Конспект урока по русскому языку:Сжатое изложение (приемы сжатия текста).
Конспект урока
по русскому языку в 8 «А» классе
ГОУ СОШ №223 г. Москвы
Сжатое изложение
(приёмы компрессии текста)
Учитель русского языка и литературы Уварова Ася Ервандовна
2012-2013г.
Тема урока: приемы (компрессии)
сжатия текста.
Тип урока: комбинированный
- повторение,
- обучение,
- словарная работа,
- творческая работа.
Цели урока: - Ознакомить учащихся с различными приемами сжатия текста.
- Отрабатывать навыки написания сжатого изложения.
- Содействовать развитию мышления, внимания, памяти устной
и письменной речи учащихся.
- Воспитывать интерес к предмету, к слову посредством работы
с текстами.
- Умение точно определять круг предметов и явлений
действительности, отражаемой в тексте.
- Умение вычленять главное в информации текста,
владеть приемами сжатия текста.
Задачи урока: - Умение сокращать текст разными способами; правильно,
точно и лаконично излагать содержание текста.
- Находить и уместно использовать языковые средства.
- Употреблять синтаксические и грамматические конструкции,
владеть связностью речи и логикой изложения.
- Научить воспринимать текст.
- Научить определять общую тему, проблему, идею, авторскую
позицию.
- Тренироваться в определении микротем.
Оборудование: - компьютер,
- мультимедийный проектор,
- экран,
- разработанная презентация.
- словари: толковые, синонимов, антонимов, словообразований.
раздаточный материал:
- исходный текст изложения (для каждого ученика),
- памятки « Как писать сжатое изложение»,
- таблицы,
Ход урока.
Организационный момент.
2. Целеполагание:
Сегодня мы с вами будем работать с текстом , проанализируем его и научимся
отрабатывать приёмы сжатия (компрессии) текста.
На доске слово «компрессия» - лексическое значение по словарю.
3. Лингвистическая разминка:
- Вспомним, что такое текст?
(Текст - речевая единица, состоящая из предложений, связанных по
смыслу и грамматически)
-Что такое изложение?
( Передача в письменной или устной форме содержания прочитанного или
прослушанного текста)
-Какие типы изложений бывают?
подробное сжатое
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
содержание передаётся содержание передаётся
полностью, подробна сжато, кратко, обобщенно
4. Первичное чтение текста.
Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. (22 слова)
Сказки научат быть добрыми, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут, как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого. (30 слов)
Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень. (12 слов)
Сказки как прекрасен и увлекателен ваш мир. Мир, в котором всегда торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший – плохого, и в финале, как правильно, все счастливы. Нет, конечно, и среди вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и святые слезы. Они отчищают. (50 слов)
Бывают, правда, и злые сказки, в которых все наоборот. Но ведь и люди тоже бывают злые. А между прочим, даже среди вас, людей, злых значительно меньше, чем добрых, а уж про сказки-то говорить не приходится. Да и злой-то сказка становится от того, что кто-то обидел ее, сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут быть злыми от природы, такими их делаете вы, люди. (64 слова)
Вы, люди, специально, а чаще случайно, забыв о той поре, когда вы еще верили сказкам, причиняете друг другу боль. Вы, люди, забываете о все исцеляющей доброте сказок и мечетесь в жизненном тупике, ища выхода и не видя его. А ведь он поразительно прост. Надо верить в чудеса. Верить и жить. Жить так, чтобы жизнь превращалась только в добрые и веселые сказки. (61 слово)
5. Беседа по вопросам текста:
- Какова тема текста? ( -о сказке)
- Какова основная мысль текста?( надо верить в чудеса, превращая жизнь в сказку)
- Озаглавьте текст (варианты учащихся: Сказка, Сказка в жизни человека, Жизнь –
сказка)
- Определите количество микротем, озаглавьте.
- Выделите в каждой микротеме опорные слова.
- Определите стиль текста (художественный)
- Определите тип речи (повествование – рассуждение)
6. Работа с текстом.
Раздаточный материал каждому ученику в таблице
7. Объяснение нового материала.
Сжатие – это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений . При сжатии текста необходимо передать главное в каждом абзаце и во всем
Тексте в целом, используя авторские ключевые «опорные» слова и словосочетания.
К приемам сжатия «компрессии) текста относятся три способа:
1. исключение
2. обобщение или объединение
3. замена, слияние исключения и обобщения.
I. При исключении необходимо:
а) выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать
ненужные подробности и детали.
б) объединить полученное, не используя основные средства связи между
предложениями
Нельзя удалять из текста:
- основные детали, помогающие понять авторскую идею;
- аргументы автора, не пользуемые им для доказательства основной
мысли.
Чаще всего исключению подвергаются :
- однородные члены предложения;
- повторение;
- однотипные примеры;
- риторические вопросы и восклицания;
- цитаты;
- детали, которые не влияют на ход авторской мысли;
- пояснения;
- рассуждения;
- описания;
- слова, предложения, которые могут быть удалены без ущерба для
содержания.
Наблюдение: постараемся приемом исключения сократить
предложения в тексте Е. Кривченко (189 слов)
поэтапно.
Задача: сжать, сократить текст так, чтобы не исказить его,
передать главное, используя авторские слова и
словосочетания
Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле,
в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. (22 слова)
(Избыточными являются однородные обстоятельства ,
конкретизирующие, обобщающие слова везде, во всем. Уберем эти
однородные обстоятельства. Смысл предложения не изменится.):
Сказка живет везде, во всем. (5 слов)
Варианты учащихся
II. При обобщении или объединении необходимо:
- найти в тексте мелкие, единичные факты;
- найти в них общее;
- объединить эти факты на основе общего;
- сформулировать получившееся предложение
Наблюдение: -
Задача: постараемся приемом обобщения ( объединения) сократить
предложения.
- Cказки научат быть добрыми, ты увидишь, что они смогут выручить
из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут, как
весёлый, но слабый может победить сильного, но хмурого (30 слов).
( Оба предложения с однородными сказуемыми связаны одной мыслю: научат,
смогут выручить, покажут, настроят на оптимизм, слабый победит сильного,
веселый – хмурого; обобщаем понятия, исключая однородные определения и
объединяя однородные сказуемые)
- Cказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды (7 слов).
III. При замене необходимо:
- найти слова, смысловые части или предложения, которые можно
сократить с помощью замены обобщающим словом, простым
предложением;
- сформулировать получившееся предложение;
Замена может быть:
- однородных членов обобщающим словом;
- сложного предложения – простым;
- части предложения , или ряда предложений общим понятием или
выражением;
- прямой речи – косвенной;
- части текста одним предложением;
- части предложения местоимением;
Наблюдение
- Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не
очень.(12слов)
( Замена однородных членов обобщающим словом все)
- Сказки любят все (3 слова).
IV. А теперь, попробуем сочетать приемы исключения, обобщения
(объединения).
Наблюдение
- Сказкикак прекрасен и увлекателен ваш мир. Мир, в котором всегда
торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший –
плохого, и в финале, как правило, все счастливы. Нет, конечно, и среди
вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но
это святая грусть и святые слезы. Они отчищают.(50 слов)
( Выделим главное с точки зрения основной мысли текста: мир сказок добрый,
прекрасный, увлекательный; исключим детали, которые не влияют на ход
авторской мысли; объединим тир предложения, факты на основе общего; даже
когда они грустные, помогают нам стать лучше).
Мир сказок, где торжествует добро, прекрасен и увлекателен. Они
вызывают святые слезы и грусть, помогают нам стать лучше.(18 слов)
V. Сочетание исключения и замены
- Бывают, правда, и злые сказки, в которых все наоборот. Но ведь и
люди тоже бывают злые. А между прочим, даже среди вас, людей, злых
значительно меньше, чем добрых, а уж про сказки-то говорить не
приходится. Да и злой-то сказка становится от того, что кто-то обидел
ее, сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут быть злыми от
природы, такими их делаете вы, люди.(64 слова)
(Исключаем вводное слово, однородные члены предложения, заменяем
части предложения общим понятием, части текста одним предложением.
- Бывают и злые сказки, как и люди, которые их сделали. Но хороших
людей, как и сказок, значительно больше.(18 слов)
VI. Сочетание замены, исключения и объединения.
Наблюдение
- Вы, люди, специально, а чаще случайно, забыв о той поре, когда вы
еще верили сказкам, причиняете друг другу боль. Вы, люди, забываете о
все исцеляющей доброте сказок и мечетесь в жизненно тупике, ища
выхода и не видя его. А ведь он поразительно прост. Надо верить в
чудеса. Верить и жить. Жить так чтобы жизнь превращалась только в
добрые и веселые сказки. (61 слово)
(Исключаем вводное слово, обращения, однородные члены предложения,
заменяем части предложения общим понятием, части текста одним
предложением)
- Люди, забывая о великой силе сказок, обижают друг друга не находят
выхода из жизненных ситуаций. А выход прост: надо верить в чудеса и
жить, превращая жизнь в добрые сказки.(29 слов)
V11.Заключительный этап сжатия.
Сказка живет везде, во всем. (5 слов)
Мир сказок, где торжествует добро, прекрасен и увлекателен. Они
вызывают святые слезы и грусть, помогают нам стать лучше.(18 слов)
Бывают и злые сказки, как и люди, которые их сделали. Но хороших
людей, как и сказок, значительно больше.(18 слов)
Люди, забывая о великой силе сказок, обижают друг друга не находят
выхода из жизненных ситуаций. А выход прост: надо верить в чудеса и
жить, превращая жизнь в добрые сказки.(29 слов)
8. Закрепление темы урока.
Вопросы по закреплению:
- Как вы понимаете выражение сжатие (компрессия) текста?
(-преобразование, более сжатое, краткое изложение текста)
- Какие приёмы компрессии текста вы узнали и запомнили?
(-три способа: исключение, обобщение (объединение), замена)
-Что должны учитывать при написания сжатого изложения?
(- а) смысловые связи между эпизодами; б)- передача содержания каждой микротемы
и всего текста в целом; в) -текст должен быть законченным и цельным произведением)
9. Раздача ученикам памятки « Как работать над сжатым
изложением при первом чтении и после второго чтения».
10. Домашнее задание: написать сжатое изложение, соблюдая все приёмы сокращения, по исходному тексту В. Солоухина.