Открытое занятие по окружающему миру на тему «Охрана природы. Животные и растения Красной книги.»








Открытое занятие по
окружающему миру
на тему
«Охрана природы.
Животные и растения Красной книги.»









Подготовила: педагог
дополнительного
образования
Пшизапекова Альбина
Муратовна




Тема: Охрана природы. Животные и растения Красной книги.

Цели занятия:
-- познакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе, развивать познавательную активность, речь учащихся, чувство бережного отношения к окружающему миру
-- познакомить детей с Красной книгой Российской Федерации, с некоторыми растениями и животными, занесенными в Красную книгу; определить основные причины сокращения численности растений и животных, меры, необходимые для охраны.

Оборудование: презентация Красная книга, компьютер, мультимедийный проектор, экран, плакаты.

Ход занятия

Орг. момент
Основная часть

Все мы – люди, звери, птицы, растения, микроорганизмы – живем на планете Земля. Это наш общий дом. Все мы – дети одного большого царства Природы. Как сохранить природу? Как жить с нею в согласии? А может, лучше научиться понимать ее и бережно относиться к ней с самого детства? Сегодня об этом мы поговорим на занятии.

Люди любят повторять: «Человек – царь природы! Человек – победитель и покоритель природы! Нет пределу человеческому могуществу». Но из-за своего могущества человек стал причиной гибели многих животных, растений, их мест обитания. А какова будет жизнь человека без чистого воздуха, воды, шелеста листьев, пения птиц? Природе нужна помощь! Как ей помочь? Прежде, чем искать способы, надо знать, что охранять.
– Отгадайте загадки.

- «Через нос проходит в грудь и обратный держит путь. Он невидимый, и все же, без него мы жить не можем» (Воздух)
Презентация

1. С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост колечком. (Собака)

2. Длинное ухо, комочек пуха.
Прыгает ловко, грызёт морковку. (Заяц, кролик)

3. Не мой бы труд, не мой бы бег,
Ты плохо жил бы, человек.
Но в век машины и мотора,
Боюсь, в отставке буду скоро. (Конь, лошадь)


4. Весь день в воде,
А водой не насытится. (Утка)

5. По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (Гусь)

6. Рыжий молокозавод
День жуёт и ночь жуёт:
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко!

7. Съем червя, попью водицы,
Хлебных крошек поищу.
А потом снесу яичко,
Ребятишек угощу. (Курица)

– Кому посвящены загадки?

– Каких животных человек может держать дома?

И из этого следует, что мы должны
Охранять воздух, почву, воду, животный и растительный мир.
Мы знаем, что всё в природе взаимосвязано. И если мы будем по частям убивать её, связи нарушатся, а поскольку человек – часть природы, разрушив её, он и сам может погибнуть. Поняв это люди во всём мире стали объединяться, чтобы вместе охранять Землю.
В 1948 году учёные мира создали Международный Союз Охраны природы. По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, каким растениям и животным планеты надо помочь в первую очередь. Составили списки. Потом списки издали в виде книги. Назвали её Красная книга фактов. Это и была первая Красная книга.

– Как вы думаете, почему её назвали не синей, не белой, не жёлтой, а именно красной?

– Для чего она нужна?

Красный цвет – это значит внимание: не губите эти растения, не убивайте этих животных!
Почему в природе многие животные и растения становятся редкими?
Люди вырубают леса, загрязняют водоемы, где обитают животные и растения, убивают зверей из-за ценного меха.
Каждому пятому виду зверей, птиц угрожает опасность. За последние 60 лет на планете исчезло 77 видов зверей, несколько сотен видов растений и 26 видов птиц.
Презентация

Красная книга:

– информирует;
– призывает изучать;
– предупреждает;
– советует.

Из Красной книги мы узнаем, какие виды животных и растений в опасности. Она советует, как сохранить эти редкие виды растений и животных. Красная книга призывает изучать эти виды и предупреждает об их исчезновении.

В 1966 году Международная красная книга была издана в необычном виде. Обложка у неё была красная, а страницы – разноцветные: красные, белые, жёлтые, зелёные. Это было сделано для того, чтобы было видно, в каком положении находится то или иное животное или растение.

В Красной книге есть классификация растений и животных.

Каких животны,х и какие растения, занесенные в Красную книгу, знаете вы?
Презентация.

– исчезающие виды
амурский тигр

– сохраняющиеся
атлантический морж
джейран
кулан
кавказский медведь

– редкие
Выхухоль

– восстанавливающиеся
Зубры

Сейчас мы с вами говорили о зверях.

– Следующая страница Красной книги посвящена растениям.
Приложение 1
– Лотос
– Женьшень

Сон-трава, кувшинка, ветреница, горицвет.

– Поиграем в игру “Четвёртый лишний” и из неё узнаем, кому посвящена следующая страница
Красной книги.

Приложение 1
– заяц, ёж, лиса, шмель
– пеликан, синица, скворец, муха
– кошка, крот, енот, кузнечик

Шмель, муха, кузнечик (насекомые).
Дровосек реликтовый. Сообщение

Работа с пословицами.
Одна пчела много мёду не натаскает.
Муравей не велик, а горы копает.

– А теперь игра “Слово в слове”.

Шутка (утка)
Пробегусь (гусь)
Красовалась (сова)
Грифель (гриф)

– О ком следующая страница? (о птицах)

– Сообщение о белом журавле.

Итог занятия.

– С какой целью была создана Красная книга?

– Как в ней располагаются растения и животные?

– Как нужно относиться ко всему, что нас окружает? Бережно. ( Нельзя уничтожать растения и животных, которые нам не нравятся, т.к. все в природе взаимосвязано.)

Каждая сломанная веточка, сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесенная природе. И если каждый из нас нанесет одну такую рану, что же будет с природой?

Если ты что-то взял у Земли, отдай ей: посади дерево, покорми птиц, расчисти родник.
не оставлять мусор в лесу, не тревожить гнезда птиц, не ломать деревья и кустарники, не рвать цветов, расчищать родники, не ловить бабочек, сажать цветы, деревья и кустарники, не разорять муравейники, не разжигать костров в лесу и т.д.)
Рефлексия деятельности на занятии
Пришла пора подвести итоги. Что нового вы узнали? О чем бы вы хотели рассказать после нашего занятия своим родным и друзьям?

















15