Внеклассное мероприятие по экологии «Красная книга. Животные из красной книги»
Внеклассное мероприятие по экологии «Красная книга. Животные из красной книги»
Цель: дать представление о Красной книге; выделить основные причины исчезновения животных; воспитывать любовь к животным
Оборудование: Презентация-фильм,плакат
Ход урока:
1.орг. Момент
2.Сказать тему урока
3.Провести разминку
Разминка
①Домашняя рыба… (карп).
②Место разведения карпа… (пруд).
③Домашних зверей и птиц содержат на… (фермах).
④Домик для пчёл… (улей).
⑤Врач животных… (ветеринар).
⑥Время заготовки кормов… (лето).
⑦Корм для животных… (трава, сено).
⑧Трава, высыхая, превращается в… (сено).
⑨Продолжи: “Среди сельскохозяйственных животных есть: млекопитающие, птицы, рыбы,…(насекомые).
⑩Как называются крупные предприятия, где содержат огромное количество домашних животных?….(животноводческие комплексы и птицефабрики).
⑪Кого разводят на птицефабриках?…. (Гусей, кур, уток, индеек).
- Учитель.А вы знаете, что домашние гуси и утки весной вдруг начинают тоскливо кричать, становятся возбуждёнными. Почему?
Ответ: Предки домашних гусей и уток были перелётными птицами. Когда перелётные птицы пролетают высоко в небе, домашние гуси, утки тоскуют.
Назовите, какое значение имеют домашние животные в жизни человека.
(выслушивается ответ ученика)
Итак ребята, из выше сказанного мы выяснили, что человеку очень необходимы домашние животные.
Но кроме домашних животных, есть дикие животные.
Вопрос: Ребята, как вы думаете, для чего необходимы дикие животные?
Ответ: 1.Человек получает мясо, шкуры(мех); 2.Хищники-санитары; 3.Помогают размножаться растениям и т.д.
Обобщая ответы можно сказать:
Животные играют огромную роль в природе: без них не могли бы размножаться и расселятся растения и т.д.Они украшают нашу природу.
О люди, мыслю я, у всех у нас
Есть Мать одна
По имени Природа!
У ней для всех хватает доброты,
И мы живём, запечатлев навеки,
В душе её прекрасные черты
Поля, леса, луга, моря и реки.
- Учитель. Сегодня всех нас собрала очень важная тема-охрана природы, поговорим сегодня также и об охране животных.
Смотрите, к нам в окно влетели шарики с письмами. А что написано на конвертах? (Жалобы)
- А что означает слово “жалоба”? (Выслушиваются мнения детей)
- А теперь прочитаем запись на доске:
Жалоба - жаловаться-высказывать своё неудовольствие, просить помощи.
- Сейчас вскроем конверты и прочитаем, кто же нам прислал жалобы.
Жалоба № 1
“Я живу в полярном крае, там, где вечно снег и лёд. Раньше нас было много, но от безудержной охоты нас поубавилось. Даже с самолётов в нас стреляли. А всё из-за белоснежной тёплой шубы. Могло случиться и такое, что не осталось бы нас на Земле”.
-Учитель. Ребята, кто прислал эту жалобу? (Белый медведь)
- А что вы о нём знаете?
(Самый сильный хищник, любит рыбу…).
Жалоба № 2
“Меня называют владыкой джунглей. А ещё я живу в тайге, Уссурийском крае. Но, из-за вырубки лесов, из-за неумеренной охоты, пожаров, нас стало совсем мало. Моя шкура с длинной шерстью, с желтоватыми и чёрными полосами привлекает внимание людей”.
- Учитель. От кого эта жалоба? Что о нём знаете? (Это тигр)
- Посмотрите на этих сильных, ловких красавцев. От кого зависит их судьба? (От человека)
Вопрос: А как человек может им помочь?
Ответ: Человек взял под защиту этих животных и многих других, которых осталось очень мало.
Давайте посмотрим на эти таблицы, здесь рисунки животных, ими бы только восхищаться, если бы не тягостное обстоятельство: все они занесены в Красную книгу, и всем им угрожает опасность исчезновения с лица Земли. За последние 400лет на планете вымерло 150 видов животных. И стало очевидным, что надо принимать меры по спасению животного и растительного мира.
Вопрос: Ребята, что такое Красная книга?
Ответ: Это документ. Здесь факты, собранные учеными о животных и растениях.
Международная Красная книга была издана в 1966 году, в Лондоне. Она включала
200видов птиц,100 видов млекопитающих и 25 видов растений
Вопрос: А как вы думаете, почему назвали именно Красной книгой, а не желтой или синей?
Ответ: Красная книга-это сигнал опасности
Но в ней есть страницы, где представлены уже спасённые животные и растения.
Красная книга есть и в нашей школе
Стих: Охраняется Красной книгой
Сколько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи
Охраняются даже цветы.
Вопрос: А вы знаете почему в Красной книге страницы разного цвета?
Красные – исчезающие животные.
Красный цвет-это цвет опасности, он подаёт людям сигнал SOS.
Люди, будьте бдительны, на этих страницах перечислены растения, птицы и животные, которые в скором времени могут исчезнуть.
Например: птица Дрофа.
Недавно, это была многочисленная птица на юге России,
её среда обитания-степи.
Но человек распахал степи, превратил в поле. Осторожной пугливой птице не где стало гнездится . Ученые решили создать заповедник, чтобы спасти редкую птицу. Но одних усилий учёных недостаточно. Так как сегодня есть люди, которые пытаются поохотиться на редкую птицу .
Желтые страницы красной книги: эти страницы символизирует о том что есть на Земле животные и растения которые нужно беречь, а то в скором времени они исчезнут с лица Земли, о них вы должны знать.
Ребята, я буду читать сообщения о животных, а вы должны сказать, о ком идёт речь.
Самое крупное животное, которое знал мир. длина тела 50 метров, вес=160 тонн. Погибает животное. Так как человек в косметике использует его жир,он один даёт около 140 бочек жира.
ответ: синий кит
Этих животных истребляют ради кожи. Обитают они в болотах, яйца высиживают на берегу, зарывая под влажный песок, в красную книгу занесён только один вид.
ответ : кубинский крокодил
Крупное животное, обитающее на территории Белоруссии, питается растительностью, имеет слабое зрение, но очень острый звук. ответ: зубр
Самый крупный грызун нашей фауны, его мех с давних пор ценился очень высоко. Вырубка лесов в поймах рек привела к резкому сокращению поголовья животного.
ответ: бобр
Он производит впечатление собаки с кошачьей головой, такова его необычная внешность. Он из семейства кошек, но с длинными стройными ногами. Быстрее его ни одно животное бегать не может. Основная причина их вымирания – наступление человека на пустыни и саванны, места обитания этих зверей.
Ответ: Гепард
Белые страницы – редкие животные.
В 19 веке, люди стали замечать, что некоторые ценные растения и животные становятся редкими, и даже перестают существовать. Именно в связи с этим, начали создавать заповедники и заказники, задачей которых стала охрана редких растений и животных от уничтожения.
Заповедники-это острова спасения для животных, здесь исключена любая деятельность человека.
Черные страницы
Мне очень горько и больно, потому что на чёрных страницах Красной книги, списки растений и животных которых уже нет на Земле, и не будет.
На зелёных страницах сообщаются сведения о восстановленных видах животных. Животных разводят в неволе, чтобы вернуть их в естественные места обитания. Животные должны научиться выживать в новых условиях. В настоящее время в мире действует более 1200 национальных парков. В национальных парках и заповедниках сохраняются в естественном состоянии участки природы и с характерными для них видами животных и растений В заповедниках живут и размножаются редкие звери, у нас в стране есть своя Красная книга. «Красная книга Российской Федерации» Есть Красная книга Нижегородской области.
Любите родную природу-Озёра, леса и поля.Ведь это же наша с тобоюНавеки родная земля.На ней мы с тобой родились,Живём мы с тобою на ней.Так будем же, люди, все вместе,Мы к ней относиться добрей
люди обязаны спасти животных что же нужно сделать чтобы их спасти
запретить охоту
ограничить рыбную ловлю
подкармливать животных зимой
соблюдать правила поведения в природе так как жизнь животных часто зависит от нас самих и от нашего поведения в природе
1. Не ломай ветки деревьев и кустарников!
2. Не рви в природе цветов!
3. Без нужды не топчите траву!
4. Собирая грибы, лекарственные растения не берите от природы лишнего, благодарите её за щедрость!
5. Не разоряй птичьи гнёзда!
6. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!
7. Не лови диких животных и не уноси их домой!
8. Не убивай лягушек и жаб!
9. Нигде и никогда не сорите, не жгите костры!
10. Берегите зелёный наряд своей улицы и посёлка!
Трудно приходится животным зимой, мы их должны подкармливать. А как это сделать? Подскажите.
Ответ: Надо развешивать кормушки
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну
Много птиц в наших лесах.
Они охраняют деревья от вредных насекомых.
Благодаря охранным мерам, у нас значительно возросла численность пушных зверей.
Животные связаны между собой в цепи питания, оберегая одних животных-мы помогаем другим.
Давайте вспомним о каких животных мы сегодня говорили и разгадаем кроссворд .
Очень ценный пушной зверёк. Был на грани уничтожения, но предпринятые людьми меры спасли этот вид животных (соболь)
Владыка Арктики (белый медведь)
В двух-трёх летнем возрасте птицы создают пару и никогда не расстаются (журавли)
Это большая белая птица служит символом чистоты и нежности (лебедь)
Знахари готовили из частей его тела лекарства от слабости и трусости (тигр)
-1809751403985Детёныши этих птиц рождаются с длинными толстыми ногами, прямыми красными клювами и ходят 2года в сером оперении, а затем «одеваются» в розовый наряд (фламинго)
Прочитайте слово которое получилось по горизонтали (береги)
Ученики читают стихотворение
Стихотворение « Береги природу»
Ты видел, в лебедей стреляли?
Ты видел, как они упали?
Скажи, а если б птицы знали
И если б даже понимали,
Что их полет прощальным будет,
Их на заре подстрелят люди?
Скажи, они бы не летали?
Наверно, даже если б знали
И даже если б понимали,
То все равно б взмывали ввысь,
Ведь небо – это их стихия!
Ведь небо – это их свобода!
Ведь небо – это вся их жизни!
А в небе стая журавлей.
Так грустно над землей кружиться.
Земля… Скажи, что стало б с ней,
Когда б на ней умолкли птицы?
Тогда бы мертвым стало небо.
И – тишина в пустых лугах,
И, может быть, колосья хлеба
Не колосились бы в полях.
Я не хочу такого мира,
Где все так серо, все уныло…
Опомнись, вздрогни, человек.
Перед природой ты в долгу,
И славен будет пусть твой век
Травой душистой на лугу.
И трелью птиц веселой, звонкой,
И шумным плеском родника,
И гроздями рябины тонкой,
И синим глазом василька,
И свежим ароматом трав,
И рощи шумом, и дубрав…
Раненая Птица (Просьба)Музыка: А. ПахмутоваРаненая птицаВ руки не давалась,Раненая птицаПтицей оставалась...Этот сон давнишнийДо сих пор мне снится:На траве кровавойВздрагивает птица.Припев:Птицы, рыбы и звериВ души людям смотрят.Вы их жалейте, люди,Не убивайте зря!Ведь небо без птиц - не небо,А море без рыб - не море,И земля без зверей - не земля!Не земля!Не земля!
Люди-исполины,Люди-великаны,Есть у вас винтовки,Сети и капканы.Есть у вас бесстрашье,Сила есть навечно -И должно быть сердце,Сердце человечье!
Припев.Люди, человеки,Страны и народы!Мы теперь навечноДолжники природы.
Надо с этим долгомКак-то расплатиться,Пусть расправит крыльяРаненая птица!Припев:Птицы, рыбы и звериВ души людям смотрят.Вы их жалейте, люди,Не убивайте зря!Ведь небо без птиц - не небо,А море без рыб - не море,И земля без зверей - не земля!Не земля!Не земля!
Любите родную природу
Озёра, леса и поля
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная Земля
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней .
Так будем же ,люди, все вместе,
Мы к ней относится добрей.