Планирование учебных занятий по русскому языку в 9 классе по курсу «Учимся писать сжатое изложение и сочинение-рассуждение. Подготовка к ГИА»


ГБОУ СОШ № 5 ОЦ г.о. Новокуйбышевска
Планирование учебных занятий по русскому языку
в 9 классе по курсу
«Учимся писать сжатое изложение и сочинение-рассуждение.
Подготовка к ГИА»
Учитель: Евстафьева Юлия Валериевна
Пояснительная записка
Цель занятий:
- повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, развитие связной речи, обеспечение подготовки учащихся 9 класса к прохождению итоговой аттестации по русскому языку в новой форме.
Задачи курса:
- обобщать и систематизировать орфографические и пунктуационные правила русского языка, совершенствовать грамотность учащихся;
- способствовать развитию творческих способностей учащихся, коммуникативных умений и навыков;
-формировать навыки, обеспечивающие успешное прохождение итоговой аттестации.
В ходе занятий учащиеся должны:
овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
научиться грамотно писать сжатое изложение, используя соответствующие приёмы компрессии текста;
владеть формами обработки информации исходного текста;
работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
уметь работать с бланками экзаменационной работы;
сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.
Первая часть работы ГИА в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля (точнее, научно-популярного подстиля). Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:
умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
умение адекватно воспринимать авторский замысел;
умение вычленять главное в информации;
умение сокращать текст разными способами;
умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.
Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо прежде всего научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.

Третья часть работы ГИА содержит творческое задания, которое проверяет коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности. Умение отстать свои позиции уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции. Программа рассчитана на 84 часа.
Разделы курса
Задание С1 – 30 часов: Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. Работа с текстом, границы микротем исходного текста.
Структурные особенности сжатого изложения. Работа с текстом, определение темы, идеи, ключевых(опорных) слов. Знакомство со структурными особенностями сжатого изложения.
Основные приёмы компрессии исходного текста. Работа с текстом. Знакомство с основными приёмами компрессии исходного текста .
Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма исключение. Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста .
Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма обобщение. Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста.
Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма упрощение. Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста.
Практическое занятие. Выбор приемов компрессии исходного текста. Создание собственного текста изложения, оценивание работы.
Задание С 2 – 54 часа
Структура сочинения на лингвистическую тему.
Критерии оценки задания С2.
Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.
Тезис сочинения на лингвистическую тему.
Аргументы в сочинении на лингвистическую тему.
Подбор аргументов в сочинении на лингвистическую тему.
Заключение в сочинении на лингвистическую тему.
Написание сочинения на лингвистическую тему.
Тематическое планирование
№ Тема занятия Кол-во часов
1 Вводное занятие. Цели и задачи факультатива. Ознакомление с содержанием и инструкцией по выполнению «Экзаменационной работы для проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений в новой форме по русскому языку».
1 час
2,3 Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе.
2 часа
4-8 Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное
членение текста. Работа с текстом, границы микротем
исходного текста.
5 часов
9-13 Структурные особенности сжатого изложения. Работа с
текстом, определение темы, идеи, ключевых(опорных) слов.
Знакомство со структурными особенностями сжатого изложения.
5 часов
14-18 Основные приёмы компрессии исходного текста.
Отработка приёма исключение. Работа с текстом, отработка
основных приёмов компрессии исходного текста . 5 часов
19-23 Основные приёмы компрессии исходного текста.
Отработка приёма обобщение. Работа с текстом, отработка
основных приёмов компрессии исходного текста.
5 часов
24-28 Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка
приёма упрощение. Работа с текстом, отработка основных
приёмов компрессии исходного текста.
5 часов
29,30 Самостоятельная работа. Написание сжатого изложения
2 часа
31,32 Структура сочинения на лингвистическую тему 2 часа
33 Критерии оценки задания С2 1 час
34,35 Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему 2 часа
36,37 Знакомство с критериями оценки выполнения заданий 2 часа
38-47 Тезис сочинения на лингвистическую тему 10 часов
48-57 Аргументы в сочинении на лингвистическую тему 10 часов
58-67 Подбор аргументов в сочинении на лингвистическую тему 10 часов
68-77 Заключение в сочинении на лингвистическую тему 10 часов
78-84 Написание сочинения на лингвистическую тему 7 часов
Программно-методическое обеспечение
Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. – М.: Экзамен, 2014.
Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2009: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме). – М.: Эксмо, 2012.
Семенец О.П. Изложение в 9 классе: технология подготовки. Экзамен: новый формат. – Санкт-Петербург: Сага, 2012.
Сычева В.П. Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме). Типовые тестовые задания. Критерии оценок. 9 класс. – М.: Экзамен, 2009.
Сычева В.П. Экспериментальная экзаменационная работа. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. – М.: Экзамен, 2008.
Цыбулько И.П., Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2009: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. – М.: Астрель, 2009.
ФИПИ http://www.fipi.ru/.