Урок развития речи на тему Сочинение сказки по готовому началу
Урок развития речи 2 класс по теме
"Сочинение сказки по готовому началу"
Автор: Лещева Ирина Александровна ,учитель начальных классов МБОУ "Инжавинская СОШ», Инжавинский район , Тамбовская область, 2011г.
Тема урока:
«СОЧИНЕНИЕ СКАЗКИ ПО ГОТОВОМУ НАЧАЛУ»
Тип урока:
Развитие речиЦель: дать представление о составных частях текста.Задачи:Образовательные: научить составлять текст сказки по данному началу, коллективно составленному плану, опорным словам.
Развивающие: развивать творческие способности, связную устную и письменную речь, умение фантазировать.Воспитывающие: формировать положительную мотивацию учения.
Оборудование :раздаточные карточки, портреты писателей, выставка книг, картинки.
Ход урока.
Речевая разминка.
Упражнение 1. «Подуем на пушинки»: глубоко вздохнули, выдыхая, дуем на изображаемые пушинки, стараемся, чтобы они отлетели как можно дальше. Повторяем несколько раз.
Упражнение 2.
- Прочитайте стихотворение: ( карточки)
Облака, облака,
Пышные, белые,
Расскажите, облака,
Из чего вы сделаны?
Может, вас, облака,
Сделали из молока?
Может быть, из ваты?
Может быть, из белой
Из бумаги мятой?
Нет, мы дождевые.
Нет, мы снеговые.
Если летом мы плывем,
То с собой грозу несем.
Если мы плывем зимою,
То пургу несем с собою,
Вот какие мы!
И. Мазин
Вопросы:
- О чем говорится в этом стихотворении? Какие облака по цвету? По форме? Из чего «сделаны» облака? Чем по значению отличаются «облака», «тучки» и «тучи»?
- Подготовимся читать стихотворение выразительно. Каким тоном будем читать первую часть стихотворения? (Вопросительным).
Как будем задавать вопросы : грустно или весело, насмешливо?
-Прочитайте выразительно первую часть стихотворения.
- Каким тоном будем читать вторую часть стихотворения?( облака гордятся тобой и даже хвастаются). Обратите внимание на первые две строчки этой части: после слова «Нет» надо сделать паузу.
-Прочитайте вторую часть.
-Прочитайте выразительно все стихотворение.
Постановка творческой задачи. Накопление материала к сочинению.
Сегодня на уроке вы все превратитесь в сказочников и «попробуете перо» в сочинении сказок. Как вы понимаете выражение «пробовать перо»? (ответы детей - самостоятельно сочинить сказку).
- В начале поговорим о сказках. Какие сказки вы знаете? (Бытовые, о животных, волшебные.)
1) Игра: Узнай сказку по иллюстрации
Кто написал эту сказки?
Кто написал эту сказку? (ответы детей К.И.Чуковский)
Вывод: (У сказки есть автор. Такие сказки называются- литературными._-Каких писателей-сказочников вы знаете? (ответы детей: Пушкин А.С. ,Толстой Л.Н)
2). Посмотрите выставку книг. Как называются эти сказки? Кто их автор? О чем они?
- Чем отличаются сказки от произведений других жанров? ( В них всегда присутствует волшебство, чудесные приключения и превращения.)
3) Работа над сказкой.
- Сегодня мы сочиним сказку про маленькую тучку. Наша сказка так и будет называться «Сказка про Тучку».
- Как вы думаете, почему слово «Тучка» я написала с заглавной буквы?
-Из скольких частей состоит сказка?( из трех :зачин, основная часть, концовка)
В первой мы расскажем, как Тучка появилась в небе, во второй- как вы думаете о чем? ( о ее путешествии), а в третьей? ( о том, как она вернулась в свой домик.)
- Давайте обсудим содержание каждой части, озаглавим её, подберем опорные слова.
Часть первая. Мы уже говорили, что тучки состоят из капелек или снежинок.
Наша Тучка зимняя, в ней живут мохнатые снежинки.
-Давайте обсудим, как появилась Тучка на небе. Я начну сочинять, а вы мне помогайте.
- Высоко – высоко в небе, на вершине самой высокой горы стоял Тучкин домик.
Какой он? Опишите его.
( Сказочный, голубой, ледяной, украшении причудливыми ледяными и снежными узорами.)
-В домике жили мохнатые снежинки Они веселились и танцевали. Наконец им захотелось прогуляться, полетать по небу. Как они превратились в Тучку? (Они взялись за руки, укутались волшебным голубым покрывалом и стали маленькой Тучкой.)
- Как нам озаглавить первую часть сказки? (Рождение Тучки. Как снежинки стали Тучкой.)
- Назовите опорные слова для этой части сказки. (Вершина горы, Тучкин домик, ледяной, украшен узорами, мохнатые снежинки, веселились, танцевали, волшебное голубое покрывало)
-Вторая часть.
-О чем можно рассказать в этой части? ( о приключениях и волшебных превращениях Тучки.)
-Какие же приключения могли произойти с нашей Тучкой?
Продолжите. Она медленно плыла по небу и вдруг увидела( растение, животное, ребят)
Давайте выберем деревце. Например это.
- Какое это деревце дрожит на ветру?(Осинка.) Да, это тоненькая , нежная осинка. Почему ей так холодно? ( Все деревья укутаны белым снежным покрывалом, а осинка на поляне открыта всем ветрам)
- Что сделала наша Тучка? (Приоткрыла своё волшебное покрывало, и снежинки просыпались прямо на осинку, укутали ее.)
-Как изменилась наша Тучка? (Она посветлела от этого доброго дела и стала немножко тоньше.)
- Какие ещё приключения могли произойти с Тучкой? ( Может встретить кого – то на своем пути, например : животных, ребят.)
-А как вы думаете, кто ещё мерзнет в лесу? (Зайчик).
-Как Тучка согрела Зайчика? (Может превратиться в кого то и поиграть с ним.)
- В кого она превратилась? (например в лошадку)
- Как они играли с Зайчиком? (ответы детей)
- Как нам озаглавить вторую часть? (Тучка путешествует.)
-Опорные слова к этой части сказки мы записывать не будем. Каждый из вас сочинит ее по - своему. Придумывайте сами ,какие приключения произошли с Тучкой.
-Третья часть. О чем мы расскажем в этой части? ( О том , как Тучка возвратилась домой.)
- Когда Тучка решила возвратиться домой? (Вечером, когда солнышко село и стало темнеть.)
-Как она возвратилась? Кто ей был очень рад?
- Как мы закончим нашу сказку? ( Так закончилась эта удивительная история.)
- Как озаглавим эту часть сказки? (Возвращение домой.)
- Запишите опорные слова для этой части: вечер, смеркалось, устала, наигралась, соскучилась, встречали, удивительная история.
3. Самостоятельная творческая работа учащихся.
4. Проверка творческих работ.
5. Итог урока.- Какие бывают сказки?- Ваша сказка литературная или народная?- Понравилось вам быть сказочниками?
6. Домашнее задание:
- переписать сочинение в тетрадь по развитию речи.
Источники:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Методические рекомендации к работе по программе «Речевое развитие младших школьников» Л.Д.Мали, О.С.Арямова, С.А.Климова, Н.С. Пескова. , Пенза, 2007г.
Рисунок 7Рисунок 5Рисунок 19