ОБУЧАЮЩЕЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА С ЗАДАНИЕМ ВВЕСТИ ЭЛЕМЕНТЫ РАССУЖДЕНИЯ


УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ в 5 классе.
ОБУЧАЮЩЕЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА С ЗАДАНИЕМ ВВЕСТИ ЭЛЕМЕНТЫ РАССУЖДЕНИЯ.
Решаемые учебные проблемы
- Что такое текст;
-Каковы признаки текста;
- как связаны предложения в тексте;
-Что такое абзац;
- Как правильно составить план текста
- обогащение словарного запаса обучающихся;
- выделить в произведении приоритеты общечеловеческих ценностей
- формировать эмоционально-ценностное отношение к изучаемому произведению;
Задачи для учеников
1. формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания
2. формирование у обучающихся умений к осуществлению контрольной функции;
3. контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма написания изложения
4. составление памяток к написанию изложения
5. составление плана текста
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, уважительное отношение к русской литературе, использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, произведения других авторов русской и зарубежной литературы), понимание общечеловеческих ценностей; осознание значимости чтения и изучения русского языка для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам, самообразования и социализации;
Метапредметные:
умение понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в высказываниях, формулировать выводы, овладение процедурами смыслового и эстетического анализа любого текста на основе понимания принципиальных отличий эстетического типа текста от нехудожественного; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать услышанное;Предметные результаты:
формулировать тему текста, идею, понимать гуманистический пафос произведения, сопоставлять план изложения; составлять памятку к написанию изложения , , определение собственной интерпретации и своего отношения к ней, осмыслено слушать, отвечать на вопросы по услышанному тексту, создавать монологические высказывания разного типа, умение вести диалог, подробно передавать содержание текста; Научиться вводить в работу элемент рассуждения, высказав свое мнение о поступке Коли и о том, что такое настоящая дружба.
Перечисленные запрограммированные результаты реализуются во взаимосвязанной системе на протяжении всего урока в разных структурных его частях, на разных этапах подготовки к написанию изложения с элементами рассуждения
Тип урока по форме: диалогический.
Тип урока по содержанию: практикум, исследовательский.
ЛУЧШИЙ ДРУГ.
Оставил Коля свой самокат на дворе, а сам ушел обедать. Не успел поесть, как видит, что на его самокате Вовка Чулков катается. Рассердился Коля и во двор побежал.
Думает мальчик: «Сейчас отлуплю Вовку, чтобы чужие вещи не брал». Подскочил к нему сердитый, даже кулаки сжал. А Вовка увидел его и сказал мальчику, который стоял рядом: «Знакомься, Игорек, это мой лучший друг Коля».
Смутился Коля, разжал кулаки и неожиданно для себя сказал: «Что же вы на самокате-то не катаетесь?». (80 слов) (По Ю.Ермолаеву)
1. Вопросы и задания
1. Вы прослушали текст, какова тема этого текста?
2. Идея?
3. Назовите стиль речи, которым написан этот текст? (Художественный, потому что автор использует изобразительные средства, характерные для художественного текста: прямая речь, обращения, просторечные выражения «отлуплю» и т.д. Цель художественного стиля – воздействие с помощью созданных образов на чувства и мысли читателей и слушателей.)4. Назовите тип речи. (Повествование – текст, в котором описываются события в определенной последовательности.)
5. А сейчас дайте еще раз прослушаем текст. Повторное чтение учителем текста.
6. На что рассердился Коля?
7. А вы бы рассердились?
8. Что его смутило?
9. Будет ли он теперь давать Вове самокат?
10. Как вы думаете, как поступил бы в этих же обстоятельствах Вова?
11. Кого же подразумевал автор, называя рассказ «Лучший друг»?
12. В чем же заключается настоящая дружба? Докажите.
УЧИТЕЛЬ. Вот сейчас мы с вами говорили о том, что, по-вашему, настоящая дружба. Тип речи, который мы использовали для этого, называется РАССУЖДЕНИЕ. Рассуждение – тип текста, в котором утверждается или отрицается какое-то явление, факт, понятие.
2. ПУНКТУАЦИОННО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА.
1. Доказывая, что текст художественный, мы с вами упомянули, что в нем есть прямая речь. А что такое прямая речь? (Прямой речью называется точно воспроизведенная чужая речь, переданная от лица того, кто ее произнес, подумал, написал.)
2. Из каких частей состоит предложение с прямой речью? (Предложение с прямой речью состоит из двух частей: речи чужого лица и слов автора.)
3. Где в тексте встречается прямая речь? (Когда Коля думает о том, что отлупит Вову, когда Вова представляет Колю незнакомому мальчику, когда Коля спросил, почему же мальчики не катаются на самокате.)
4. Обратить внимание обучающихся на то, что при написании изложения в тексте исключается использование прямой речи.
5. Преобразовать предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью, не акцентируя внимание обучающихся на понятии «косвенная речь».
6. Объясните правописание приставок в глаголах рассердиться, разжать, сжать. (В приставках на З и С перед звонкими согласными пишется буква З, а перед глухими согласными – буква С.)
7. Приведите свои примеры глаголов с такими же приставками.
3. ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ дату, вид работы, название текста.
Словарная работа.
Рассердиться, разжать, сжать, самокат.
4. Составление памятки к написанию изложения.
1. Внимательно прослушать текст.
2. Выяснить значение непонятных слов.
3. Определить основную тему текста.
4. Найти ключевые слова и словосочетания, которые важны для раскрытия темы.
5. Разделить текст на части и озаглавить их.
6. Еще раз внимательно прослушать текст.
5. Прослушайте еще раз текст, составление плана и пересказ текста с опорой на план.
6. Напишите подробное изложение; в конце его дайте оценку поведения Коли и расскажите о том, что такое настоящая дружба. (Пояснить, что рассуждение о том, что такое настоящая дружба нужно начать с нового абзаца.)
7.Рефлексия.
- Урок подходит к концу, давайте обратимся к приему «Незаконченное предложение», дополним высказывания: сегодня на уроке я узнал, что…, я понял что …, было трудно, когда…,я думаю о том, что на следующем уроке…
8. Домашнее задание: заполнить справочную тетрадь, выучить словарные слова.