Тема урока: Наброски и зарисовки животных и птиц из Красной книги Казахстана.




Предмет: Изобразительное искусство.
6 класс.
Раздел программы: « Взаимосвязь экологии природы и изобразительного искусства».
Удивительное рядом: умей видеть и наблюдать.
Тема урока: Наброски и зарисовки животных и птиц из Красной книги Казахстана.
Цель урока: Познакомить учеников с редкими и исчезающими видами животных, обитающих на территории Шуского района.
Выполнить наброски и зарисовки животных и сконструировать «Красную Книгу Казахстана».
Задачи урока:
Формировать графические навыки и умение в изображении предмета сложной формы.
Развивать чувство композиции, уметь сравнивать свой рисунок с натурой с целью передачи пропорций и особенностей формы животных.
Воспитывать бережное отношение к живой природе родного края.
Материалы и оборудование к уроку:
Для учителя: интерактивная доска, слайды : 1. «Животные и птицы Казахстана , занесенные в Красную Книгу». 2. Графика. Рисунки выполненные тушью и пером; рисунки в технике «гуашь»; аппликация; «Чуйская остролучка», «Дрофа-красотка», «Камышовый кот-Манул». 3.Плакаты: «Пусть бьется всегдазеленое сердце природы», «Чистой воды», «Сбережем каждое деревце», «Склони ружье перед красой», «Ни пуха ни пера!», «Не губи!», «Грачи прилетели», «Красная Книга защищает природу». Для учеников: альбом, простой и цветные карандаши, гуашевые краски , кисти , ластик , баночка для воды.
План урока:
1.Проверка организации рабочих мест.
2.Сообщение темы урока.
3.Работа на интерактивной доске: презентация, демонстрация слайдов.
4.Самостоятельная работа учеников: выполнение набросков и зарисовок в альбом.
5. Составление плаката «Красная Книга Казахстана».
6.Обобщение темы.
Коммуникативное общение: 1.Презентация.
2. Дорогие ребята, сегодня на уроке мы с вами поговорим об экологии природы и экологии изобразительного искусства. Познакомимся с редкими и исчезающими видами птиц , рыб и животных ,обитающих на территории Шуского района. Выполним их рисунки и сконструируем Красную Книгу Казахстана.
Экологиянаш общий дом,
Дом , в котором мы живем,
В нем должно быть всем уютно
Рыбкам, птицам и животным.
Демонстрация слайдов:
В реке Шу обитает очень редкая рыба «Чуйская остролучка». Длина ее туловища вырастает до 15 см. Водится она на прозрачных отмелях, и на перекатах реки. Туловище ее удлиненное, напоминает луч солнца. В летний день стайки рыб играя на отмели, напоминают золотистые лучи солнца. Верхняя часть рыбы серо-коричневой окраски отделена черной полосой от белого брюшка. На всем земном шаре такая рыба водится только в реке Шу.
В окрестных горах Шокпара , Далакайнара и Майтаса очень редко встречается прекрасная птица, словно жар-птица Дрофа-Красотка (Дуадак). Вес ее достигает в зрелом возрасте до 6-7 кг. Очень красиво оперение птицы, оно напоминает царскую мантию, накинутую на белую грудь. На серой головке с большими черными глазками развиваются пушистые белые кисточки.
А вот и камышовый кот «Манул» настиг свою добычу. Во взрослом виде кот достигает веса 6 кг., до 80см длины , и 50-60 см высоты. Водится кот в камышовых зарослях реки Шу, питается мелкими птицами, по отмелям ловит небольшую живность- рыбку, рачков, лягушек. Красив его окрасмех его желто-охристого цвета в черный горошек по всему телу.
Затем учитель предлагает рассмотреть слайды: Графика. «Последовательность построения рисунка, выполненного тушью и пером».
1рисуноккомпоновка фигуры рыбки, птицы, животного на листе бумаги.
2 рисунокуточнение пропорций и формы фигур животных.
3 рисунокпроработка свето-теневой моделировки и фактуры рисунка животного.
Пропорции рассчитывайте точно,
Длину, и высоту, и толщину фигуры намечайте ясно.
Затем должны вы форму уточнить, прорисовать мельчайшие детали, и сравнивать с натурой до тех пор, пока не справитесь с фактурой.
Фактурапрорисовка карандашом чешуек рыбы, перьев птицы, меха животного до того момента, чтобы было ощущение настоящего природного материала.
И зрители, увидев ваш рисунок, воскликнулипрекрасно!
Какая точная получилась «фотография»!


Выбор формата листа бумаги.
Компоновка – расположение фигур животных на плоскости листа, в зависимости от его размеров и положения в пространстве.
Уточнение пропорций и формы фигур животных.
Проработка светотеневой моделировки и фактуры рисунка животных.


Последовательность
выполнения рисунков
в цвете:

Красочный контраст.
Светлые цвета на тёмном фоне кажутся светлее, а на светлом темнее.
Холодные цвета делают соседние более тёплыми, а тёплые холодными.
Расположенные рядом дополнительные цвета усиливают яркость друг друга.
Нейтральный цвет принимает оттенок дополнительного цвета.


Ученики выполняют рисунки теми материалами, которые у них имеются в наличии.
Затем в класс заносим огромную книгу-плакат «Красная Книга Казахстана». Лучшие рисунки учитель вместе с детьми заносит в эту книгу.

Дорогие ребята!
Что мы можем сделать сегодня, чтобы сохранить природу родного края?
Изучить редких и исчезающих животных обитающих на территории Шуского района.
Не засорять берега реки Шу бытовыми отходами.
Не разорять гнёзда птиц.

Завершаем урок словами: «И ВЧЕРА , И СЕГОДНЯ , И ЗАВТРАВОВЕК ТЫ ЗАЩИТНИК ПРИРОДЫ ОДИН, ЧЕЛОВЕК!»

15