В.Гаршине
Гаршин Всеволод Михайлович - выдающийся русский прозаик. Родился 2 февраля 1855 г. в имении Приятная Долина Екатеринославской губернии в дворянской офицерской семье. В 1874 году Гаршин поступил в Горный институт. Но литература и искусство интересовали его больше, чем наука. Гаршин быстро приобрел известность, особенной популярностью пользовались рассказы, в которых отразились его военные впечатления, - "Четыре дня", "Трус", "Из воспоминаний рядового Иванова.» В 1887 г. выходит последнее произведение - детская сказка "Лягушка - путешественница". 24 марта 1888 г. Всеволод Михайлович Гаршин покончил с собой . Похоронен писатель в Петербурге.
2. Чтение учителем отрывка из сказки "Лягушка - путешественница".
3. Аналитическая беседа по тексту.
- О чём идёт речь в тексте?
- Какова тема?
- Кто автор текста? Какие сказки В.Гаршина вам знакомы?
4. Работа над составлением плана.
- С какой целью мы обычно составляем план текста?
- Как же нужно составлять план предложенного текста? (Читать по абзацам, формулировать основную мысль).
- Можно ли объединять несколько абзацев в один? (Да, когда они раскрывают одну микротему).
На доске и в тетрадях дети записывают пункты плана и выписывают ключевые слова.А затем пересказывают по плану.
- Ребята, а чего не хватает в тексте?(Начала). Это вопрос, над которым вы должны поразмышлять и написать сочинение. Оно должно стать началом нашего изложения, вступлением.
5. Словарно-орфографическая работа.
- Как избежать повтора слов?
- Объясните правописание слов орфограммами, сгруппировав их по видам.
6. Пунктуационная работа.
- Какие знаки препинания вызывают трудность? Посмотрите схемы, найдите предложения, которые соответствуют им.
7. Работа над определением типа текста.
- Определите тип данного текста.
8. Устный пересказ текста по плану.
IV. Заключительная беседа.
Что такое сжатое изложение с элементами сочинения?
Какие части текста можно “сжать”, а какие нет?
На следующем уроке вы будете писать изложение с элементами сочинения по сказке В. Гаршина "Лягушка - путешественница".
На втором уроке учащиеся пишут изложение с элементами сочинения.
15