Компетентностно-ориентированные задания по русскому языку и литературе,5-9 классы








Компетентностно-ориентированные задания по русскому языку
и литературе





Кабенова Улту Мурзахановна,
учитель русского языка и литературы высшей категории


















КГУ «Станционная основная школа»





Пояснительная записка

Задания разработаны по русскому языку и литературе для учащихся 5-9 классов. Структура компетентностно-ориентированных заданий включает в себя тексты заданий, предлагаемый список источников, т.е. литературу, используемую при подготовке ответов, шкалу для оценивания заданий, модельные ответы.
Задания носят научно-практический, эвристический, проблемный характер. Большинство заданий преследуют цель не только стимулировать познавательную активность, но и формировать логическое и творческое мышление, прививать любовь к чтению. Особенно ценным в структуре и содержании компетентностно-ориентированных заданий является то, что работа с ними формирует информационную компетентность обучающихся, учит не только работать с различными источниками информации, но и принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации, самостоятельно ставить и обосновывать цель, планировать и осуществлять познавательную деятельность для достижения этой цели, самостоятельно находить, анализировать, производить отбор, преобразовывать, сохранять, интерпретировать и осуществлять перенос информации, обрабатывать ее, применяя логические операции (анализа, синтеза, обобщения, структурирования, доказательства по аналогии, моделирования, систематизации материалов), использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности.
Часть заданий направлена на повторение и обобщение, закрепление изученного программного материала. Имеются задания интегрированного характера, в ходе работы над которыми учащиеся должны применить и пополнить знания не по одному предмету, а по двум, например, по русскому языку и по литературе, по литературе и географии. Материалы апробированы в учебно-воспитательном процессе. Выполнение этих заданий показало, что задания успешно
- формируют познавательную активность обучающихся;
-развивают логическое мышление;
-формируют информационную культуру;
-прививают навык самостоятельной работы;
-создают условия для интеллектуального самовыражения личности со способностями к гуманитарным наукам.











Русский язык

Компетентностно-ориентированное задание по фонетике «Звуки-сухофрукты», 5 класс.

Текст компетентностно-ориентированного задания.

Как известно, все звуки русской речи делятся на гласные и согласные звуки. В свою очередь гласные звуки в слове могут быть ударными и безударными. Безударные гласные звуки мы произносим так быстро( примерно со скоростью 1/10-1/20 секунды) и так неотчетливо, что легко один звук можно принять за другой. Без специальной подготовки не услышать звуковых различий, поэтому звучание гласного /о/ в слове «водовоз» мы условно заменяем изображением яблока. Под ударением яблоко сохранило цвет, форму, свежесть, и нет никакого труда узнать его. В слоге - до- звук /о/ яблоко уже потеряло прежнюю форму, объем, немного изменило цвет и узнается с трудом. В первом же слоге во- звук превратился в сухофрукт, его почти невозможно определить. Это уже и не яблоко, может, это груша или слива, потому что слышишь и не /о/, и не /а/, а что-то среднее между /о/ и /а/. Вот почему для проверки безударные гласные нужно ставить под ударение.
Назови в данных словах звуки-«сухофрукты» и звуки под ударением:
посвящен, очарован, подавать, переехать, путешественник, направление. Запиши слова в транскрипции, т.е. так, как они произносятся. Ответы занеси в таблицу

Слово
Ударные звуки
Какой слог
Звуки-«сухофрукты»
Какой слог

Посвящен-[]






Очарован-[]






Подавать-[]






Переехать-[]






Путешественник-[]






Направление-[]








Источники информации
Орфографический словарь русского языка. М, «Просвещение», 1982г.
В.М.Бурмако. «Русский язык в рисунках», М, «Просвещение», 1991г.


Шкала для оценивания ответов
«Отлично»- если 75% и более выполнено верно
«хорошо»- если допущены неточности, неверное выполнение до 25%


Модельный ответ
Слово
Ударные звуки
Какой слог
Звуки-«сухофрукты»
Какой слог

Посвящен- [Пасв'ащ'он]
[о]
третий
[а]
[а]
Первый
второй

Очарован- [ач'арован]
[о]
третий
[а]
[а]
[а]
первый
второй
четвертый

Подавать-[падават']
[а]
третий
[а]
первый
второй

Переехать-[п'ир'ийэхат']
[э]
третий
[и]
[и]
[а]
первый
второй
четвертый

Путешественник-[пут'ишэств'ин'ик]
[э]
третий
[у]
[и]
[и]
[и]
первый
второй
четвертый
пятый

Направление-[направл'эн'ийэ]
[э]
третий
[а]
[а]
[и]
[э]
первый
второй
четвертый
пятый


Компетентностно- ориентированное задание по заимствованной лексике, 6кл
Задание
Распределите приведенные ниже слова по языкам, из которых они были заимствованы. В выполнении задания вам помогут этимологические словари и школьный словарь иностранных слов. Ответьте на дополнительный вопрос: из каких языков в русский язык пришло больше всего заимствований на спортивную, военную, музыкальную, общественно-политическую, медицинскую, техническую и др.тематики.

Гимназия, карандаш, ранчо, гравюра, кирпич, абонент, энергия, фигура, аврал, либретто, реформа, садизм, фейерверк, пикник, моцион, сундук, фашизм, импресарио, тест, круиз, фигляр, террор, плед, силос, тюльпан, ефрейтор, разруха, буран, телефон, пляж, раса, вермишель, полиция, кредит, кросс, галстук, мастер, квартира, сессия, синтаксис, тюбетейка, шампунь, кухня, кедр, каюк, парикмахер.

Таблица для ответов

Немецкий язык
Тюркские языки
Французский язык
Английский язык
Латинский язык































Итальянский язык
Испанский язык
Польский язык
Греческий язык
































Список источников
Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. М., «Просвещение», 1991г.
В.В.Одинцов, Г.П.Смолинская и др. Школьный словарь иностранных слов. М., «Просвещение», 1983г.
М.Фасмер. Этимологический словарь русского языка. Москва, «Прогресс», 1986г.

Шкала для оценивания ответов учащихся
удовлетворительно
хорошо
отлично

23 слова
30 слов
Все 46 слов


Ответ на дополнительный вопрос
Ответ на дополнительный вопрос


Модельный ответ

Немецкий язык
Тюркские языки
Французский язык
Английский язык
Латинский язык

абонент
сундук
гравюра
аврал
террор

моцион
карандаш
реформа
пикник
фигура

фейерверк
буран
садизм
круиз
кредит

полиция
кирпич
раса
плед


парикмахер
тюбетейка
пляж
тест


ефрейтор
каюк

кросс


кухня


сессия


галстук


шампунь


Итальянский язык
Испанский язык
Польский язык
Греческий язык


либретто
ранчо
фигляр
гимназия


импресарио
силос
разруха
телефон


фашизм

квартира
энергия


вермишель


мастер


тюльпан


синтаксис





кедр



Ответ на дополнительный вопрос: больше всего в русском языке заимствований
- на спортивную тематику- из английского, немецкого и др. языков;
- на военную тематику- из немецкого, латинского и др. языков;
- на музыкальную- из итальянского, французского и др. языков;
-на общественно-политическую- из латинского, французского, немецкого и др. языков;
- на медицинскую- из латинского, французского и др.языков,
- на техническую- из английского, немецкого и др.языков
- на бытовую тематику- из тюркских, французского, латинского, славянских- польского, чешского, сербо-хорватского и др.яз.


Компетентностно-ориентированное задание по заимствованной лексике, 6 класс

Текст компетентностно-ориентированного задания

Рассмотрите рисунок. О каких языковых явлениях он рассказывает? Что еще вы смогли понять, внимательно разглядев детали рисунка?


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Предлагаемые источники информации
Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. М., «Просвещение», 1991г.
В.В.Одинцов, Г.П.Смолинская и др. Школьный словарь иностранных слов. М., «Просвещение», 1983г.
М.Фасмер. Этимологический словарь русского языка. Москва, «Прогресс», 1986г.

Шкала для оценивания ответа
«Отлично»- ответ на первый вопрос о заимствовании слова «банк» из французского языка и о происшедшей грамматической трансформации формы- категории рода: во французском это слово употреблялось в женском роде, а в русском языке слово «банк» внешне похоже на слова с нулевым окончанием «стол», «дом» и поэтому стало существительным мужского рода.
«хорошо»- ответ на первый вопрос о заимствовании слова «банк» из французского языка

Модельный ответ
На рисунке показан процесс заимствования русским языком слова «банк» из французского языка. Вместе с заимствованием происходит изменение грамматической формы- категории рода: во французском это слово употреблялось в женском роде, а в русском языке слово «банк» внешне похоже на слова с нулевым окончанием «стол», «дом» и поэтому стало существительным мужского рода.

Русская литература

Компетентностно- ориентированное задание по русской литературе, 5 класс

1. Текст компетентностно-ориентированного задания на знание произведений русских писателей и поэтов.
Цель:
-формирование читательского и познавательного интереса.
-литературоведческих умений и навыков.

Прочитайте тексты, отрывки из художественных произведений русских писателей, и установите соответствия между ними и перечисленными в левой колонке фамилиями авторов произведений. Каждый отрывок соответствует только одному автору, при этом один из них лишний. Занесите ответы в таблицу
Автор и его шифр
Отрывок

А-К.Бальмонт
1. Старая барыня, у которой он жил в дворниках, во всем следовала древним обычаям и прислугу держала многочисленную; в доме у ней находились не только прачки, швеи, столяры, портные и портнихи, - был даже один шорник, он считался ветеринарным врачом и лекарем для людей, был домашний лекарь для госпожи, был, наконец, один башмачник, по имени Капитон Климов, пьяница горький.

Б-Л.Н.Толстой

2.Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом,
Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть

В-А.С.Пушкин
3. Оглянуласьмилый к ней
Простирает руки.
«Радость, свет моих очей,
Нет для нас разлуки,
Едем! Поп уж в церкви ждет
С дьяконом, с дьячками;
Хор венчальну песнь поет;
Храм блестит свечами»

Г-И.С.Тургенев
4. Вот едет могучий Олег со двора,
С ним Игорь и старые гости,
И видят-на холме, у брега Днепра,
Лежат благородные кости

Д-А.И.Куприн
5.Пошел он к полковнику, выправил отпуск, простился с товарищами, поставил своим солдатам четыре ведра водки на прощанье и собрался ехать

Е-И.А.Крылов
6. И отец призадумался, потрясенный минутою,
И простил все грядущие и капризы, и шалости
Милой, маленькой дочери, зарыдавшей от жалости

Ж-В.А.Жуковский
7.Память об Эрне Первом, Эрне Великом, Эрне Святом, осталась навеки бессмертной в виде прекрасной, неувядающей легенды, сотворенной целым народом

З-М.Ю.Лермонтов
8. Говорили мне, что Фея,
Если даже и богата,
Если ей дарит Лилея
Много снов и аромата

И-
И.Северянин



Дополнительные сведения: определение названия и жанра произведений принесут вам лишние баллы

Таблица для ответов


1
2
3
4
5
6
7
8

Автор
(укажите буквой шифра)









Название произведения














Жанр










2. Список источников.

1.Русская словесность. Учебник для 5 класса общеобразовательной школы. Алматы, Атамура, 2001г.
2. Русская словесность:фольклор и литература. Хрестоматия. Алматы. Атамура.2005г.


3.Шкала для оценивания ответов обучающихся
Удовлетворительно
Хорошо
Отлично

До 6 правильных ответов об авторах произведений
6 правильных ответов об авторах произведений
8 правильных ответов об авторах произведений

Названы правильно 50% произведений
Названы правильно более 50% произведений
Названы правильно более 80% произведений



Определены правильно более 80% жанров произведений


4. Модельный ответ


1
2
3
4
5
6
7
8

Автор
(укажите буквой шифра)
Г
Е
Ж
В
Б
И
Д
А

Название произведения

«Муму»




«Волк на псарне»
«Светлана»
«Песнь о вещем
Олеге»
«Кавказ
ский пленник»
«В парке плакала девочка»
«Синяя звезда»
«Фея»

Жанр
повесть

басня
баллада
Стихо
творение
Рассказ
Стихо
творение
Литера
турная сказка
Стихо
творение


Компетентностно-ориентированное задание по русской литературе, 6 класс

Задание по повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»
Цель: формирование
- читательского интереса к произведениям А.С.Пушкина;
-литературоведческих умений и навыков.

Как вы знаете, особенностью композиции повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» является то, что события, происходящие с героями, описываются не в хронологическом порядке. Если составить план повести, то он примерно выглядит так:
Размышления рассказчика о нелегкой судьбе станционных смотрителей.
Первый приезд рассказчика на станцию и его знакомство с Самсоном Выриным и Дуней.
Вторая встреча рассказчика со смотрителем, рассказ Вырина о:
а) приезде на станцию гусара Минского и похищении Дуни;
б) поиске Выриным своей дочери в Петербурге;
4. Третий приезд рассказчика на станцию:
а) известие о смерти смотрителя;
б)рассказ мальчика о посещении Дуней могилы отца.
Составьте план описываемых событий так, чтобы они расположились в хронологической последовательности. Ответьте на вопросы: В каком еще произведении А.С.Пушкина хронологически непоследовательно описаны события? Для чего автор использует такой прием так называемой путаницы событий?

Предлагаемая литература
Русская словесность.Учебник для 6 класса общеобразовательной школы. Алматы, Атамура, 2002г.
Шкала для оценивания ответов
оценка «5»- за правильно(хронологически) составленный план и ответ на дополнительный вопрос;
оценка «4»- за правильно(хронологически) составленный план
оценка «3»- за правильный ответ на дополнительный вопрос
Модельный ответ
В повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» события, происходящие с героями, должны быть представлены в таком хронологическом порядке:
Первый приезд рассказчика на станцию и его знакомство с Самсоном Выриным и Дуней.
Приезд на станцию гусара Минского и похищение им Дуни.
Поездка Вырина в Петербург на поиски дочери.
Вторая встреча рассказчика со смотрителем.
Смерть станционного смотрителя.
Приезд Дуни на станцию и посещение ею могилы отца.
Третий приезд рассказчика на станцию:
Ответы на дополнительные вопросы: Примерно такой же «перепутанный» порядок в описании событий автор использует в повести «Метель». Данный прием вызывает у читателей интерес к описываемым событиям, заинтриговывает их, непоследовательность в передаче событий подчеркивает остроту конфликта.


Компетентностно-ориентированное задание по русской литературе, 6 класс
Задание по библейской притче о блудном сыне и произведениям русских писателей.
Цель: - формирование читательских интересов, литературоведческих умений и навыков;
-развитие логического мышления, аналитических навыков;
-воспитание чуткости, отзывчивости, милосердия.
Задание
Вспомните известную библейскую притчу о блудном сыне и ее мораль. Ответьте на вопрос: в каких произведениях русских писателей девятнадцатого и двадцатого веков, с которыми вы познакомились в курсе русской литературы в 6 классе, авторы с горечью рассказывают о несчастной судьбе героев, забывших заповеди названной выше притчи? Кто герои этих произведений? Как они поступили со своими близкими? Определите общую главную мысль(идею) этих произведений. Всю собранную вами информацию занесите в таблицу

Мудрые мысли(заповеди) притчи о блудном сыне
Произведения(укажите автора),в которой герои которых нарушили заповеди притчи о блудном сыне
Кто герои этих произведений? Как они поступили со своими близкими?
Определите общую главную мысль(идею) этих произведений








1-е произведение


1-е произведение




2-е произведение




2-е произведение




Предлагаемая литература
1.Русская словесность.Учебник для 6 класса общеобразовательной школы. Алматы, Атамура, 2002г.
2.Русская словесность:фольклор и литература. Хрестоматия. Алматы. Атамура.2005

Шкала для ответов
«Отлично»- правильный ответ на все вопросы или на 75- 80% вопросов(заполнены правильными ответами 4-5 фрагментов таблицы)
«Хорошо»- правильный ответ на любые четыре вопроса( если заполнены три фрагмента таблицы)
«Удовлетворительно»- правильно отвечено на 2-3 вопроса
Модельный ответ
Мудрые мысли(заповеди) притчи о блудном сыне
Авторы и произведения, герои которых нарушили заповеди притчи о блудном сыне
Герои этих произведений и их поступки
Главная мысль(идея) произведений


Люби ближнего своего как самого себя.

Заботься о своих престарелых родителях

Совершив ошибку и осознав ее, не бойся покаяться, сколько бы времени ни прошло.

Не завидуй брату или сестре. Родительской любви хватит на всех детей.

Умей прощать другому его ошибки










К.Г.Паустовский. Рассказ «Телеграмма»







Герои: Катерина Петровна, ее дочь Настя, соседская девочка Манюшка, сосед Тихон. Дочь Катерины Петровны Настя давно живет вдали от матери в большом городе. Больная престарелая мать нуждается в помощи, внимании со стороны дочери, тоскует по ней. Дочери гораздо ближе проблемы ее сотрудников. На письма матери она не отвечает. Лишь телеграмма от соседа о смерти матери вынудила Настю поехать в деревню, но мать, не дождавшись дочери, умирает. К Насте проходит позднее раскаяние.
Никогда не забывай о тех, кто дал тебе жизнь и любит тебя беззаветно.

Нужно быть заботливыми, чуткими и внимательными к родителям и своим близким. Милосердный человек милосерден ко всем.

Не откладывай доброе дело на потом, можешь опоздать, так как родители не вечны.

Позднее раскаяние приносит боль и опустошает душу


А.С.Пушкин. Повесть «Станционный смотритель»








Герои: Самсон Вырин, Дуня, Минский, рассказчик.
Дуня, уехав по воле случая, от отца в Петербург, живет в богатстве с мужем и надолго забывает о бедном отце. Отец предпринимает попытку вернуть дочь, но обидчик- богатый гусар Минский- унижает бедного отца, предлагая вместо дочери деньги. Несчастный и покинутый отец, спившись, умирает. К дочери Дуне приходит позднее раскаяние, она приезжает в родительский дом, но вместо отца обнимает могильный холмик.



Компетентностно - ориентированное задание по русской литературе
для учащихся 7-9 классов

Цель: систематизация, повторение и углубление знаний учащихся о жанрах литературы
Задание
Прочитайте в левом столбце (графе 2)определения литературных жанров, их отличительные особенности по языку и стилю, идейно-тематической направленности и пр.и установите соответствия между данной информацией и названиями жанров в последнем столбце. Занесите в таблицу ответов только соответствующие цифрам-кодам слова-коды из граф 1,3, получатся словосочетания из количественных числительных и существительных, согласованных между собой в роде, числе и падеже. Получится, например, такой ответ-словосочетание количественного числительного с существительным: 5 книг, что означает, что жанром философской, эстетической, литературно-критической, художественной, публицистической литературы, сочетающей подчеркнуто индивидуальную позицию автора, часто с непринужденным изложением, является эссе.

Цифра-код
Определение, характеристика жанровых особенностей
Слово-код для жанра
Название жанра

1
2
3
4

1
От прованс. «ballar»-плясать.Стихотворный рассказ на легендарную или историческую тему. Реальное нередко сочетается с фантастическим.
ель
Комедия

2
Краткий иносказательный рассказ поучительного характера. Действующими лицами часто выступают животные, предметы, в которых проявляются человеческие качества. Чаще всего пишутся в стихах.
яблоко
Сказка

3
От греческого «comoidia»-песня веселой толпы. Драматическое произведение, в основе которого лежит юмор, смешное
чашка
Стихотворение

4
Критический отзыв о каком-нибудь произведении, спектакле. В нем может содержаться как положительная, так и отрицательная оценка
парта
Рассказ

5
Жанр философской, эстетической, литературно-критической, художественной, публицистической литературы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора, часто с непринужденным изложением мысли. Ориентирован на разговорную речь
день
Басня

6
Небольшой рассказ, в иносказательном виде заключающий религиозное или моральное поучение
роза
Роман

7
Небольшое эпическое(проза) повествовательное произведение, в котором чаще всего описано одно событие из жизни героя
дом
Баллада

8
Повествовательное произведение устного народного творчества, основанное на вымысле. Героями являются вымышленные персонажи. Часто герои используют волшебные предметы.
книга
Эссе

9
Большое эпическое произведение, где действует много героев, жизнь изображается в развитии
окно
Рецензия

10
Небольшое лирическое произведение, для которого характерными признаками являются ритм, рифма
юрта
Притча



Таблица для ответа

Ответ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


Предлагаемая литература
1.Краткий словарь литературоведческих терминов. Москва, «Наука», 1984г.
2.Литература, учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 1996г.

Шкала для оценивания ответов
50 % правильных ответов- удовлетворительно
80% -//- - хорошо
100% -//- -отлично

Модельный ответ

Ответ

1 дом

2 дня

3 ели

4 окна

5 книг

6 юрт

7 парт

8 яблок

9 роз

10 чашек



Компетентностно-ориентированное задание для учащихся 7 класса по русской литературе по стихотворению А.С.Пушкина «Приметы»
Задание
Прочитайте стихотворение А.С.Пушкина «Приметы». Ответьте на вопросы
Старайся наблюдать различные приметы.
Пастух и земледел в младенческие леты,
Взглянув на небеса, на западную тень,
Умеют уж предречь и ветр, и ясный день,
И майские дожди, младых полей отраду,
И мразов ранний хлад, опасный винограду.
Так, если лебеди, на лоне тихих вод
Плескаясь вечером, окличут твой приход,
Иль солнце яркое зайдет в печальны тучи,
Знай, завтра сонных дев разбудит дождь ревучий
Иль бьющий в окна град, а ранний селянин,
Готовясь уж косить высокий злак долин,
Услыша бури шум, не выйдет на работу
И погрузится вновь в ленивою дремоту.

Что лежит в основе народных примет?
Какие приметы вы знаете? Расскажите о них.
Всегда ли сбываются приметы в природе?
Какую грань личности Пушкина демонстрирует стихотворение?
Расшифруйте анаграмму (слово или словосочетание, образованное перестановкой букв в слове или словосочетании) «Тирпемы».

Список источников:
Электронное пособие «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия».
Полное собрание сочинений А.С. Пушкина. Том 2. Издательство «Дрофа», 2000г.

Шкала для оценивания задания:

Вопросы
Баллы

1
5

2
5

3
5

4
5

5
5




Модельный ответ:
В основе народных примет – взаимосвязи между природными компонентами. Но причины природных явлений не всегда сразу видны. Иногда они глубоко скрыты и даже необъяснимы, иногда в основе совпадений лежат случайности.
Народных примет очень много. Их порой собирают в календари природы. Приведем некоторые: «окунь клюет, когда шиповник цветет», «май холодный – год хлебородный», «картофель надо садить тогда, когда цветет черемуха»
Конечно, приметы не всегда сбываются. Они могут подходить для одной местности и быть совершенно непригодными для другой. Нужны многолетние наблюдения, чтобы отобрать наиболее верные для своего района.
Наблюдательность, острый аналитический ум.
5. Приметы


Компетентностно-ориентированное интегрированное задание для учащихся 9 класса по русской литературе и географии
Прочитайте отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Вадим». Ответьте на вопросы

Свод неба мраком обложился;
В волнах варяжских лунный луч,
Сверкая меж вечерних туч,
Столпом неровным отразился. <. . .>

Суровый край! Громады скал
На берегу стоят угрюмом;
Об них мятежный бьется вал
И пена плещет; сосны с шумом
Качают старые главы
Над зыбкой пеленой пучины;
Кругом ни цвета, ни травы,
Песок да мох; скалы, стремнины
Везде хранят клеймо громов
И след потоков истощенных,
И тлеют кости – пир волков
В расселинах окровавленных.

Кого в Древней Руси называли варягами? Где их исконные земли? Почему А.С. Пушкин говорит об этом крае «Суровый край»?
В какой географической зоне лежит большая часть Скандинавского полуострова? Почему на побережье наиболее распространенными являются сосновые леса с бедным подлеском и травяным ярусом?
О какой грани личности А.С. Пушкина свидетельствует этот отрывок из неоконченной поэмы «Вадим»?

Список источников:
Электронное пособие «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия».
Полное собрание сочинений А.С. Пушкина. Том 2. Издательство «Дрофа», 2000г.
Учебник по географии для 7 класса общеобразовательной школы
4.Учебник по Всемирной истории для 7 класса общеобразовательной школы.

Шкала для оценивания задания:
Вопросы
Баллы

1
5

2
5

3
5


Модельный ответ:
1. В древнерусских источниках< до начала 13 века> « варяги» было собирательным обозначением скандинавов. Таким образом, их исконные земли располагались на территории Скандинавского полуострова, который является самым большим полуостровом Европы < 800 000 кв. км.>. В северной части его пересекает Северный полярный круг. Для таких широт весьма справедлива фраза поэта. «Суровый край».
2. Большую часть Скандинавского полуострова занимает зона тайги, южнее шестидесятой параллели переходящая в зону смешанных лесов. Сосна по сравнению с елью является древесной породой менее требовательной, она экологически более пластична. Поэтому в тех местах, где камень и песок, « Сосны качают старые главы» В связи с этим же «кругом ни цвета, ни травы», лишь мох, покрывающий песок.
3. Этот отрывок из неоконченной поэмы «Вадим» свидетельствует о широчайшем интеллекте поэта, его познаниях в области древней истории, географии, биологии.

15