Русский язык «Обучающее изложение по опорным словам «Три весны» для 2 класса»
Русский язык
Тема урока: Развитие речи: Написание изложения по опорным словам. Три весны
Цель урока:
Образовательная
Формировать умения писать изложение по опорным словам; использовать красную строку при его записи.
Воспитательная
Воспитывать познавательную активность, умение работать в коллективе, бережное отношение к природе;
Развивающая
Развивать речь и пополнять словарный запас;
Тип урока изучение новых знаний и способов деятельности
Основные понятия темы: части текста, опорные слова, красная строка
Оборудование урока, наглядность: картинки с изображением птиц, карточки с фрагментами текста, карточки для словарной работы, правила работы в группах, карточки для формативного оценивания, тетради для творческих работ по русскому языку, план работы.
Ожидаемые результаты:
Знать: как выделять опорные слова из текста;
как пишутся «опасные слова»
Уметь: письменно рассказать текст; писать каждую часть текста с красной строки; применить правила
начала и конца предложения.
Применять: опорные слова при письменном или устном пересказе текста. При составлении собственного рассказа.
Ход урока
Организационный этап
Содержание этапа
Главное правило для интересной и плодотворной работы:
- Один за всех и все за одного!
- Консультанты доложите о результатах выполнения домашней работы.
(отчёт консультантов по проверке домашнего задания)
Этап актуализации субъектного опыта учащихся.
- Ребята, я предлагаю посмотреть видео презентацию. Во время просмотра будьте внимательны, чтобы увидеть и услышать подсказки, которые помогут вам в работе на уроке.
- О чём идёт речь в видеосюжете? - о признаках весны
- Какие признаки весны перечислены? – прилетели птицы, тает снег, появляется молодая травка
- Сегодня на уроке мы будем писать изложение по опорным словам.
- Что такое изложение? – письменный пересказ
- Как вы думаете, на какую тему будем писать изложение? – о признаках весны
- Итак, тема сегодняшнего урока: Развитие речи: изложение по опорным словам Три весны
- Что нужно знать к концу урока?
как выделять опорные слова из текста; как пишутся «опасные слова»
-Какие умения нужно использовать при написании изложения?
письменно рассказать текст; писать каждую часть текста с красной строки; применить правила начала и конца предложения.
- Где можно применить полученные знания?
Подумать
- Итак, откройте тетради для творческих работ и запишите:
17 апреля.
Изложение
Три весны
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь в тексте? (о признаках весны в природе, о птицах )
Этап изучения нового материала.
Работа по тексту. Часть 1.
- В коробочке возьмите карточку №1 и прочтите текст.
Первой приходит весна в поле. На земле чернеют проталины. Прилетают грачи и скворцы. Грачи важно ходят по полю, ищут червей. Скворцы ловят насекомых.
- Ответьте на вопросы: Фронтальная работа
1. О чём идёт речь в этой части? (В этой части речь идёт о том, что первой весна приходит в поле).
2. Как можно назвать эту часть? (Весна в поле)
3. Какие можно выделить слова, которые помогут рассказать эту часть?
(приходит, чернеют, прилетают, ходят, ищут, ловят)
4. Какую роль эти слова играют в предложении и какой частью речи они выражены? (В предложении – сказуемое; выражено глаголом)
5. Какие слова можно выделить как «опасные» в написании?
Проталины – приставки «пра» не бывает
Грачи, скворцы, червей - безударная гл. в корне
Насекомых – словарное слово – надо запомнить!
Часть 2.
- В коробочке возьмите карточку №2 и прочтите текст. Самостоятельная работа
Наступает речная весна. Треснул лёд. Проснулись рыбы и рачки. Рады речной весне утки, гуси, лебеди.
- Ответьте на вопросы:
1. Какие признаки весны вы выделили в этой части? (Треснул лёд. Проснулись рыбы и рачки. Рады речной весне утки, гуси, лебеди)
2. Как можно назвать эту часть? (Речная весна)
3. Какие можно выделить слова, которые помогут рассказать эту часть?
(Наступает, треснул, проснулись, рады)
4. Какие слова можно выделить как «опасные» в написании?
Проснулись – приставки «пра» не бывает
Наступает – приставки «но» не бывает
Речная, рачки - сочетания «ЧК, ЧН, НЩ» пиши без мягкого знака!
Насекомых – словарное слово – надо запомнить!
Лебеди - безударная гл. в корне - лебёдушка
5. Какие по цели высказывания предложения в этой части? (повествовательные – рассказывают речной весне)
(Фронтальный опрос с дополнениями)
Физминутка
Звонко капают капели (кап-кап-кап); - дети произносятПтицы весело запели (чирик-чирик); - машем крылышками и произносим звукиВстретят солнце птичьи трели - потянулись на носочках, руки вверхПтицы к нам тепло зовут:Дятел – тук- тук - тук; - рукой стучим как - будто в дверьСиница – тинь-тинь-тинь; - вертим головой в разные стороныВорона – кар-кар-кар; - ходьба на местеВоробей – чик-чирик; - прыжки на местеСорока – ч-ч-ч-ч; - повернуться к соседу и сделать вид как – будто что-то говоришь на ухо, Грозный сокол вышел погулять –
Птички, птички – быстро улетать! - тихо сесть на место
Продолжение работы по тексту. Часть 3.
- В коробочке возьмите карточку №3 и прочтите текст. Групповая работа
Зима уходить не хочет. Она прячется в лесу. Долго там не тает снег. Но вот и третья лесная весна пришла. Набухли почки, показались первые листики. Поселились в лесу птицы. Запели, стали вить гнёзда, выводить птенцов.
- Составьте по одному «тонкому» вопросу к выделенной части и задайте его другой команде.
(Команды задают «тонкие» вопросы другим группам)
1. Какие можно выделить слова, которые помогут рассказать эту часть?
(Уходить не хочет, прячется, не тает, пришла, набухли, показались, поселились, запели, стали вить, выводить)
2. Какие слова можно выделить как «опасные» в написании?
Набухли – приставки «но» не бывает
Прячется, тает, не хочет - надо запомнить!
Уходить, весна, показались, птенцов, поселились - безударная гл. в корне – ходит, вёсны, кажется, птенчик, селится.
Работа в парах
- Расскажите друг другу по опорным словам весь тект.
«Знаки рукой» - стратегия формативного оценивания
«Большой палец - вверх» - справился хорошо, без затруднений
«Большой палец – в сторону» - испытываю затруднения
«Большой палец - вниз» - не смог выполнить задание
Этап первичной проверки новых знаний и способов деятельности.
Чтение текста учителем
- Прослушайте ещё раз весь текст, обращая внимание на опорные слова, и на «опасные» слова.
- Итак, куда приходит весна? (в поле, на реку и в лес)
- Сколько частей в этом тексте? (3 части)
- Каждая часть текста пишется с новой (красной) строки.
- Какие правила написания предложения вы знаете? (Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, а в конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знаки, в зависимости от цели высказывания)
Самостоятельная работа
- Откройте свои тетрадки. Напишите текст, куда приходит весна вначале, как рады речные жители весне, и что происходит в лесу с приходом весны.
- Кто написал – тихонько положите тетрадь на край стола.
Рефлексия
Подведения итогов
Заканчивая урок, давайте вспомним, какую цель перед собой мы ставили вначале урока?
- Что мы знаем?
как выделять опорные слова из текста; как пишутся «опасные слова»
-Какие умения использовали при написании изложения?
письменно рассказали текст; писали каждую часть текста с красной строки; применяли правила начала и конца предложения.
- Где можно применить полученные знания?
опорные слова при пересказе текста по литературе, познанию мира и др. предметам. При составлении собственного рассказа.
- Какие виды заданий мы выполняли во время урока, чтобы достигнуть цели?
(просмотрели видео презентацию о приметах весны, читали текст по частям, находили опорные слова, учились правильно писать «опасные слова», делали разминку, повторяли правила написания предложения, работали в группах, в парах рассказывали друг другу текст, самостоятельно работали)
Домашнее задание.
- В рабочих тетрадях, напишите ответ на вопрос: «Почему весна приходит сначала в одно место, затем в другое, а потом и в третье?
- Послушайте, какую песню поёт скворушка (видеофрагмент)
- На этом урок окончен! Большое спасибо вам!
Раздаточный материал
Часть 1
Первой приходит весна в поле. На земле чернеют проталины. Прилетают грачи и скворцы. Грачи важно ходят по полю, ищут червей. Скворцы ловят насекомых.
Часть 2
Наступает речная весна. Треснул лёд. Проснулись рыбы и рачки. Рады речной весне утки, гуси, лебеди.
Ответьте на вопросы:
1. Какие признаки весны вы выделили в этой части?
2. Как можно назвать эту часть?
3. Какие можно выделить слова, которые помогут рассказать эту часть?
4. Подумайте как правильно написать «опасные» слова и объясните почему:
Пр_снулись – ___________________________________
Н_ступает – ___________________________________
Речная, рачки - ___________________________________
Н_с_комых – ____________________________________
Леб_ди - _______________________________________
5. Какие по цели высказывания предложения в этой части?
Часть 3.
Зима уходить не хочет. Она прячется в лесу. Долго там не тает снег. Но вот и третья лесная весна пришла. Набухли почки, показались первые листики. Поселились в лесу птицы. Запели, стали вить гнёзда, выводить птенцов.
Задание:
Составьте один «тонкий» вопрос к выделенной части и задайте его другой команде.
Лист оценивания
Ф.И. эксперта _____________________________________________________
№
Имя ученика
Дом. задание (оценка)
1
2
3
4
ђђЗаголовок 115