Урок русского языка в 6 классе по теме Правописание приставок пре- и при-
МБОУ «Карагайская средняя общеобразовательная школа № 1»
Конспект урока по русскому языку в 6 классе
по теме «Правописание гласных в приставках пре – и при - »
Автор: Попова Любовь Григорьевна,
учитель русского языка и литературы
Карагай, 2013
Цель: Развитие регулятивных УУД через выполнение продуктивных заданий
Задачи: 1.Определить условия правописания приставки ПРИ –
2.Научиться различать приставки ПРЕ – и ПРИ – по значению
3.Отработать новый способ действий в процессе выполнения продуктивных заданий
4. воспитывать бережное отношение к природе родного края
Проблема: Учащиеся не знают о том, что гласные в приставках не всегда пишутся единообразно, возможно ПРЕ – и ПРИ - . Проблемный вопрос: Как различить приставки ПРЕ – и ПРИ – в процессе письма?
Оптимальный вариант:
Если приставка обозначает присоединение, приближение, пространственную близость или неполноту действия, то пишется ПРИ –
Если приставка близка по значению к слову очень или приставке пере - , то пишется ПРЕ –
Конспект урока
1.Мотивация.
Объясните, как вы понимаете слова Л.Н.Толстого «Знания только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью»
2.Актуализация знаний Задание 1. Прочитайте стихотворение, определите, что общего слов с приставкой ПРЕ - ? В прекрасном замке на горе
Жила – была приставка ПРЕ - . Особа преотважная,
Важная – преважная.
Гордая – прегордая,
Добрая – предобрая.
Ее считали очень мудрой
И называли все премудрой.
Задание 2. Каково значение приставки в данных словах? Уберите лишнее.
Прекрасный, прежелезный, прескучный, прехорошенький, преноябрьский, презабавный, прерусский, премиленький
3.Целеполагание
Предположите, какая гласная может быть в слове ПР…УМНОЖИТЬ, сверьте полученный результат со словарем.
- В словаре: преумножить и приумножить. Определите тему урока и запишите в тетради.
- Почему мы не догадались, что можно написать ПРИ - ? Определите проблемный вопрос. (Каковы условия правописания приставки ПРИ - ?)
- Определите обучающую цель на урок.
4.Исследование
Определите гласную в приставке и проверьте по словарю. Что объединяет слова? Чем они различаются? Можно ли данные слова как – то систематизировать. При необходимости возможна подсказка: разделите слова на несколько групп.
Материал для исследования:
Пр…вязать, пр…лететь, пр…тормозить, пр…клеить, пр…морский, пр…плыть, пр…школьный, пр…глушить
Полученный результат (продукт исследования) зафиксируйте в виде схемы и сравните полученный вывод с теоретическим материалом в учебнике стр. 46, при необходимости дополните схему
присоединение
ПРИ - приближение
пространственная близость
неполнота действия
Рефлексия: Что в исследовании было самым трудным? Самым интересным?
5.Физкультминутка Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь слово с приставкой ПРИ - »
Привинтил, преградил, прибить, приблизиться, приволжский, премудрый, презабавный, прикамский, приглушить, прикрыть, прескверный, привинтил, приволжский, презабавный, приблизиться…6. Выполнение заданий на отработку нового способа действия
Задание 1. Отгадаем кроссворд, проверяем на слайде презентации. Что общего у всех слов, расположенных в кроссворде?
Лечь ненадолго (прилечь)
Сесть на краешек стула (присесть)
Встать наполовину, не во весь рост (привстать)
Заболеть несильно, ненадолго (приболеть)
Слегка поднять (приподнять)
Умолкнуть на время (примолкнуть)
Временно остановить (приостановить)
Задание 2. Словарный диктант. Глядя на картинки, запишите глаголы? Что у них общего?
- Скорость человека 4 – 7 км/час (пришел)
- Скорость стрижа 120 км/час, мухи – 7 км/час (прилетели)
- Скорость гепарда 110 км/час, страуса 70 км/час (прибежали)
- Прыжок кенгуру от 9 до 12 м (прискакала)
- Змея (приползла)
- Скорость рыбы 2 – 6 км/час (приплыла)
- Скорость поезда более 100 км/час (прибыл)
- Скорость света 300 км/ час ( ?)
Задание 3.Применяем изученное правило в системе похожих. Игра «Третий лишний» Почему данные слова «лишние»?
Пр…бежал, пр…шел, пр…чуда
Пр…усадебный, пр…вет, Пр…камьеПр…город, пр…чина, пр…горок
Задание 4 Творческая работа в группах
Послушайте песню «Лебединая верность» на слова поэта Дементьева в исполнении Мартынова. Почему песня называется «Лебединая верность»? Если бы вас попросили написать плакат, что бы вы написали?
(Не убивайте птиц! Пожалейте птиц!...)Напишите сочинение – миниатюру по данному началу.
Над рожью, по направлению к ребятам, неслась какая – то тень. Даша тихо вскрикнула и присела, мальчишки припали к земле, пригнули головы. Васька осторожно приподнялся, пригляделся, прислушался, вскинул ружье и прицелился…
7.Рефлексия
Удалось ли достигнуть поставленной цели? Понял ли я, когда пишется приставка ПРИ -? Что явилось причиной успеха или неуспеха? Доволен ли я своей деятельностью?
8.Домашнее задание:
1.Составить тест (15 слов) на правописание приставок ПРЕ – и ПРИ –
2.Составить кроссворд
3.Написать сказку «ПРЕ – и ПРИ - »