Родительское собрание «Детство без жестокости и насилия»
Родительское собрание«Детство без жестокости и насилия»
-Здравствуйте, уважаемые родители! Я очень рада, что мне представилась возможность пообщаться с вами и провести у вас родительское собрание! Сегодняшнее собрание разрешите мне начать словами известного психолога Антона Семеновича. Макаренко:
Наши дети – это наша старость;
плохое воспитание – это наше горе,
это наши слёзы, это наша вина переддругими людьми, перед всей страной.
Слайд 2
- Сегодня мы с вами обсудим проблему существования насилия, жестокости с детьми, познакомимся с причинами, видами насилия и поговорим о том, как уберечь себя от этой трагедии. Возможно кто - то из вас подумал «зачем мне это? Со мной ничего подобного произойти не может!» Надеюсь, что это будет так, а наш разговор останется только разговором.
- Тема нашей встречи серьёзна и трудна. Это тема проявления нашими с вами детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти проявления живут не только среди нас, взрослых, но и среди наших детей. И возраст проявления агрессивного поведения явно помолодел…
- Давайте рассмотрим какие же бывают виды насилия в семье. Слайд 3
А сейчас мы с вами попытаемся разобраться, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её.
Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей. Агрессия может проявляться вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства) и физически (ударили).
А теперь я попрошу вас посмотреть на ответы детей, с которыми было проведено анкетирование по данному вопросу Слайд 4
- Давайте же попробуем разобраться, чем может быть спровоцировано такое поведение ? (ответы родителей)
1. Такое поведение можно расценить как импульсивность. Например, один толкнул другого, тот ему ответил мгновенно, не успев сообразить, что можно сделать еще. Завязалась драка.
2. Очень частой причиной детской агрессии является семейная ситуация. И в развитии драчливости детей огромную роль играет пример родителей.
Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упрёки и оскорбления. Психологи считают, что ребёнок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно, и она стала нормой его жизни.
Помните, если Вы зачастую наказывают ребенка физически, то у него происходит перенос подобного поведения на своих сверстников. Он просто копирует Ваше поведение. Вы должны помнить, что физическое насилие, как правило, дает временный результат, но зато вызывает у ребенка агрессивность. Слайд 5
3. Развитию драчливости способствуют телевидение и компьютерные игры. Естественно, изолировать детей от телевизора практически невозможно, но ограничить количество просматриваемых программ, а особенно фильмов, насыщенных сценами драк, физического насилия, просто необходимо. Содержание компьютерных игр также нужно контролировать.
- Иногда мы, родители, ведём себя очень неадекватно — готовы растерзать ребёнка за разбитую вазу, испорченную вещь, а то, что он пнул, например, беспризорного котёнка, мы спускаем ему с рук. При этом мы сами же
его в некоторой степени оправдываем «он не понимает, он нечаянно, я сделаю замечание и он больше так не будет».Слайд 6
Для снятия сильного эмоционального напряжения я хочу порекомендовать несколько упражнений (см. Приложение 1)
Психологи утверждают, что, зарождению жестокости у ребенка способствуют непосредственное насилие над ним в семье. Но в некоторых случаях достаточными аргументами для внедрения в детскую голову фразы «кто сильнее, тот и прав» являются неуважительное отношение к старшим, бабушкам и дедушкам.
- Уважаемые родители! Дети не могут сами сдерживать свои агрессивные инстинкты. Их необходимо этому учить. Давайте подумаем, как же это можно сделать? (предполагаемые ответы родителей)
Обратите пожалуйста внимание на последствия насилия для детей СЛАЙД 7 и 8
- Да, Вы правы. Расскажите ребенку о возможных способах выражения гнева и ярости.
1. При любой возможности - когда показывают драку по телевизору, когда вы видите дерущихся детей или ребенок гневно замахнулся на кого-то - объясняйте ему, что использование неприемлемо, что вредить другому человеку плохо. Сейчас сделать это будет очень сложно. Вам понадобится много раз повторять это, чтобы внушить ребенку, но постепенно он усвоит это положение, как закон. Слайд 9
2. Уделяйте внимание хорошему поведению. Часто ребенок начинает драться, чтобы привлечь к себе внимание, если его игнорируют или не хвалят, когда он ведет себя хорошо. Дети, которым кажется, что на них не смотрят, пойдут на все, вплоть до драки со сверстником, чтобы привлечь к себе внимание. Реагируйте на хорошее поведение ребенка, чаще хвалите его. Слайд 10
3. Узаконьте чувства ребенка. В отличие от действий любые чувства приемлемы. Дайте возможность выпустить пар. Для этого можно в домашних условиях:
- замешивать и мять тесто;
- взбивать подушки;
- мять глину, пластилин;
- кувыркаться;
- комкать газету и бросать ее в стену;
- можно предложить ребенку нарисовать карикатуру на обидчика, а затем ее порвать;
- плескаться в ванне. Слайд 11
4. Позволяйте ребенку кричать, выплескивать отрицательные эмоции. Если агрессии не дать выхода через слова, она проявится в поведении. Для этого можно использовать ”кастрюлю гнева”, ”мешок обид” и т.д.
И, конечно, нельзя оставлять без внимания больной вопрос всех родителей — наказание. За проявление жестокости и нанесение вреда людям наказание должно быть серьёзным. Насчёт физической расправы мнения разных специалистов очень противоречивые. Кто-то утверждает, что физические наказания травмируют ребёнка, кто-то говорит, что в меру они несут пользу. Тонкий момент заключается в том, что иногда просто нет другого выхода — ребёнок не понимает слов. Бывают ситуации, в которых требуется серьезное внушение, шоковая терапия — с помощью физического наказания. Но это не должно перейти в регулярное рукоприкладство… А что думаете Вы по этому поводу? Заполните пожалуйста предложенную вам анкету. (включить тихую спокойную музык, запись на диске) (см. Приложение 2)
- А на прощание я хочу рассказать Вам притчу. О ее основной мысли задумайтесь, пожалуйста, сами...
«Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.
Один волк представляет зло – зависть, жестокость, грубость, агрессию. Другой волк представляет добро – мир, любовь, верность, отзывчивость.
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь…»
Уважаемые родители! Я надеюсь, что перед Вами никогда не будет стоять вопрос, кого из 2-х волков “кормить”… Подходит к концу и наша встреча. Хочется, чтобы она оказалась для вас полезной. Обратите пожалуйста внимание на экран, где указаны номера телефонов и службы помощи в случае возникновении проблемы.
В завершении нашей встречи я хочу раздать вам памятки с дополнительной информацией (см. Приложение3), которая я уверена вызвала бы у вас размышления и желание построить взаимоотношения в семье по-новому и предлагаю посмотреть видео-ролик Карины Миносян к песне «Жестокость». (запись на диске)
Берегите себя и своих близких!
Список использованной литературы
Антонян, Ю. М. Жестокость в нашей жизни / Ю.М. Антонян. – М., 1995.
Берковиц Л. Агрессия: причины, следствия контроль – СПб.: Прайм, 2001.
Байбурин А.К. Топорков А.Л. У истоков этики. - Л., 1990
Гусейнов А.А. Апресян Р.Г. Этика. - М., 2000
Захарьева И.А.Нет Насилию! (Анализ проблемы насилия и его профилактики среди детей и подростков) – СПб.: изд-во СПб. Университета МВД России, 2000 Дети России: насилие и защита: Материалы Всероссийской научно- практической конференции – М.: РИПКРО, 1997
Колосова С. Агрессия и агрессивность // Школьный психолог, 2000 г., №25-28
Фромм Э. Психоанализ и этика. - М., 2003
Фромм Э. Искусство любви // Душа человека. - М., 1992