Урок по русскому языку для 5 класса по теме «Правописание приставок при-, пре-»
Урок русского языка в 5 классе с применением технологии РКМ. Комплект учебников под редакцией В.В.Бабайцевой.
Тема.
Цели:
Оборудование
Домашнее задание
1. Орг. момент.
2.Актуализация знаний на стадии вызова.
3. Изучение нового материала.
4.Первичное закрепление, тренировочные упражнения.
5.Выводы
по изученной теме.
6. Итоги урока. Правописание приставок при-, пре-(2 часа).
Познакомить учащихся с орфограммой «Буква и в приставке при-, буква е в приставке пре-« и её графическим обозначением на письме, тренировать учащихся в запоминании основных значений приставки при-, совершенствовать орфографические умения и навыки, мыслительные навыки учащихся: прививать навыки самостоятельной работы с книгой, систематизировать изучаемый материал, передавая его в сжатой форме в виде схемы. Учиться слушать мнение товарища, вести совместную работу.
Т.п.54, П. упр.645, 646,660, 647.
Исправленный кластер перенести в тетрадь-справочник , упр. 648.
Ход урока.
Постановка цели.
1. Покопаемся в памяти.
- Что вам известно о правописании приставок? (запишите в тетрадь).
(Возможный вариант ответа. Есть приставки, которые пишутся единообразно, например, подходит, написал. В приставках на –з, -с выбор согласной зависит от последующего согласного (перед звонким – з, перед глухим – с): разбежался, исследовать. В приставках раз-, рас-, роз-, рос- выбор гласной зависит от ударения).
Несколько учеников зачитывают ответы.
2. По следам выполненных упражнений.
- Распределите по группам. Сколько групп получилось? Почему? Выделите приставки.
Используют1, бездомный1, сговор2, сдержанный2, здание3, здесь3, подбежал3, разложил1, оздоровление2, обида3.
1-присавки на з- ,с-.
2-единообразное написание приставок.
3-слова без приставки.
Обратить внимание на фонетический принцип написания приставок из первой группы!
1.Игра «Верю-не верю».
Мы сегодня продолжаем изучать приставки.
Верите ли вы в то, что кроме приставок на з-, с- , есть другие приставки, которые нельзя писать единообразно?
Верите ли вы в то, что все приставки, которые нельзя писать единообразно, следует писать, руководствуясь фонетическим принципом (как слышим, так и пишем)?
Верите ли вы в то, что можно написать преступить и приступить?
Верите ли вы в то, что правописание приставок пре- и при- всегда надо проверять по орфографическому словарю?
Стадия осмысления.
2. Изучение теоретического материала по учебнику «Теория» п.54.
Задание: прочитать материал, составить кластер.
Присоединение,прибавление, приближение
3. Защита кластеров, работа над правильным вариантом.
Пре-=пере-
Пре- При-
Пре-=оченьБлизость
Неполнота действия
NB! Слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному
NB! Слова, где трудно определить значение приставки
Учащиеся вписывают в схему примеры.
Физкультминутка.
Встаньте, дети, по порядку,
Мыслям сделаем зарядку.
Прыгнешь с пре-,
Присядешь с при-.Не запутайся смотри.
Слова с приставками пре-, при-, где легко определяется значение, которые встречались в учебнике «Теория».
Работа со словами из упражнений 645, 646, 660.
Рефлексия.
1.Продолжение игры «Верю-не верю».
Ученики рассказывают, какие предположения были неверными и почему.
2.Написание эссе (включить то, что непонятно).
Примерный вариант.
Кроме приставок на з-, с-, есть ещё приставки пре-, при-, которые тоже нельзя писать единообразно. Но выбор гласных е-и зависит от того значения, которое приставка вносит в слово. Особую трудность составляют слова, где трудно определить значение приставок и слова, которые произносятся одинаково, но пишутся по-разному.
3.Полный орфографический и пунктуационный анализ 1-го предложения из упр. 647.
Едва пригреет солнце, как поплывут во все стороны незримые облака медвяного аромата.
Оценка работы детей.