Итоговое занятие по истории средних веков: «Турнир знатоков истории средних веков»


Турнир знатоков истории средних веков.
Тема: Итоговое занятие по истории средних веков: «Турнир знатоков истории средних веков»
Цели: 1. Закрепить знания полученные в результате изучения курса «История средних веков»
Оборудование: карточки с заданиями, текстами
План урока
Представление участников турнира и сообщение условий соревнований.
Стрелы Робин Гуда (знание исторических терминов).
Поединок доблестных рыцарей (знание исторических дат и действующих лиц средневековья).
Состязание менестрелей (чтение стихов о прекрасной даме собственного сочинения).
Варианты:
Чтение стихов средневековых поэтов;
Чтение сонетов шекспира;
Буриме.
Поединок магистров (сокращение текста, заменяя предложение терминами).
Варианты:
Исправление текста;
Логические цепочки.
Кто прячется за щитом? (узнавание исторической личности по описанию дел или событий).
Подведение итогов. Награждение.
Представление участников турнира и сообщение условий соревнований.
Под звук фанфар (фонограмма) входит герольд (ведущии):
-Досточтимые гости графства Регенсбург! Ее светлость Изабелла Бургундская имеет честь объявить открытие рыцарского турнира в честь двенадцатилетия своей дочери Ренальдины. В силе, ловкости ума сегодня состязаются рыцари отряда «Грюнвальд» и «Белая лилия». Гербы проверены – самозванцев нет.
Команды вывешивают свои щиты и громогласно произносят девизы. Например, «Знание – сила!», «По доспехам встречают – по уму провожают».
- Имею честь представить достойнейших судей: ее светлость герцог Изабелла Бургундская – она же учитель истории Пантак Ю.Г., ее светлость графиня Ренальдина она же ученица 6 класса Супрун Алена и его милость епископ Венский Бенедикт он же Филиппов Макс ученик 8 класса.
У суде на столах лежат листы с ответами и мешочек со старыми монетами, пуговицами или желтыми картонными кружками. За каждый правильный ответ в копилку команды отпускается одна монета или то, чем будут оценивать судьи. При правильнм выполнении одинакового задания на одну монету больше получают рыцари, выполнившие его раньше. Достоинство монеты роли не играет. Также оценивают менестрелей, чье произведение наиболее ярко прочитано или написано.
Стрелы Робин Гуда
На доску вывешиваются яркие мишени, как в тире. По одной на команду.
Каждый ответ отмечается на мишени соответственно количеству правильных ответов. Один ответ – 1 очко, 3 ответа – 3 очка, 5 ответов – 10 очков.
Герольд поочередно задает каждой команде по 5 вопросов.
Своеобразная наука, ищущая философский камень, способный обращать в золото любой металл. (алхимия)
Какие церкви образовались после 1054 года. (католическая и православная)
Назовите повинности крестьян Западной Европы. (барщина, оброк, церковная десятина)
Назовите руководителей христианской церкви. (священники, аббаты, епископы, папа римский)
Перечислите племена германцев, расселившихся по территории Западной Римской империи в конце V века. (вандалы, вестготы, остготы, англы и саксы)
Лучший образец изделия. (шедевр)
Стили средневековой архитектуры XI-XV веков (романский, готический)
На какие королевства распалась империя Карла Великого? (Франция, Германия, Италия)
Кто входил в феодальную лестницу? (рыцари, бароны, герцоги и графы, король)
Перечислите источники богатств католической церкви. (церковная десятина, плата за обряды, продажа церковных должностей, продажа индульгенций, плата за прикосновение к «святым мощам»)
Болгарский или сербский партизан (гайдук)
Назовите двух известных ученых Арабского халифата. (Аль-Бируни, Ибн Сина (Авиценна))
Кто работал в мастерской ремесленника? (мастер, подмастерье, ученики)
Назовите известные средневековые университеты (Оксфордский, Болонский, Парижский, Краковский и т.д.)
Перечислите причины Великих географических открытий. (Поиск новых путей из Европы в Азию; поиск новых рынков сбыта европейских товаров; поиск источников дешевого сырья; поиск золота для чеканки монет; поиск новых земель)
Борьба за переустройство церкви. (реформация)
На какие группы делились гуситы? (умеренные и табориты)
Какие государства Балканского полуострова были завоеваны турками-османами в середине XV века? (Болгария, Сербия, Византия)
Перечислите области Франции, сыгравшие большую роль в общественном разделении труда. (Бургундия, Нормандия, Шампань, Прованс, ФландрияКакие технические открытия и изобретения XV-XVI века вы знаете? (Усовершенствованный водяной двигатель; токарный и винторезный станки; механические часы; мушкеты; каравеллы и т.д.)
Поединок доблестных рыцарей
Вариант 1
На переносных досках спиной друг к другу. Участники команд из полученных табличек с датами и именами выбирают соответствующие пары и укрепляют в исторической последовательности. После выполнения задания участники объясняют написанное.
Вариант 2.
В центре каждой доски столбиком записаны исторические события. Участники должны напротив каждого слова записать дату, а справа прикрепить табличку с именем исторического лица.
Вариант 1. Содержание задания.
500г – Хлодвиг - Образование государства у франков.
630 г. – Мухаммед – Арабские племена приняли ислам и признали власть Мухаммеда.
800 г. - Карл Велики й – Образование Франкской империи.
1066г. – Вильгельм Завоеватель – Герцог Нормандии - Вильгельм– завоевал Англию.
1337-1453гг. – Жанна д Арк – Столетняя война между Англией и Францией, в ходе которой Жанна д Арк развернула народно-освободительную борьбу против англичан.
1381г. – Уот Тайлер – Крестьянское восстание в Англии. Тайлер был предводителем восставших.
1389г. – Милош Обилич – битва на Косовом поле между сербами и турками-османами. В разгар сражения сербский герой, идя на верную смерть, пытался убить султана.
1419-1434гг. – Ян Гус – Гуситские войны. Борьба чехов против католической церкви и засилья немецких феодалов. Ян Гус был инициатором этой борьбы.
1445г. – Иоганн Гутенберг – немецкий мастер, издавший первую в Европе книгу.
1492г. – Христофор Колумб – открыл Америку, до конца дней своих, считая ее Индией.
1498г. – Васко да Гама – Открыл морской путь из Европы в Индию.
1525г. – Томас Мюнцер – Крестьянская война в Германии. Борьба за переустройство католической церкви и за отмену феодальных порядков. Мюнцер был предводителем этой борьбы.
Состязание менестрелей.
Участники состязания сочинили стихи о своих учителях.
О, Оксана Александровна!
На уроках рисования, стоя у мольберта,
Вы божественно прекрасны,
Как на портретах Дюрера Альберта!
Умнейшая Ольга Кузьмовна!
Мы в вас безумно влюблены.
Завалены пятерками журналы
В тех классах, где работаете вы!
Гибкий стан и волосы по плечи,
Словно школьница вспорхнула в класс она,
Вечно добрая и на весну похожая
Наша Оксана Николаевна.
Ах Зинаида Александровна!
Свет ваших карих глаз
На уроках русского
Покоряет нас!
Хочется до боли ставить запятые
И писать диктанты непростые.
Поединок магистров
Вальтер был усердно занимающимся, поэтому дорога к высшей школе была ему знакома. По пути он видел, как люди из специального церковного суда вели на казнь отступника от веры. У здания городского совета он встретил своего товарища. Тот спешил на занятия, где должен был состояться спор по заранее выдвинутым вопросам. Он мечтал стать человеком, определяющим будущее по звездам. Вместе они купили книгу с красочными иллюстрациями. Точно такую же они видели у главы высшей школы. Обсуждая покупку, они остановились у собора, где мастера выкладывали узоры из цветного прозрачного стекла.
Сокращенный текст: Вальтер был студентом и дорога к у иверситету была ему знакома. По пути он видел, как инквизиторы вели на казнь еретика. Возле ратуши он встретил своего товарища. Тот спешил на диспут. Он мечтал стать астрологом. Вместе они купили книгу с миниатюрами.. Точно такую же они видели у ректора. Обсуждая покупку, друзья остановились у собора, где мастера выкладывали витражи.
Кто прячется за щитом?
Участвует вся команда. Ведущий поочередно берет со стола карточку с изображением средневекового герба с одной стороны и текста с другой. Команды должны узнать о какой исторической личности идет речь. Участники турнира отвечают поочередно на четные и нечетные карточки или записывают пронумерованные ответы на листе, а затем отдают судьям на проверку.
Он воспитывался в монастыре, но с детских лет тянулся к знаниям. Тайно он читал книгу Коперника и понял, что религиозное объяснение мира лживо. Он бежит из монастыря и ведет жизнь, полную тревог и скитаний, читает лекции и пишет свои научные работы. В них он утверждает, что «Вселенная не имеет края, но безмерна и бесконечна», а также то, что она состоит из бесчисленного множества звезд, каждая из которых – далекое от нас на солнце. У каждого солнца есть свои планеты, которые движутся вокруг него. Инквизиция жестоко расправилась с ним за его прогрессивные взгляды. (Д. Бруно)
Это был уникальный человек , обладающий многими талантами. Лучше всего реализовал себя в качестве художника и инженера. Его планы опережали время и осуществлены не были. После его смерти в личных бумагах были найдены разработки устройств парашюта и вертолета, подводной лодки и водолазного костюма. ( Леонардо да Винчи)
Испанец, храбрый и опытный моряк, он возглавил самое рискованное и долгое путешествие, в ходе которого были сделаны многие открытия, а одно из них подтвердило предположение древних ученых. (Ф Магеллан)
Его изобретение было одним из величайших открытий в истории человечества. Благодаря ему знания, накопленные людьми, стали распространяться быстрее. Этот мастер своим изобретением продвинул далеко вперед литературу, науку, образование. (И. Гутенберг)
Разорившийся рыцарь становится командующим народного войска. Его армия отличалась высоким боевым духом, стойкостью и дисциплиной. Тяжкие наказания ожидали воинов за грабеж, пьянство, ссоры и азартные игры. После ранения в голову полководец ослеп, но продолжал командовать, выбирая удобные позиции, ошеломляя врага неожиданными приемами и решениями. (Ян Жижка)
Дом его сожгли, и он с такими же удальцами, как сам, обитал в основном в Шервудском лесу. Был своеобразным грабителем с большой дороги. За что и воспевался в английских народных песнях. (Р. Гуд)
Он совершил более 50 походов в соседние страны. Его мудрость, сила и выносливость были воспеты в средневековых песнях. Этот воин и политик проявлял заботу о развитии образовании. По его приказу при больших монастырях открывались школы. Заботился он также и о сохранении книг. Один из его указов гласи: « Не дозволяйте мальчикам портить книги при чтении и письме!» (К. Великий)
Энергичный, умный и честолюбивый министр слабовольного короля не утратил известность до сих пор. Телевизионный экран частенько вещает нам о его интригах и кознях в эпоху средневековья. Всеми силами он укреплял могущество дворянского государства. Запретил дуэли. Любил кошелек и прекрасно вышивал. (кардинал Решилье)
Юрист, самый образованный человек своего времени, государственный деятель, стал известен после того, как была издана его книга. В ней он написал страну, где драгоценные камни служат игрушками для детей, а из золота куют цепи для преступников. (Т. Мор)
Ученый монах, профессор богословия дерзнул объявить еретиком самого римского папу. Выступал против торговли индульгенциями. Его речи были «ударом молнии в бочку с порохом» и стали началом борьбы за переустройство церкви. (М. Лютер)
Подведение итогов.
Подсчет монет в копилках даст ответ. Какая команда победила.
Звучат фанфары. Команды выстраиваются. Герольд объявляет результаты:
- Досточтимые граждане графства Регенсбург! На ваших глазах проходил поединок этих доблестных рыцарей. Как крепости, штурмовали они строй вопросов. Как львы, они покоряли одно за другим здания. Гибкость ума, прекрасную память и непреодолимуе стремление к победе показала команда…
Честь им и слава!
Ее светлость герцогиня Изабелла Бургундская присваивает им титулы баронов и награждает землями на юге Священной Римской империи.
Но покорила судей глубина знаний, точность ответов и настоящая боевая подготовка команды…
Трижды им честь и слава!
Ее светлость герцогиня Ренальдина вручает им знаки своей благосклонности (цветы, книги, ручки). Герцогиня Бургундская жалует титулы баронов и удостаивает чести сопровождать его на военный смотр у императора. Турнир объявляется закрытым.